Тура́н (авест. Tūiriiānəm, пехл. Tūrān, перс. توران, тадж. Турон «страна туров») — упоминаемый в Авесте и среднеиранской литературе исторический регион в Центральной Азии, населённый в древности скифскими иранскими племенами[1][2][3][4][5][6] с общим названием «тура»[7].
Позже Туранский бассейн или Туран[8][9] составляющий в физико-географическом смысле юго-западную часть Туркестана[10].
Содержание
1 Обозначение
2 История
3 Туран и тюрки
4 Туран в Белуджистане
5 Генеалогическое древо
6 Имена
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Обозначение
Этноним «тур» впервые зафиксирован в «Авесте» в двух формах: более древняя tūiriiānąm (наряду с этнонимами ариев (авест. airiiānąm) и саиримов (авест. sairimanąm)) и более поздняя tūra (tūr). Последняя форма впоследствии легла в основу топонима «Туран», который упоминается в древнеиранской мифологии и среднеперсидской религиозной и исторической литературе и документах, а также в средневековой персидской, арабо-мусульманской и среднеазиатской историко-географической литературе[11][12].
Туранцами (тура) 3 тысячи лет назад в момент формирования у части степных восточноиранских[13][привести цитату? 2789 дней] племён экономического уклада кочевого отгонного скотоводства стали называть ираноязычных представителей данного (тогда совсем нового) вида хозяйственной деятельности. И первым нарекло «туранским именем» своих собратьев-кочевников (самоназвание которых — саки) само же восточноиранское оседлое население тогдашней территории Казахстана и юго-западной Сибири, не принявшее «отгонно-кочевую» экономическую революцию тех своих родов, которые в первые века I тысячелетия до н. э. и стали «саками»[14][15][16][17].
В более поздние времена туранцами называли саков, массагетов, кушан, парфян, эфталитов и другие восточно-иранские народы. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где проживали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана[18]
История
Иранский эпос разделяет иранский мир на собственно Иран, как правило, идентифицируемый с Иранским нагорьем, и Туран, севернее Амударьи, примерно соответствующий нынешней Средней Азии. Эпический Иран — это страна мировых царств, первое из которых было основано Каюмарсом, легендарным соответствием первочеловека Гаюмарта, персонажа зороастрийской мифологии.
Согласно преданию, иранский царь Фаридун[1][19] поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему Салму достался запад ойкумены (согласно другой традиции, крайний Восток — Китай), младшему Эраджу — Иран, а Туру/Тураджу[20], среднему сыну царя — северные земли, которые и стали именоваться Тураном. Тур вместе с Салмом предательски убили Эраджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть грандиозный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью. В наиболее распространённой версии иранского эпоса, зафиксированной в поэме Фирдоуси, туранцы, потомки Тура, изображены извечными антагонистами царей Иранского нагорья[21][22].
Древние арии — предки иранцев и туранцев — называли свою страну «Aryānem Vaējah». Название образовано от самоназвания всех древних индоиранцев и является или прилагательным «Арийская страна», или генетивом «Страна ариев» в выражении типа авест. «airyānem dahyunam» («страны ариев»)[23].
В эпоху Ахеменидов (550—327 гг. до н. э.) понятие «Aryānam Dahyunam» трансформировалось в «Aryānem Xšaθram» — «Государство Ариев». Древнеиранское понятие «Aryānem Xšaθram» дало название государству Аршакидов (250 до н. э. — 224 н. э.) — пехл. «Aryānšaθr / Aryānšahr».
Название Государства Сасанидов (224—651 гг. н. э.) — Ērānšahr (пехл. ʼyrʼnštr), происходит от авест. Airyānem Xšaθram. Авестийский дифтонг «ai» трансформировался в среднеперсидский «е»[24].
Со времён Ахеменидов название «Иран» закрепилось за государствами западноиранских народов, создавших мощные централизованные империи. Страна восточноиранских народов — Туран — была политически раздроблена на отдельные государства, такие как Согд, Бактрия и Хорезм, а также между степными ираноязычными племенами саков, сарматов, юэчжей, массагет и др., которые охватывали территории таких регионов, как Причерноморье, Поволжье, Урал, современных Казахстана, Киргизии и Синьцзян-Уйгурского АР Китая. Позднее саки, кушаны и др. завоевали Согд, Бактрию и Хорезм, и всё междуречье Амударьи и Сырдарьи стало обобщённо называться Тураном. Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена Амударья.
Население Согда, Бактрии и Хорезма по языку изначально было северовосточноиранским[25] и, таким образом, близкородственным современному осетинскому языку. Известно, что Заратуштра обращался к согдийцам и бактрийцам на своём родном языке, условно называемом авестийским[26]. Он зафиксирован в «Гатах», являющихся наиболее древней частью книги «Авеста», из-за чего язык и называется авестийским. Авестийский язык был северовосточноиранским по типологии, и согдийский и бактрийский языки, дошедшие до нас в письменных памятниках, также характеризируются как восточноиранские: первый — северной подгруппы, второй — южной[27]. Раньше существовало мнение, что авестийский — это старобактрийский язык, но сегодня оно сошло на нет. Различие между западноиранскими и восточноиранскими языками можно увидеть на примере сравнивания персо-таджикского континуума (зап.-иран.) с памирскими языками (вост.-иран.)[27].
В IV веке кушанов сменили новая династия эфталитов — хайталов — выходцев из Бадахшана[28]. В середине VI века они упорно сопротивлялись Сасанидской империи, угрожавшей им с запада, и Тюркскому каганату, нападавшим на Туран с востока. В 561—563 годах тюрки заключили с Сасанидским Ираном союз против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова I Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. В 567 году под Бухарой произошла крупнейшая в истории региона битва между войском эфталитов и тюркской ордой. Битва длилась восемь дней и была самым кровопролитным сражением в истории Средней Азии, закончилось оно полным поражением эфталитов[29]. Позднее земли Турана разделили между собой Сасанидский Иран и Западно-тюркский каганат. Предполагается, что с этого момента и начинается процесс оседания тюркских племён в землях Турана.
Генетическое и лингвистическое наследие древних туранцев в Таджикистане сохранено в виде ягнобцев и памирцев, а также топонимики. Так, например, название современного памирского района Шугнан в «Шахнаме» приведено в более древней форме Шакнан со значением «страна саков». Судя по «Шахнаме», исторический Шугнан наряду с Хутталаном, Вашгирдом, Шуманом, Чаганияном и Термезом, входил в состав царства Афрасиаба, то есть Турана[30].
Этноним саков также сохранился в названии Ишкашима (ишкаш. Шькошьм) — административного района в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. По мнению исследователя Т. Н. Пахалиной, топоним имеет индоарийское происхождение и восходит к индоар. *sakā-kšam-, где первая часть может быть истолкована либо как название страны, где жило племя саков (ср. авест. sakā — название страны и народа), либо как название племени саков, а вторую часть можно сопоставить с санскр. *kšm- «земля», «страна» и с производным от него современным индоарийским kšama — «земля». В таком случае в целом слово «*sakā-kšam-», очевидно, означало «страна саков», «Скифия»[31].
Если Тураном в авестийскую эпоху называли степь и пустыни, окружающие междуречье Амударьи и Сырдарьи, то в средние века и вплоть до начала XX века — само аму-сырдарьинское междуречье, то есть историческую Согдиану, более известную под названием Мавераннахр[32].
Толковый словарь персидского языка «Фарханге Анандрадж[перс.]», составленный в 1888 г. Мохаммадом Падшахом в Индии, уточняет территорию Турана следующим образом:
«И Туран не идентичен Туркестану … Когда эта область была завоевана арабами, стала называться Мавераннахром…
Мавераннахр — это область, восточным пределом которой является Фергана, западным — Хорезм, северным — Ташкент, южным — Балх и Самарканд и является крупнейшим регионом Турана».[33]
Оригинальный текст (перс.)
— Мохаммад Падшах, «Фарханге Анандрадж», т. 1. стр. 1224
Туран и тюрки
Идентификация Турана как главного соперника Ирана с тюрками и Афрасиаба с их царём является поздним развитием сюжета, возможно, относящемся к началу VII века, когда тюрки впервые вступили в контакт с иранцами только в VI веке[34]. Масуди пишет об ошибочности данной идентификации, в отличие от Фирдоуси, который в своей поэме, наоборот, поддерживает эту точку зрения, складывавшуюся под влиянием постоянных вторжений тюркских племён в Мавераннахр и преобладающих негативных настроений среди персидских националистов[35]. Сами тюрки культивировали легенды про Афрасиаба как тюркского героя после того, как они вступили в контакт с иранцами и хорошо ознакомились с иранской культурной традицией[36].
Эдмунд Босуорт, описывая появление тюрок в мусульманском мире, отмечает, что «один из немногих учёных, рассмотревших Шах-наме с историко-критических позиций, Тадеуш Ковальский, указал, что Туран героической эпохи едва ли может быть идентифицирован с тюрками, что казалось естественным во времена Фирдоуси, ибо древние персы почти не имели контактов с тюрками. Туран Фирдоуси в действительности — кочевники-индоевропейцы евразийских степей, от массагетов до эфталитов или хионитов. Последние были значительной силой ещё в первом веке мусульманской эры, помогали согдийским князьям Мавераннахра и были головным отрядом сопротивления арабам в Северном и Восточном Афганистане. Поэтому, как указал Ковальский, тюрколог, который станет искать в Шах-наме сведения о древнейшей культуре тюрок, будет разочарован»[37][38][39][40].
После завоевания Согда тюрками в 565 г. в сопредельных странах, особенно в Иране, где источники ещё с авестийских времен фиксировали ирано-туранские столкновения, введённые в заблуждение фонетической схожестью двух этнонимов — «тур» (иранский) и «турк» (тюркский), название «Туран» (страна туров) стали употреблять в смысле «Туркестан» (страна тюрок). Тем не менее, «туранизация» тюрков началась в самом конце X в., после раздела Саманидского государства, объединившего Иран и Туран под одной короной между тюркскими династиями Газневидов, захвативших Иран, и Караханидов, оккупировавших Туран. В целях легитимации своей власти над Тураном, тюркские караханидские правители возвели свой род к Афрасиабу, легендарному шаху Турана, и стали называться «домом Афрасиаба». Самого Афрасиаба отождествили с героем тюркских сказаний Алп Эр Тонга[41].
Согласно Энциклопедии «Iranica», из-за проникновения тюркских племён в Центральную Азию, где, как предполагалось, жили туранцы, Туран ошибочно отождествлялся с тюрками, а «Иран и Туран» часто стали означать персов и тюрок, тогда как в оригинальной традиционной истории они представляют собой два иранских народа, оба из которых — потомки Фаридуна, но занимают разные области и часто воююют друг с другом, главным
