Средневековая Русь. 6793 год от Сотворения мира (1285 год от Рождества Христова)
Как только сошёл снег и солнце чуть подсушило землю, церковное посольство во главе с митрополитом Максимом выехало из Владимира в Киев...
Обоз был огромный. Несколько раз во время остановок Ивашка пытался сосчитать и людей, и подводы, но из-за общего столпотворения то и дело сбивался со счёта. Казалось, в обозе было не меньше сотни подвод, а при движении он растягивался больше, чем на версту.
К обозу присоединились торговые люди, что ехали только до Московского княжества. Вместе с тем, большую часть составляли подводы, что добирались до других русских городов. Для многих их них этот путь был кружным и окольным, но с огромным обозом и дорога была более безопасной...
В последние пару лет на Руси стало относительно спокойно. Не было ни княжеских междоусобиц, ни татарских набегов, ни иных напастей вроде голода и повальных болезней. Удельные князья не враждовали друг с другом. Великим князем опять был Дмитрий Александрович, а непокорный князь Андрей — его младший брат — всё так же безвылазно сидел в Новгороде. И хоть со стороны Новгорода до Владимира то и дело долетали слухи, что замышляет князь Андрей что-то недоброе против старшего брата, но разговоры те велись не первый год и пока оставались они не более, чем досужими слухами.
И все же нередки были случаи, когда на небольшие обозы, и даже на одиноких путников нападали лихие лесные люди. Обирали до нитки и не гнушались даже смертоубийством, если кто-то из путников пытался слишком явно отстаивать своё добро. И сколько бы ни ловили разбойников княжеские дружинники, и как бы жестоко и показательно ни наказывали их на глазах всего честного люда на лобных местах на площадях городов, а всё одно новый промысел, образовавшийся на Руси, изжить так и не получалось...
Не меньше трети подвод в обозе были монастырскими. Больше десятка из них после Москова должны были свернуть на север — в сторону Твери и Новгорода. Но часть пути иноки решили двигаться вместе с митрополитом Максимом. То ли по указанию Владимирского епископа, то ли по требованию игуменов из разных обителей. То ли надеясь на покровительство небес непосредственно митрополиту и веря втайне, что рядом с главой церкви точно не произойдёт ничего страшного. И всё это при том, что даже дорога через Переяславль была вроде бы и более привычной, и более надёжной, и людей на ней встречалось намного больше, чем на пути к местечковому, затерянному среди лесов и болот Москову.
Конечной целью для ещё нескольких подвод, нагруженных книгами и монастырскими ценностями, были Киевские церкви и обители. Но часть книг и икон везли непосредственно в Царьград — дарами на всеобщий собор. Два десятка иноков из Владимирских монастырей, среди которых был и Ивашка, также ехали с митрополитом до самого Царьграда.
Ожидалось, что в течение двух-трёх седьмиц из обителей со всех русских княжеств в Киев прибудут те, кто должен был составить окончательный состав посольства. И уже через месяц-полтора, после долгого отдыха и торжественной службы в Печерской лавре церковное посольство ото всей Руси во главе с митрополитом Максимом, собиралось тронуться в путь на большой православный собор. И уже на месте, в Царьграде подтвердить старинный договор 6371 года «О мире и любви» между Русью и Византией, а также принять участие во всех торжественных службах и обсуждениях новых церковных правил и законов...
Сколько должен был продлиться сам собор не было известно никому. Поговаривали, что вопросов и противоречий и в самой православной церкви, и её отношениях с римской католической церковью накопилось столько, что русское посольство вполне могло задержаться в Царьграде до самой зимы. До тех пор пока все вопросы не будут окончательно разрешены и пока не будет принят единый свод церковных правил и предписаний на ближайшие годы для всех православных земель, включая и русские княжества...
Оттого среди нагруженного на подводы добра взяли с собой иноки не только новые рясы, чтобы выглядеть опрятно на соборе и достойно представить свои земли, но везли и зимние вещи. Чтобы не замёрзнуть на обратном пути, если придётся посольству возвращаться домой уже по холоду.
Те из иноков, что были постарше и уже бывали в Киеве и Царьграде, рассказывали, что дорога от Владимира до Киева занимала обычно пару седьмиц. И то лишь в самом благоприятном случае. А уж дорога от Киева до Царьграда была и того дольше. Но всегда добавляли, что любые лишения в пути стоили того, чтобы своими глазами увидеть и Печерскую лавру в Киеве, и все святые места в Царьграде, включая и величественный собор Святой Софии — главный православный храм во всём христианском мире. Как и прикоснуться к святыням своими руками и вознести в них хвалы Господу. А уж коли суждено кому-то из посольства было попасть на Святую Гору Афон или в иные древние монастыри в Греции и Византии, любой православный инок после такого паломничества вообще по-иному начинал воспринимать христианскую веру. И точно бы уже никогда не нарушил ни одной из Божеских заповедей...
Поскольку все иноки в посольстве говорили на греческом, то даже разговоры между ними нередко велись на этом языке. Словно заранее примеряли они на себя роли посланников от русских княжеств в далёких землях.
Ивашка слушал те разговоры и при дорожной тряске, и во время остановок, но вопросов почти не задавал. И всё больше помалкивал. Казалось, сейчас сбывалась его самая заветная мечта с детства — посетить Царьград и Святую землю.
Продолжение - в книге
