План: Введение.
1.Средневековье.
А) Сущность понятия средние века и феодализм. Теория развития феодализма.
Б) Византийская цивилизация
В) Франки: образование европейского порядка и стран. А. Августин с теорией специфики германской нации в божественном предопределении истории
Г) Культура средневековой западной Европы: особенности.
Д) Средневековая философия.
Е) Церковь папы: спор об инвеституре, крестовые походы, реформация.
2. Феодализм в странах Востока
а) Арабский халифат и ислам. Народы Азии.
б) Тюрки и монголо – татары.
в) Особенности феодализма на Руси. Православие
г) Народы Америки в средние века. Великие географические открытия.
д) Народы Африки в средние века.
А) Термин «средние века» был впервые введён в оборот итальянскими гуманистами в начале эпохи возрождения. Под термином подразумевается этап всемирно исторического развития человеческого общества, предшествующий капитализму. Он отделяет античную цивилизацию от прединдустриальной, это срединный период. Феод – владение землёй за службу с арендой закреплёнными на ней крестьянами. Вассалитет формировал иерархию власти, родовая аристократия превратилась в абсолютизм монарха. Разрастание династии с усилением роли городов приводили к политической раздробленности страны. Сильна деятельность церкви, которая неотделима от государства. Натуральный характер производства с повинностями феодалу и государству (барщина, оброк, пошлина) за ренту. Свобода ограничивалась прикреплением к земле и зависимостью от хозяина участка, он брал часть ответственности на себя, сильна роль общины с круговой порукой. Низкий уровень развития техники, ремесленное производство.
Средневековая цивилизация развивалась в двух вариантах: запад и восток. Европейская, русская, конфуцианская китайская, индийская буддистская, османская- арабская восточная цивилизация востока – это классические для исследователей культуры 5 -16 веков.
В странах Европы феодализм сложился на развалинах Римской античности в ходе Великого переселения народов под влиянием варварских племён и медленной эволюции колоната, где раб получал права гражданина, но оставался связан экономически от патрономий. Марксизм считает, что это был синтез рабовладельческих, первобытнообщинных отношений в новое качество – это особенность. Племя – завоеватель, установившее в данном ареале своё военное господство, выступало основателем государственности (варварских королевств, приобретших со времени форму раннефеодальных монархий). Захваты земли, имущества, богатств ускорили превращение сложившейся у них ещё до вторжений родо – племенной аристократии в землевладельческую. Аллод – свободно отчуждаемый земельный надел сельских общин с судебной, податной, военной повинностями. Главное служить за земельную собственность королю, его вассалам. Иногда вассал моего вассала был не мой вассал. В Европе первоначально сложилось сильное государство франков (Хлодвиг), выросшее затем в империю, распавшееся на Германию, Италию, Францию. К 13 веку юридически закрепились привилегии господ. Католическая церковь чётко понимала сословия, поддерживала власть «помазанника Бога». Развитие городского ремесла, распространение наёмного свободного труда, обезземеливание крестьян с возрастанием денежного откупа уступали место государственной эксплуатации, обычай становился рынком, королевская служба с благородным существованием приводила к революциям. Удар нанесён Реформацией церкви: освобождение от догм мышления благодаря опытному знанию (науке) и гуманистической идеологии Возрождения. Развитие техники и Великие географические открытия развернули планету. Феодальные пережитки сохранялись долго, особенно в аграрных отношениях. Процесс стал необратим и вёл к прогрессу.
Единственное – попытаться собрать те особенности общественного строя и обычаев, которые наиболее были распространены в феодальных государствах в период 10 -13 вв. Над всей империей Карла Великого господствовали над обществом и созидали его следующие три фактора: крупное землевладение, обязанность собственников вооружаться и вести войну за свой счёт и положение духовенства как собственника. Общество делилось на два класса: на массу крестьян водворённых в крупных поместьях и на землевладельческую аристократию, состоящую из двух групп: из военных людей и людей церкви. Жители городов (bourgeoris) составляют, начинают с конца 11 века особый класс, средний между крестьянством и знатью, - так считают создатели книги «Эпоха крестовых походов» под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. Но города возникают уже после установления феодального порядка и даже содействуют его уничтожению.
Начиная с 9 века вся земля принадлежала крупным собственникам. Поместье занимало всю территорию деревни. Вся земля разделена на две части: господская с домом, в котором жил владелец или его приказчик. Остальная часть распределена между крестьянским семьями, они жили скученно в избах и обрабатывали участок земли, состоящий часто из частей в разных местах. Урожай принадлежал крестьянам, но взамен они обязаны были платить оброк и оказывать услуги собственнику и жили в зависимости от него. Размеры разнообразны по сходным порядкам. Например, что написано в договоре: «…Мавр крепостной и его жена свободная, имеют при себе двоих детей… Гентольд, колон из Сен – Жермена. Эти люди занимают одну крепостную мансу, содержащую две бонье пахотной земли, 21/2 десятины виноградника, 11/2 десятины луга. Они отбывают барщину на 8 десятинах виноградника, доставляют обычные меры вина, две сентье горчицы, три курицы, 15 яиц, отбывают задельную работу, барщину, извоз…» Мансы – это держания. В основных чертах эта организация установилась к 10 веку повсеместно. Большинство поместий превратились в современные коммуны и создали основную единицу деления страны. Хлебопашцы были либо рабами либо свободными. Крепостные, слуги (холопы). Из поколения в поколение платили подушную подать, плату за вступление в брак, мёртвая рука – похороны. Вступая в брак с чужаком, крепостная выходит из – под власти господина: понятно, что она может сделать это только с согласия хозяина. Право сводилось к вычету из наследства какой – либо вещи или единицы скота. Держание принадлежит феодалу, если семья распадается или вымирает, то хозяин распоряжается им. Уходя без разрешения, крестьянин причинял убыток помещику, так как лишал его своих услуг; господин имел право преследовать беглеца и заставить его вернуться. Соглашения с соседними владениями и целые расследования над ускользающими людьми к другому сеньору или в монастырь, либо в город. Живя на крепостном держании свободный человек должен был оговорить свою свободу договором, чтобы не потеряться. Были и свободные фермеры, которые платили годовую сумму ценза. Были и гости, чужеземцы, допущенные к проживанию в имении. В Европе к 13 в был значителен вес свободной земли. Наиболее тяжким стало крепостничество в России с яркими формами рабства. Это называлось эксплуатацией. Организация крупного поместья по своему характеру делала неизбежным принуждение держателей к уплате оброка и отработкам барщины через приказчика. Это явление мы наблюдаем ещё и в настоящее время. Захват и насилие, право взимать дорожную пошлину, штрафы, десятину церкви, нести охрану владений. Обман дурен. Платежи взимаются или деньгами или натурой, уплачиваются в определённые сроки или при известных случаях. Оброк есть денежная рента и уплачивается за аренду земли, дома. Натуральная – продуктами, сеном, птицей, воском, зерном, головой скота. Существовала ещё группа таможенных, торгово – производственных пошлин, например – сеньор имел первоочередное право продвижения своих товаров. Право рубки деревьев в лесах, пасти скот на лугах пастбищ, ловить рыбу в реках – запрудах ограничивалось. Взвешивание своими весами и мерами. Суд, штрафы оговаривались. Законы охраняли собственность государя и его подданных вассалов. Барин иногда брал из дома понравившуюся вещь или гостил у человека, давал кредит. Барщина, то есть обязанность лично исполнять известную работу существовала как в пользу хозяина, так и государства (строить мосты, ремонтировать школы и дороги), помощь в перевозке мебели, обязаны были чистить рвы вокруг замка и пруды, оказывать помощь в случае пожара или наводнения, помогать в войнах и охране – строить укрепления, рвы, частоколы. Часто управляющие или приказчики удерживали часть доходов. Государство регулировало споры через законы, указы.
Ещё Карл Великий обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. У человека, вполне вооружённого для битвы – у рыцаря тело защищено доспехами. Туника из кожи или материи покрытая металлическими бляхами или кольцами словно кольчуга с капюшоном, к чулкам приделывали шпоры. Во время битвы надевался шлем – шапка с забралом прорезью для глаз и наносником. Чтобы отражать удары рыцарь носил щит из дерева и кожи с эмблемой рода, на ремне через плечо с ручкой внутренней стороны для управления. Из оружия популярен меч и копьё с полосой материи флагом. Для битвы нужна была особая лошадь, которую ведёт слуга. Перед началом сражения воин надевает доспехи, садится на коня и устремляется вперёд остротой копья. Слуги сражались топором и пикой, луком со стрелами, их часто называли оруженосцами, к 13 веку и те и другие составляли привилегированное светское общество. Обычно доход обеспечивался добычей и поместьем с держателями крестьянами. После короля высшую ступень занимают князья с титулом (герцог, маркиз, граф) – суверены целых провинций, приводившие на войну тысячи рыцарей. Затем следуют знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну отряд. Их называли баронами, сирами, лордами – на латинский они звучат dominus (господин). Ещё ниже стоит вся масса древней знати – рыцари, во Франции кабальеры – почти каждый из них служил крупному собственнику и сопровождали его в походах, воевали и на свой риск. Постепенно оруженосцы из горожан гордились свои титулом. Совместная жизнь в походах смягчает неравенство, дворянство окончательно замыкается и изолируется. Люди обычая и разночинцы зафиксированы в документах: наследственность становится обладающей чертой общества и искали не ниже себя для брака. Высшая аристократия малочисленна, а сквайров и купцов достаточно. Военное общество следует обычаям обучения владения оружием и акту посвящения в рыцари. Выучка сопровождается службой в качестве оруженосца, а с ней и обязанности одевать и раздевать господина, прислуживать за столом, стелить постели. Древний человек считал это унизительным, а в средневековье боролись за место. До совершеннолетия усваиваются правила поведения и идут тренировки. В церковные праздники или при случае, например войны или бракосочетания, - приносили присягу и молились. Феодалы строили укрепления вокруг замков на холме крепости: ров и частокол из брусьев или кирпичные (каменные) стены с башнями округлённой формы. Дом, амбары, конюшня, пристройки, часовня. Замок состоит из целого ряда укреплений,
| Помогли сайту Реклама Праздники |