Произведение «Человек, мозг, сознание и сверхразум» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 10 +1
Дата:
Предисловие:

Несомненно, что кроме человека с его мозгом, прочих живых существ и их окружения - близкого и дальнего, - ничего более не наблюдается тем же человеком. Правда, косвенно он же ощущает нечто невидимое, которое влияет на его поведение. Кроме того, человек предполагает, как бы над собой, кого-то неведомого и всесильного, которого он страшится. Так ли это или нет?

Человек, мозг, сознание и сверхразум


Известно, что с приоритетом сознания перед мозгом человека согласны далеко не все, полагая, что без мозга сознание не существует, так как именно мозг человека дает человеку ощущение жизни в объективно текущем времени, которое можно измерить определенными единицами в соответствующих периодах – сутках, месяцах, годах - в согласии с движением Земли и Солнца. С прекращением функционирования мозга человека время его жизни завершается, то есть он выпадает из него.

Кажется, данный факт подтверждает, что сознание есть функция мозга, и не существуя без него.

Действительно, сознание человека без мозга существовать в имеющейся реальности не способно, но приведенное выше соображение не доказывает, что сознание является функцией мозга, так как можно предположить и обратное: мозг есть орудие сознания, без которого оно не может обойтись, но работу которого регулирует именно оно, а не он сам по себе управляет собой и телом по той причине, что существует иная, неощущаемая нами реальность, которая влияет на нас, делая в определенной степени своими орудиями.

*

Дебаты о том, что такое человек, его мозг и его сознание, есть ли сверхразум и как он связан с человеком ведутся давно.

Ранее под сверхразумом подразумевался Бог, затем шел человек как земное воплощение Бога, а мозг представлялся в качестве некоего управляющего человеком устройства, и это устройство в последнее время считают аналогичным компьютеру, продуктом которого является сознание, в свою очередь, позволяющее человеку размышлять.

Недавно также появилась идея о том, что вообще вся земная цивилизация представляет собой не более чем созданную кем-то матрицу, которой то ли управляет, то ли с ее содержимым играет некое непонятное существо, вроде суперпрограммиста.

Из всех этих объектов дебатов реальными являются только человек, его мозг и прочие живые существа в рамках окружающей среды, а остальное может быть только продуктом его воображения, продиктованного тем, что до сих пор непонятно, каким образом из сугубо адаптивных существ животного мира  взялся человек, почему безмозглые существа ведут себя по отношению к окружающей среде так же, как и существа с мозгом, как из мертвой материи появились живые существа и т. д.?

Конечно, вообразить можно, что угодно, но почва для сомнений в наличии одной только известной нам реальности имелась.

И появляется идея о сверхразуме, который внес сознание в мертвую материю.

То есть в умах людей возникает некий потусторонний мир, без которого невозможно понять само существование известного нам мира.

Следствием этого не может не быть установление связи этого потустороннего с нашим миром.

Единственной связью этого потустороннего с нашим миром, которую невозможно отрицать, хотя она и не просматривается непосредственно, является сознание.

И тут же, в силу наличия неопределенности и даже сомнительности этого потустороннего, возникает вопрос, что первично – сознание или мозг.

Несмотря на то, что большинство ученых считает первичным мозг, очевидно, что существа без мозга и даже без нервной системы вполне себе неплохо ориентируются в окружающей среде, что не может не означать присутствие какой-то силы, управляющей и этими безмозглыми существами.

Значит, мозг только улучшает ориентацию существ в окружающей их среде, расширяет их возможности в плане использования окружающей среды, то есть мозг в качестве непосредственной системы управления действиями существа, со всей очевидностью, образовался в течение длительной эволюции у некоторой части живых существ, что нисколько не отрицает невидимого присутствия в каждом живом существе сознания.

Признание присутствия сознания в каждом живом существе означает, что это существо не может не мыслить, поскольку основной функцией сознания является именно мышление.

Действительно, каждое живое существо, даже самое простое по строению организма, имеет сенсоры, воспринимающие сигналы из окружающей среды (органы чувств у животных), например, изменение ее температуры; систему обработки этих сигналов, позволяющую существу понять смысл этих сигналов для того, чтобы действовать в соответствии с ними, реагируя на изменения окружающей среды и реализуя тем самым обратную связь с собственным окружением; программу собственного существования и развития (геном), в которой зашифрованы возможные изменения этого существа, поддерживающие его существование от возникновения до исчезновения, включая размножение этого существа.

Таким образом, каждое живое существо содержит сложный аппарат, основой которого является программа, заложенная в геноме.

Сразу же возникает вопрос: каким образом эта программа туда попала?

Сама по себе она проявиться в чем бы то ни было не могла не только из-за ее необыкновенной сложности, которая сводит вероятность ее случайного появления в неживой материи в случайно сложившихся подходящих условиях к нулю, но и по той причине, что она определяет изначально всё существование живого существа, – от появления до исчезновения, а не наоборот, тем более что эта программа, непонятно как появившаяся в первых живых существах, определила и весь ход их эволюции, постепенно изменяясь в основном в сторону усложнения и совершенствования в ходе мутаций, происходящих в ней.

Кроме того, например, модная нынче теория эмерджентности, показывающая возможность появление живых существ из неживой материи, не способна ответить на два коренных вопроса экзистенции: откуда, из чего и каким образом появилась материя вообще, а также – каким способом из живых существ, настроенных в соответствии с теорией эмерджентности только на адаптивность и размножение, появился человек с его настроем также на инициативность, свободу, вплоть до волюнтаризма, креативность, и, как ни странно, - на разнообразную бесполезную и даже вредную для себя деятельность.

Иначе говоря, абиогенез в виде эмерджентности, или синергии – наличие у системы свойств, не присущих ее компонентам по отдельности – невозможен в соответствии с теорией вероятности своим чисто случайным характером, наложенным на отсутствие в неживом мире задач по созданию сложных программ на основе их обладателей неудовлетворенностью сложившейся ситуацией, поскольку такие задачи неживыми объектами не ставятся – им безразлично существуют они или нет, распадаясь или возникая в тех или иных условиях.

Тем не менее, эмерджентность, раз она существует, проявляется так или иначе в рамках неживой материи (кристаллы, ураганы), не выходя из них, точнее, не преобразуя неживую материю в живую.

Эмерджентность так же проявляется и в живой природе, поскольку и в ней системность, например, роя пчел представляет более выгодную позицию для использования окружающей среды, чем каждой пчелы в отдельности. Поэтому синергия лежит в основе эволюции живых существ в плане их адаптации к окружающей среде вследствие случайного изменения генома в положительную сторону в отношении существования и размножения живых существ.

Таким образом, известный взгляд на то, что белки, взаимодействуя между собой и другими молекулами, в конечном итоге создают организм, является всего лишь примером борьбы атеистов с божественной силой, оживляющей мертвую материю, тогда как чисто вероятностный подход показывает невозможность и того, и другого, автоматически подтверждая нашу идею о равноправном и вечном существовании пассивной и активной материи в частотно-волновой форме, способной преобразовываться с помощью информационного переноса в живое, которое представляет собой альянс пассивного и активного в форме уже плотной материи в рамках текущего времени на основе программы, внесенной в геном как бы потусторонним активным, а на самом деле - его частотно-волновой формой.

То есть получается, что непонятное и неощутимое для нас сознание привносит на своем уровне в зародыш любого организма программу его дальнейшего существования и развития.

Это, в свою очередь, вряд ли может означает иное, чем то, что сознание существ любого уровня развития есть представитель некоего единого сознания, которое можно назвать сверхразумом или как-то иначе, и которое, находясь вне пределов известного нам мира, проявляет себя в живых существах означенным образом для каких-то своих целей.

Возникает вопрос: что это за цели, и как это вне пределов вещественного мира может существовать нечто разумное, которое не произошло из известной нам неживой материи в ходе ее развития, как считают ученые, а как-то всегда существует отнюдь не идеальным образом, проявляясь в живых существах их сознанием, что, в свою очередь, противоречит концепции Бога.

Тем не менее, факт такой проблематичной ситуации налицо.

Поэтому напрашивается гипотеза, которая могла бы объяснить равноправное существование как неживого, так разумного, что отмечается в нашем мире наличием мертвой материи и живых существ.

Любопытно, что признание факта равноправного существования неживого и разумного, которые можно также именовать соответственно пассивным и активным, и которые, стало быть, не производят изначально одно другое, означает еще и то, что у мира не было ни начала, ни конца.

Значит, сразу же отпадает вечный вопрос об инициации кем-то или чем-то начала, будь то Большой взрыв, Бог, или еще что-то.

А одно это уже вносит в умы некоторый порядок и успокоение.

*

Итак, уточняя и расширяя вышеизложенное, о поставленной проблеме можно сказать следующее.

Идеалисты разных мастей ищут причину жизни, вещей и всего прочего в боге, мировом духе, чистых и незамутненных идеях, хотя их никогда не видели и не увидят потому, что идеального на свете не существует, да и сам этот подлунный мир отнюдь не ограничивается тем, что маячит у нас перед глазами, на что упирают материалисты, которые, точно так же, как и идеалисты, односторонни, полагая причиной всего движущуюся материю.

[justify]Однако неодушевленная материя не имеет возможности воспринимать, отбирать, передавать и использовать данные из окружающего с пользой для себя вследствие отсутствия у нее необходимых органов для этого; да и возникновение движения материи материалисты объяснить не в состоянии, несмотря на то что движение есть очевидное проявление текущего времени, хотя и само время не существует само по себе, на что еще Кант обратил своё внимание: «Время

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама