Если вспомнить, что под понятием прогресса вполне разумно понимается развитие от низшего к высшему с его усложнением, то точно так же разумно можно задать вопрос: что же является причиной развития от низшего к высшему?
Никакого вразумительного ответа на этот вопрос не наблюдается. И это не удивительно, потому что ответ не находится ни в ложе логики, ни в процессах наблюдения или экспериментов. Попытки аксиоматически разрешить этот вопрос так же не увенчались успехом [1].
Так, где же следует искать этот ответ?
Изучение эволюционирования Вселенной от Большого взрыва с ее явным усложнением всего лишь указывает на неточность стандартного определения прогресса как усложнения чего-то, так как нем отсутствует смысл усложнения мертвых структур, которые как усложняются, так и распадаются, следуя в общем закону неубывающей энтропии, в соответствии с которым та же Вселенная рано или поздно рассеется или схлопнется.
Стало быть, обычного движения и изменения мертвых тел недостаточно для того, чтобы понять истинную суть прогресса.
Из этого следует, что кроме мертвого, точнее, пассивного, вследствие его несамостоятельности, должно быть нечто, которому необходимо не только собственное усложнение, но и то, чтобы оно само осознанно или нет занималось этим усложнением в определенном направлении, непосредственно не связанным с движением пассивной материи.
То есть требуется нечто активное и заинтересованное в собственном усложнении не ради этого усложнения, а для другого – собственного вписывания в окружающее так, чтобы в нем почувствовать себя всё лучше и комфортнее или, как минимум. удерживаться в потоке ощущений.
Понятно, что на это способны только живые существа, не желающего своего распада и всегда борющиеся против него, то есть обладающие в этом отношении субъектностью.
Иначе говоря, активность живых существ направлена на сохранение и улучшение своего быта в конкуренции с остальным живым благодаря тому, что они всегда вынуждены соображать, поскольку не равнодушны, в отличие от остальных объектов бытия, к собственному существованию в нем.
Таким образом, прогресс возможен только как изменение в сторону, в той или иной степени, осмысленного усложнения вследствие неудовлетворенности имеющимся, что характерно только для живого.
А это означает, что без живого всё остальное превращается в бессмысленное круговращение.
Поэтому это круговращение в целом приобретает смысл только когда становится инфраструктурой для живого, которое отличается от пассивного своим непременным стремлением удержаться в положении восприятия ощущений, не желая попасть в пустоту небытия, то есть омертвиться.
В этой борьбе за собственное существование всем формам живых существ волей-неволей приходится совершенствоваться в поколениях, усложняясь не механически, но стараясь приспосабливаясь к меняющемуся собственному окружению за счет наиболее выгодных добавлений и преобразований собственного организма, в основном используя позитивные мутации и метод проб и ошибок во времени, ход которого для них и из-за них явно меняется, постепенно ускоряясь.
Одноклеточные организмы появились на Земле 3,5 миллиарда лет назад. Промежуток времени от возникновения одноклеточных примитивных организмов до образования более структурированных организмов в виде водорослей составил 2,3 миллиарда календарных лет.
Животные появились примерно 550 миллионов лет назад. Соответственно промежуток времени от возникновения водорослей до появления первых животных оказался короче – около 650 миллионов календарных лет.
Первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад. То есть промежуток времени от возникновения первых примитивных животных до появления сложноорганизованных млекопитающих оказался еще короче – около 330 миллионов календарных лет.
Таким образом, заметно, что развитие организмов на Земле шло ускоренно, то есть собственное время указанных групп организмов уплотнялось.
Если проследить далее ход развития животного мира, то можно отметить непрекращающееся уплотнение собственного времени развития от более простых существ к более сложным.
В частности, первые млекопитающие появились 220 миллионов календарных лет назад, первые обезьяны появились около 30 миллионов календарных лет назад, первые гоминиды появились 6 миллионов лет назад, первый человек разумный появился около 200 тысяч лет назад.
Этот факт ускорения, как минимум, свидетельствует о том, что живые существа, находясь в астрономическом времени, вместе с тем имеют и собственное время, вписывающееся во внешнее – астрономическое, или календарное для нас. Более того, получается, что поскольку это время не сваливается на них откуда-то сверху, постольку они его непроизвольно и формируют, отличаясь также этим свойством от неживых объектов бытия.
Столь странный для науки факт, тем не менее, объясняет, в частности, сам смысл прогресса как процесса развития живых существ, который производится ими непроизвольно, но вместе с тем их самостоятельность в направлении развития в своих поколениях означает присутствие в живом некоей активной и неравнодушной составляющей, которая, объединяясь с пассивным с вполне определенным каркасом, непременно содержащим органы-датчики, воспринимающие сигналы со стороны; систему обработки этих сигналов и программу развития, соответствующей структуре данного образования, делает это образование способным формировать собственное время в рамках астрономического времени.
В этом собственном времени, составляющем не только фазы развития отдельных популяций с появлением новых видов или качественного изменения существующих, но и время жизни каждого живого существа от рождения до смерти, можно соображать и действовать, как минимум, для удержания себя в этом времени благодаря неудовлетворенности имеющимся, стимулирующим стремление к лучшему, волей-неволей меняясь с возможностью развиваться в поколениях сначала непроизвольно, а затем, с появлением человека, проектно-планово, подчиняя еще более себе свое время, но не подозревая об этом, хотя со стороны это видно по всё более ускоренному ходу этого времени в результате действий человеческих сообществ в рамках цивилизации, то есть в собственнических отношениях.
Это повышенное многократно ускорение человеческих сообществ по сравнению с остальными сообществами живых существ первым подметил историк И. М. Дьяконов (СССР) в 1994 году: «Нет сомнения, что исторический процесс являет признаки закономерного экспоненциального ускорения. От появления Homo sapiens до конца I фазы прошло не менее 30 тысяч лет, II фаза длилась около 7 тысяч лет, III фаза - около 2 тысяч лет, IV фаза - около 1,5 тыс., V фаза около тысячи лет, VI - около 300, VII фаза - немногим более 100 лет, продолжительность VIII фазы пока определить невозможно. Нанесенные на график, эти фазы складываются в экспоненциальное развитие, которое предполагает в конце концов переход к вертикальной линии или вернее, к точке так называемой сингулярности. По экспоненциальному же графику развиваются научно - технические достижения человечества…» [2].
Можно, конечно, по-разному оценивать фазы развития человеческих сообществ, то есть изменение их качественно, но очевидно, что с архаичных времен они всё более сокращаются в рамках астрономического времени, а точнее, уплотняются, и особенно высокую степень уплотнения приобрело собственное время развития человечества в рамках цивилизации.
Если достроить график Дьяконова И. М. до вертикальной линии, то точка сингулярности приходится на 2022г.
Именно в этом году начались особенно серьезные цивилизационные катаклизмы, чреватые сломом цивилизации.
Эти события показывают конечность, или временность прогресса, то есть развития человечества от появления цивилизации с возникновением отношений собственности и до определенной условной точки – сингулярности, когда эти отношения девальвируются.
Как бы то ни было, но с позиции информационной скрепы мироздания, реализующейся посредством живого, ускоренное развитие живых существ, включая прогресс человеческих сообществ, завершающийся регрессом в форме крушения всей цивилизации, на наш взгляд, находит вполне убедительное объяснение.
Прежде всего, надо отметить, что с появлением человеческих сообществ в ряду сообществ живых существ, уплотнение собственного времени этих сообществ резко возросло, и видимая причина этого феномена заключается в том, что, в отличие от сугубо адаптивного поведения всех остальных живых существ, программа действий человека кардинально расширилась в сторону приобретения им возможности ставить цели и достигать их, применяя появившиеся у него способности к творчеству, проникая в своих идеях в будущее, и тем самым владея временем, то есть осознавая себя в нем, тогда как животные ограничиваются всегда только настоящим в виде ощущений.
Лишь подобного рода осознание себя в мире текущего времени в размерности своей краткой жизни означает истинное очеловечивание живого существа, поскольку приводит к признанию собственного существования не только в мире ощущений, но и в мире идей, довольно гармонично объединяя в одном лице способность чувствовать и способность познавать как окружающий мир, так и себя самого.
Объем информационных потоков в этом случае резко возрастает, окружающая среда начинает под воздействием этих новых существ целенаправленно изменяться, меняя вместе с тем и их самих в намного более быстром темпе, чем это происходило ранее.
[justify]То есть человек в своих сообществах попадает в поле всё более увеличивающихся