8
Информация второй главы была осмыслена через получение целого ряда осознаний концептуального порядка, так что переходим к знакомству с третьей главой.
- деятельность на уровне разума лучше деятельности ради ее плодов.
- есть два типа людей, стремящихся познать свое «я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.
- Просто воздерживаясь от деятельности, человек не освободится от кармы и обет отречения от мира сам по себе не поможет ему достичь совершенства.
- Все существа беспомощны перед материальной природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретенными под влиянием ее гун, поэтому никто не может удержаться от действий даже на мгновение.
- Тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовется притворщиком.
- Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать чувства и, отказавшись от мирских привязанностей, начинает заниматься карма-йогой (в сознании Кришны), намного превосходит его.
- Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, человек должен выполнять свой долг ради удовлетворения Вишну, и он навсегда освободится от материального рабства.
- На заре творения Господь, повелитель всех существ, создал людей и полубогов вместе с жертвоприношениями в честь Вишну и благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью (жертвоприношение), ибо она дарует вам все желаемое, чтобы вы могли жить безбедно и в конце концов обрели освобождение».
- Когда полубоги будут довольны людьми, тогда в мире воцарится благоденствие. Полубоги, которым подвластны все блага этого мира, могут даровать людям все необходимое для жизни.
- Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, человек проживает жизнь впустую.
- Для человека самоудовлетворенного, который черпает наслаждение в самом себе, который посвятил жизнь постижению своего «я» и ничего не желает, не существует никаких обязанностей (предписанных Ведами).
- Выполняя предписанные Ведами обязанности, человек, осознавший свое истинное «я», не преследует никаких целей, однако нет у него и оснований пренебрегать своими обязанностями. Живя в этом мире, он не зависит от каких-либо других существ.
- Человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, — так он придет ко Всевышнему.
- Невежды выполняют предписанные им обязанности, стремясь к плодам своего труда, тогда как тот, кто обладает совершенным знанием, должен делать то же самое, но не ради корысти, а для того, чтобы направить людей на истинный путь.
- Чтобы не вносить смятение в умы невежд, привязанных к плодам своего труда, мудрец не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, трудясь в духе преданного служения Господу, он должен занимать их разнообразной деятельностью (чтобы они могли постепенно развить в себе сознание Кришны).
- Введенная в заблуждение ложным эго, душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершаются тремя гунами материальной природы.
- Кто постиг Абсолютную Истину, никогда не пойдет на поводу у своих чувств и не станет искать чувственных удовольствий, так как прекрасно знает разницу между деятельностью, связанной с преданным служением Господу, и деятельностью ради ее плодов.
- Обманутые гунами природы, невежественные люди погружаются в материальную деятельность и привязываются к ней. Однако мудрец не должен беспокоить их, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью низшего порядка.
- Все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны.
- Привязанность и неприязнь, возникающие в результате взаимодействия чувств с объектами восприятия, можно научиться регулировать, соблюдая определенные правила. Не следует идти на поводу у привязанности и неприязни, ибо они являются препятствием на духовном пути.
- Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других, опасно.
- Человек совершает грех под воздействием вожделения, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение — всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире.
- Живые существа, каждое в разной степени, покрыты вожделением. Чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти вожделения, ненасытного и пылающего, подобно огню.
- Оплотом вожделения являются чувства, ум и разум. С их помощью вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию. (Ум и разом, то есть наш мозг – не всегда есть наш друг и об этом уже напрямую говорят многочисленные эксперименты по определению взаимосвязи мозга и сознания человека)
- Прежде всего, подчинив себе чувства, вырви главный корень греха и порока (вожделение). Срази этого врага знания и духовного совершенствования.
- Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она (душа).
- Осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума (погруженного в сознание Кришны) и таким образом, духовной силой, побороть своего ненасытного врага — вожделение.
Напоминаю, что текст приведен в моей обработке и отличается от оригинала, так как я считаю, что в оригинале заложен определенный шаблон мышления, а я стараюсь избавится ото всех шаблонов мышления, насколько это возможно.