Известные определения разума человека сводят его к способности мыслить и осмысленно действовать.
Однако точно так же поступают и животные, причем некоторым из них свойственны и абстрактное мышление, и воображение, и предвидение будущего (крысы), а речью в отношении передачи сложных сигналов, обладают дельфины.
Это означает, что главное отличие человека от животных в этих определениях не обозначено.
Более того, общепринятое определение сознания, в сущности совпадает с определением разума, так как в нем утверждается, что сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.
Отсюда следует, что, во-первых, сознание в этих определениях совпадает с разумом, во-вторых, разумом, или сознанием обладают как люди, так и животные, в-третьих, главной характеристикой разума (сознания) является мышление.
Принятое определение мышления сводится к тому, что мысль – это воспринимаемая и понимаемая сознанием человека связь понятий, связь образа цели и элементов ситуации.
Это определение, относящееся к человеческой деятельности, уже вполне адекватно указывает на отличие человека от животных. Последние точно так же пытаются разобраться в ситуации, но цели в виде определенных понятий, часто абстрактных, характеризующих будущий проект, они не ставят, удовлетворяясь решением текущих конкретных задач приспособления к окружающей среде на основе опыта, инстинктов, используя при этом метод проб и ошибок.
Иначе говоря, мышлению животных, как, впрочем, и соображениям всех остальных живых существ, свойственна лишь адаптивность к окружающей среде, которая дает им возможность удовлетворять свои потребности, тогда как люди способны также целенаправленно менять эту среду не только ради удовлетворения потребностей, но и интересов, которые могут заключаться в познании этой среды, что может существенно расширить, к тому же, как зону их потребностей, так и облегчить им саму жизнь.
То есть, главное отличие человека от любого другого существа состоит в том, что последнему свойственна только адаптивность, а человек способен, в частности, и к креативным действиям, что означает, что он вполне осознает их в плане понятийного целенаправленного проектирования будущих объектов.
А это, в свою очередь, указывает на то, что человек приобрел способность владеть временем в своих действиях, стремясь сократить или продлить его в зависимости от своих целей и интересов, чувствуя, что это время - его собственное настоящее, хотя оно, с другой стороны, неумолимо утекает.
Иначе говоря, кроме вечности, или бесконечности вне времени, то есть ничто, имеется и бытие, в котором проявляется регулярное (циклическое), или как бы внешнее текущее время, в котором, в частности, обретается человек, но на которое он повлиять не может, и его собственное время, которое ему подвластно, но которое он не замечает, хотя оно формируется им.
Всё это указывает на то, что вне текущего времени – в вечности - никаких событий быть не может.
Поэтому вечность не может не обращаться к текущему времени ради собственного проявления, возможного только в нем.
И наоборот, уйти во вневременную бесконечную вечность можно только утеряв текущее время и вместе с ним события, без которых нет жизни.
За всё время существования цивилизации, пожалуй, лишь Аристотель и Кант в некоторой степени поняли объективно-субъективный характер времени – его двойственность в отношении живых существ.
Аристотель довольно четко сформулировал понятие внешнего времени, указав, что оно связано с «движением небесной сферы», являясь в этом отношении объективным. Но, вместе с тем, Аристотель совершенно справедливо отметил, что «если время – мера движения, то это предполагает число, ибо там, где есть мера, есть и число, число же должно кем-то считаться» [1]. То есть Аристотель намекнул тут на то, что время фиксируется только сознанием. Собственно, это эквивалентно констатации факта проблематичности существования времени вне сознания.
И. Кант, по сути, согласился с намеком Аристотеля в отношении того, что вне сознания времени нет: «Время не есть что-то объективное и реальное…, а объективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой чувственно воспринимаемого по определенному закону, и чистое созерцание.» [2].
Однако, тот же Кант утверждал, что «вещь в себе находится вне всякого мышления», имея в виду сознание [3], с одной стороны резонно полагая непознаваемость сознания, но, с другой стороны, не отметив, что сознание проявляется как раз в мышлении любого живого существа.
Иначе говоря, оба материальных объекта – вещь и сознание – способны проявляться реально только в форме живого в окружении неживых объектов, то есть в бытии в своем взаимодействии во времени, предоставляя, в частности, сознанию размышлять в живом существе среди окружающего его других живых существ и предметов, что создает события, поскольку не сознание само по себе только лишь влияет на себя и окружающее его, а и вещь всегда влияет на сознание. Это взаимное влияние означает, что друг без друга они теряются. Поэтому мысль Фихте: «Я сам делаю себя: свое бытие посредством своего мышления… Я – безусловно, свое собственное создание» [4], верна лишь наполовину. Без опоры сознания в живом на остальные объекты бытия, сознание в форме живого ничего создать не может, в том числе и себя. Хотя, при этом, трудно отрицать ведущую роль сознания в этом процессе взаимодействия.
Для человека, хотя и обладающего сознанием, само сознание останется «вещью в себе» на любом уровне его развития. Человек сам неявно это давно признал, заявив, что сознание бестелесно, идеально. Действительно, его нельзя потрогать, но ведь и магнитное поле мы не можем ощутить.
На самом деле нет ничего реальнее сознания, благодаря которому, собственно, всё и происходит, точнее, всё проявляется.
Сознание как высшая материальная составляющая мироздания отвечает за поддержание одушевленности бытия и проявляет его разнообразно, занимая себя и его. Однако подобная высокоорганизованная форма материи не имеет базы в нашем трехмерном измерении, а лишь проходит его через соответствующие носители, ограничивая себя в этом конечном, которому, естественно, остается только радоваться и удивляться этому приходу, но которому не удастся проникнуть в структуру материи самого «высокого» измерения. Поэтому мы можем только строить догадки о сознании и нашем собственном предназначении, как временные обладатели сознания.
Стало быть, сознание и неживое не могут существовать друг без друга в бытии, причем в живых существах они едины, подобно тому как они едины вне времени, но в живом они находятся уже в текущем времени, то есть - в гуще событий, мысля и действуя.
Подобное может происходить лишь в том случае, если между вневременной бесконечностью, или Единым, и бытием, или реальностью с его текущим временем имеется своего рода прокладка – голограмма, которая так же как и вневременная бесконечность - не более чем ничто, отличаясь, всё же тем, что она имеет разрывы бесконечности, составляющие прототип времени [5, гл. 2.1].
Эта голограмма является своего рода мостом между вневременной бесконечностью (Единым) и бытием, поскольку сознание и неживые объекты в сверхвысокочастотной форме голограммы уже не в едином, а разделенном виде присутствуют в ней и вместе с тем присутствуют в бытии, как бы покрывая его, конвертируясь через живые существа в более плотную материю и составляя тем самым бытие с его текущим временем, в котором существует каждое индивидуальное сознание в рамках своего носителя – живого существа, и которое формируется живыми существами в силу их конституции, тогда как в рамках голограммы вне времени «находится» их единое сознание, с которым каждое индивидуальное сознание совпадает в соответствии с известным свойством голограммы – всё в одном. Тем самым сознание получает возможность выхода в текущее время, оставаясь также вне времени, и обеспечивает себе вечную жизнь, сохраняя в голограмме память о всех прошедших жизнях каждого живого существа, доступ к которой, в частности, человек получает в момент смерти, то есть когда он еще не перестал мыслить, но и не оказался в своем сознании вне времени [5, гл. 2.1; 2.2].
Такая триединая структура мироздания позволяет ему быть вечным без начала и конца, и вместе с тем предоставляет возможность сознанию в бытии изменяться и развиваться бесконечно через смертные живые существа, но не непрерывно, а дискретно в череде смертных организмов разного рода, самым эффективным из которых является человек с его самосознанием и непрестанными жизненными коллизиями в условиях ускоряющегося собственного времени технологической цивилизации, которая, как и человек, имеет свой «век» - от рабовладельческого строя до капитализма. Этот «век» цивилизации завершается в точке сингулярности в результате наступления информационного коллапса, когда ее собственное время приходит к концу, но через какое-то время процесс образования цивилизационной оболочки человечества повторяется или снова в форме технологической цивилизации с ее бурным развитием или в форме равновесной экологической цивилизации [6, гл. 2, 3].
Подобного рода дискретная череда цивилизаций, наряду с дискретной последовательностью человеческих жизней, обеспечивает изменение и развитие сознания бесконечно в текущем времени бытия только в условиях, которые создает технологическая цивилизация, тогда как в условиях равновесной цивилизации развитие затормаживается и сходит на нет [там же].
*
Наука в лице ученых, последовавших за И. Кантом, по сию пору не осознала объективно-субъективную сущность времени.
С незапамятных времен время на Земле людьми отсчитывалось в соответствии с периодическими процессами, связанными с вращением планеты вокруг своей оси – полный оборот происходит за сутки - и с вращением Земли вокруг Солнца – полный оборот происходит за год.
С точки зрения физики эти периодические смены, идущие последовательно, создают поступательный ход событий, или время, в котором мы живем, то есть время в физике считается формой протекания тех или иных процессов, или условием возможности изменений.
Таким образом, до сих пор считается, что мы живем в некоторой внешней последовательности событий с практически не меняющимся временным потоком, в рамках которого все процессы, включая и самые сложные, не оказывают никакого влияния на однообразный, непрерывный и постоянный «ход» времени.
[justify]Подобный подход ученых ко времени как единственно объективному процессу не позволил им объяснить причину явственного ускоренного развития живой природы и еще большего уплотнения собственного времени технологической цивилизации в ходе ее развития по сравнению с однообразными