С годами все становятся сентиментальными, вспоминая те или иные события жизни. Вот и мне припомнился случай, произошедший со мной однажды. В далёком 1980 году я окончил учебное подразделение (учебку) в г. Острогожске, Воронежской области, и для дальнейшего прохождения срочной службы был распределён на Краснознамённый Тихоокеанский Флот. Таких "счастливчиков" оказалось тринадцать. Но на этом моё "везение" не закончилось. Офицер с мичманом, которые должны были сопровождать нас во флотский экипаж, устроили накануне пьяную драку в ресторане. В результате, оба были задержаны и подвергнуты дисциплинарному аресту сроком на десять суток. Командование учебки не придумало ничего лучше, чем отправить нас во Владивосток без сопровождения, назначив меня – простого матроса старшим группы. Мне под роспись вручили на всю нашу "чёртову дюжину" проездные документы, суточные в расчёте 1,30 рублей на человека, денежные и вещевые аттестаты, предупредив о полной ответственности за всех и вся. При этом командир учебки сказал: "Это первое серьёзное задание для тебя. Не подведи меня, сынок!"
Ранним утром следующего дня на станции Георгиу-Деж мы сели в плацкартный вагон скорого поезда "Москва – Владивосток". При посадке мы невольно разбудили всех пассажиров в поисках своих мест, располагающихся в разных концах вагона. С трудом разместив свои вещевые мешки, мы, по примеру других пассажиров, улеглись спать. Так началось наше путешествие длиной в десять суток.
Проснулись ближе к обеду от чувства голода. Ну, а поскольку у нас с собой ничего не было, кроме сухих пайков на одни сутки, пришлось доставать их. Сердобольные пассажиры, увидев, чем мы питаемся, начали угощать молоденьких морячков кто, чем мог. Соскучившись по домашней пище, мы жадно уплетали жареную курицу, сало, различные салаты, вяленую рыбу, картофель в мундире и прочее. В конце нашей трапезы любезная проводница принесла нам чай. Наевшись и поблагодарив наших попутчиков за такой вкусный обед, каждый занялся своим любимым делом – кто играл в подкидного дурака, кто читал книгу, кто общался с соседями по вагону, а кто просто сидел у окна, любуясь природными пейзажами. Я увидел у одного из пассажиров гитару и попросил поиграть. К моему удивлению он не отказал мне. Взяв в руки гитару и слегка подстроив, я запел: "Там где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой…" Увлёкшись, я не сразу заметил, что возле меня начали собираться пассажиры, которые начали подпевать. А спустя минуту пел почти весь вагон.
Приближалось время ужина и, чтобы снова не объедать добродушных пассажиров, было принято решение идти ужинать в вагон-ресторан. Конечно же, не за те смешные суточные деньги, которые нам выдали на проезд. Окончание учебки принято было называть малым дембелем, и мы заранее готовились к этому событию. Все шесть месяцев учёбы мы копили деньги из мизерного ежемесячного денежного довольствия матроса и небольших денежных переводов от родителей. В конце обучения всех курсантов традиционно отпускали в увольнение, где они ходили в ресторан, чтобы обмыть Свидетельство о получении военной специальности. Командование учебного подразделения всегда волновалось, чтобы такое увольнение прошло без эксцессов. В назначенный день мы нагладили свою парадную форму и ждали выхода в город. Но в увольнение нас так и не пустили. Как выяснилось, из-за пьяного дебоша, устроенного офицерами, прибывшими для нашего сопровождения, командир не стал рисковать и отменил наше увольнение. Сказать, что мы сильно расстроились – ничего не сказать. Но, служба есть служба. А поскольку деньги на это несостоявшееся мероприятие остались, то почему бы не истратить их сейчас?
Перед походом в вагон-ресторан, было оговорено, что спиртное мы пьём чисто символически и после возвращения в свой вагон ведём себя прилично. Кроме этого, я сказал, чтобы каждый, перед тем как сделать заказ, внимательно изучил цены в меню и делал заказ исходя из имеющихся у него денег, т.к. из суточных я не дам сегодня никому ни копейки. Все вынуждены были согласиться, и только после этого мы пошли ужинать. Не буду отнимать ваше время, описывая весь процесс. Скажу только, что всё было очень вкусно и очень дорого. Рассчитавшись за себя и увидев краем глаза, сколько заплатили остальные, я понял, что суточных денег нам едва хватит хотя бы на пару таких походов в ресторан. Что-то надо было срочно предпринимать. Но, как говориться: "Утро вечера мудренее!" А сейчас главным было довести всех к нашему вагону и уложить спать, пока они ничего не учудили.
Проснувшись утром, я умылся, почистил зубы и пошёл к бригадиру поезда. Найдя его купе, постучал в дверь. И тут мне несказанно повезло – бригадиром оказалась добрая женщина лет пятидесяти, которая сразу же открыла мне и пригласила войти. Я рассказал ей о цели своего визита и попросил помочь в этой сложной ситуации. В разговоре с ней выяснилось, что её сын тоже военный моряк. Войдя в наше положение и пожалев нас, она подсказала мне номер совместного приказа Министерства путей сообщений и Министерства обороны СССР, согласно которому военнослужащих, следующих поездом к месту дальнейшей службы, обязаны дважды в сутки кормить в вагоне-ресторане всего за один рубль 30 копеек. Поблагодарив её, я пошёл к директору вагона-ресторана. Им оказался высокомерный грузин или армянин, который не обрадовался моему визиту. Он сказал, что ничем помочь не может, т.к. данный приказ отменён. Я не поверил ему и снова пошёл к бригадиру поезда с просьбой вразумить наглого представителя кавказского региона.
Оказалось, что и добрая женщина умеет гневаться, если её разозлить. Об этом я узнал через десять минут, когда вслед за ней проследовал в вагон-ресторан. Там она вошла в кабинет кавказца, открыв дверь ногой. Я остался за дверью, и мне были слышны лишь обрывки фраз, из которых я понял, что если он не поможет нам сейчас, то это будет его последний рейс в этой должности. После этого бригадир поезда вышла, сказав мне: "Сейчас ваш вопрос будет решён положительно. Если будут ещё вопросы, обращайтесь. Счастливого пути!" Потный с красным лицом кавказец проводил её и, вернувшись ко мне, начал извиняться за причинённые неудобства. Далее он предложил выбрать удобное для нас время приёма пищи дважды в сутки. Остановились на 11.00 и 17.00 часах. Я сразу же расплатился за девять суток питания нашей группы и облегчённо вздохнул, т.к. едой мы были обеспечены до конца пути. Теперь можно было спокойно любоваться в окно поезда красотами природы нашей необъятной Родины. Правда, была ещё одна немаловажная задача – не потерять никого в пути следования. О том, что такие случаи бывают нередко, даже при наличии сопровождающих офицеров, меня предупредила всё та же бригадир поезда. Но и с этой задачей я обязан был справиться. В противном случае я бы не только подвёл командира учебки, но сгорел бы со стыда перед своим отцом-фронтовиком, прошедшем в разведке две войны: с фашистами и японцами.
А пока, на часах было 9.00 утра, и я возвращался в наш вагон, чтобы довести своей полосатой команде дальнейший уклад нашей жизни на ближайшие девять дней. Выслушав меня, мои сослуживцы довольно улыбнулись и начали приводить себя в порядок, готовясь к походу на завтрак. Ровно в 11.00 часов мы сидели за столиками вагона-ресторана и дружно завтракали. Редкие посетители ресторана смотрели на нашу группу простых моряков с явным недоумением. Некоторые из них подзывали официанта и о чём-то спрашивали, кивая в нашу сторону. Но мы, не отвлекаясь на это, продолжали кушать. У некоторых ребят, в т.ч. и у меня ещё оставались какие-то неистраченные вчера деньги, и мы заказали водочки, которой по-братски поделились с остальными. Последующие наши завтраки и обеды проходили "на сухую".
Каждый новый день в поезде был похож на предыдущий как две капли воды. Мы по-прежнему общались с другими пассажирами, читали книги, разгадывали кроссворды, играли и пели. На третий день пути на наше пение пришёл молдаванин средних лет из соседнего вагона. Ему так понравилась наша компания, что он с удовольствием начал петь с нами, а затем за бутылку вина "Букет Молдавии" и коробку конфет "Вишня в шоколаде" договорился с проводницей и перешёл в наш вагон. С собой он притащил огромный чемодан, рюкзак и двадцатилитровую канистру из нержавеющей стали, в которой что-то плескалось. В нашем вагоне было только одно свободное место, на нижней полке напротив меня. Туда его и определила проводница. Мы сразу же подружились с Драгошем, так его звали. Как оказалось он агроном винодельческого совхоза, в котором по совместительству руководит детским хором. Он вместе с представителями совхоза находился в Москве на ВДНХ. А после успешного представления своей продукции на выставке, отпросился в отпуск. И теперь едет в Благовещенск в гости к своему старшему брату – офицеру погранвойск. В чемодане у него было молдавское марочное вино разных видов в бутылках и конфеты в коробках. В рюкзаке – различные вяленые и копчёные сухофрукты. А в канистре было выдержанное вино "Романешты" – гордость его винодельческого совхоза. Драгош оказался весёлым компанейским человеком и предложил отлить немного вина из канистры, чтобы выпить за знакомство. Я сначала сумел убедить его в том, что некрасиво будет явиться к брату с неполной канистрой. Тогда он сказал, что хорошо играет на гитаре. Мне стало интересно послушать, и я снова пошёл просить музыкальный инструмент.
Наш новый пассажир действительно оказался виртуозным гитаристом. Опережая события, скажу, что после него я больше не брал гитару в руки никогда – так играть я не мог, а хуже просто не хотел. И тут Драгош запел. Его красивый тенор разнесся по вагону и к нашей секции потянулись любопытные пассажиры. Он пел какую-то грустную песню на неизвестном мне языке. Но внезапно прервав своё пение, он сказал, что в Молдавии на сухую никто не поёт, и положил гитару на третью полку. Достав из-под нижней полки свою канистру, он отвернул пробку и, несмотря на мои уговоры не делать этого, налил вина в четыре стакана, стоявшие на столике. Далее он подал стаканы женщине и мужчине с верхних полок, мне и один взял себе. Мы почокались и начали смаковать этот божественный нектар, по-другому не назовёшь. Вино было с неповторимым ароматом и непередаваемым послевкусием. Такого вина я не пил ни до того, ни после. Часть пассажиров разошлась по своим секциям, а остальные зачарованно следили за процессом нашей дегустации. Тогда агроном угостил их тоже, и продолжил свой концерт, который длился до самого вечера, периодически прерываясь на винные паузы.
Доехав до Урала, поезд по неизвестной нам причине надолго остановился. Как выяснилось позже, из-за обильных снегопадов и сильного бокового ветра, на железной дороге образовались снежные заносы двухметровой и более высоты. А некоторые составы и вовсе попали в снежный плен. Для расчистки путей и возобновления движения тогда понадобилось полтора суток. Нам ничего не
|