Произведение «Краткое жизнеописание Николая Васильевича Гоголя»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: Читая классику
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 31 +2
Читатели: 102 +18
Дата:
Произведение «Краткое жизнеописание Николая Васильевича Гоголя» самая оцениваемая(13) работа за сутки
07.01.2025
Предисловие:
В комментариях к одной из заметок разгорелся спор, в котором довольно голословно утверждалось, что русская литература вторична. Конечно, мало кто будет принимать это абсурдное мнение всерьез, но тем не менее мне запала мысль написать о влиянии русской литературы на мировую. 
На мое высказывание: " Гоголь, Лев Толстой, Достоевский и Чехов оказали огромное влияние на мировую литературу и оказывают его до сих пор",  —  оппонент ответила со смайликом: "Алёна, Ваша первая фраза  — ничем не доказанная барабанная дробь". В ответ хочу написать серию заметок о Гоголе как новаторе, положившем начало некоторым литературным течениям, и начать с его биографии. 
Я не претендую на широту охвата и новизну взгляда на творчество Гоголя, но надеюсь, что это будет интересно не только мне одной.

Краткое жизнеописание Николая Васильевича Гоголя

Биография Николая Васильевича Гоголя (1809–1852)


Ранние годы и образование

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был драматургом-любителем и увлекался театром, что, несомненно, повлияло на юного Николая. Мать, Мария Ивановна, происходила из семьи духовенства и была глубоко религиозной женщиной.
В 1818 году Николай поступил в Полтавское уездное училище, а затем продолжил обучение в Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). В гимназии проявились его литературные и театральные таланты: он писал стихи, пародии, активно участвовал в постановках. Однако учеба давалась ему нелегко из-за частых болезней и замкнутого характера.


Начало литературного пути

В 1828 году Гоголь отправился в Петербург с мечтой о карьере писателя или актера. Первое время он испытывал материальные трудности. В 1829 году он издал поэму "Ганц Кюхельгартен" под псевдонимом, но она была встречена холодно, и Гоголь сжег тираж.
Ситуация изменилась в 1831 году, когда он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Это знакомство стало поворотным моментом в его жизни: Пушкин оценил талант молодого писателя и вдохновил его на работу. В этот период Гоголь издал "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831–1832), которые принесли ему первую славу. В этих повестях он соединил фольклор с фантастикой и юмором, создав оригинальный стиль.


Слава и зрелые произведения

В 1835 году вышли сборники "Миргород" и "Арабески". Среди их произведений — знаменитые "Тарас Бульба", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", "Портрет".
В 1836 году в Петербурге была поставлена пьеса "Ревизор". Она вызвала бурную реакцию общества: одни восторгались её сатирической смелостью, другие критиковали за «нападки на порядки». Сам Гоголь считал, что его цель — не осуждение конкретных людей, а разоблачение «общей человеческой глупости».
После успеха "Ревизора" Гоголь отправился в путешествие по Европе. За границей он написал первый том "Мертвых душ", вдохновением для которого стал совет Пушкина. Эта «поэма в прозе», опубликованная в 1842 году, представляет собой масштабное сатирическое изображение русской действительности. Гоголь описывал в ней «путешествие» Чичикова, скупавшего «мертвые души» крестьян.


Философские поиски и кризис

После публикации "Мертвых душ" Гоголь испытывал глубокий внутренний кризис. Он стремился к духовному обновлению, что отразилось в его последующих работах. Писатель все больше тяготел к религии и размышлял о нравственном предназначении человека.
В 1847 году Гоголь опубликовал "Выбранные места из переписки с друзьями", которые вызвали неоднозначные отзывы. Многие считали, что в этом произведении он стал проповедовать смирение и идеализировать существующий порядок.
Писатель работал над вторым томом "Мертвых душ", но не смог завершить его. В 1852 году он, находясь в состоянии духовной депрессии, сжег рукопись. Это событие стало символом его внутреннего конфликта между высокими идеалами и реальной действительностью.


Последние годы и смерть

Гоголь жил скромно, часто пребывал в депрессии и испытывал угрызения совести за свои сатирические произведения. В начале 1852 года он принял решение поститься и отказывался от еды, что ухудшило его здоровье. Он умер 21 февраля (4 марта по новому стилю) 1852 года в Москве от истощения.
Писатель похоронен на кладбище Данилова монастыря, а в 1931 году его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.


Литературное наследие

Николай Васильевич Гоголь — один из самых значимых писателей русской и мировой литературы. Его творчество сочетает гротеск, реализм, сатиру и философскую глубину. Гоголь стал связующим звеном между романтизмом и реализмом, предвосхитив многие тенденции, которые позднее получили развитие в произведениях Достоевского, Толстого и Чехова.
Реклама
Обсуждение
01:41(1)
1
Про гоголевскую шинель, вернее, про то, кто первый это сказал.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/491/Все
07:23(1)
1
Спасибо! 

Словарь крылатых слов и выражений
Все мы вышли из гоголевской шинели

Авторство ошибочно приписывается Ф. М. Достоевскому, который однажды произнес эту фразу в беседе с французским литератором Э. де Вогом. Последний понял ее как собственные слоба писателя и так ее и привел в своей книге «Русский роман» (1886).
Но в действительности эти слова принадлежат, как доказал советский литературовед С. А. Рейсер (см.: Вопросы литературы. 1968. № 2) французскому критику Эжену Вогюэ, опубликовавшему в «Révue des deux Mondes» (1885. № 1) статью о Достоевском. В ней он говорил об истоках творчества этого русского писателя.
В настоящем виде это выражение вошло в оборот после того, как в России вышла книга Эжена Вогюэ «Современные русские писатели. Толстой — Тургенев — Достоевский» (М., 1887).
Употребляется: для характеристики гуманистических традиций классической русской литературы.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
16:11
1
Не за что, Алёна. А то ходЮт тут иные... вторичные и с больной головы на здоровую пытаются переложить. :))
21:50 07.01.2025(4)
2
По Н.В. много, что говорилось и подразумевалось, Алёнушка.
То, что он был в  конфликте со своим вторым "Я" -
это понятно. Замкнут, что вызывало определённые  слухи,
и загадочен.... Всему виной - ФОБИИ... 

Что касательно стихов  ЕГО... эту сторону следует отметить,
т.к. она интересна.

Анализируя скажу, что собственно Гоголь прожил бы дольше, 
если бы освободился от всепоглощающего его  сущность - СТРАХА.

Вы хорошее направление взяли, Алёнушка! Знать о наших великих
писателях и интересно, и полезно.

С Рождеством, Вас! Со светлым праздником!


________________________,,,,,,,,,
________________________(;;;))))))
____________________((;;(;;;;;;))))
__________________((;;;;;(((((;;;;))
_________________(;;;;;;((;;;;;))))
________________(;(;;;;;((;;;;;;;;))
_______________((;;;(;;;);)));;))
_____________(;;(;;(;;;;;;;;;;)
___________((;;;((;;;.;;;;;;;)
__________(;;;;((;;;;;;;;;;;))
________((;;;((;;;;;;))))))))
_______(((;(;;;;;;;;;;;;;;;)
______(;;(((;;;;;;;;;;;;;)
______(;((;;;;;));;)))
_____(;;;;((((;;;;;;)
_____(;;(;;;;;;;)))
____(;;(;;;;;))
____())))))
____//)
___//
__//
_//
/__________ Наденька


01:00
Наденька, ты права. Страхи и депрессии привели Гоголя к истощению и смерти.
00:58
Страхи и тревоги Гоголя сыграли двоякую роль в его жизни и творчестве. С одной стороны, они стали источником вдохновения и помогли создать уникальные произведения, а с другой — ограничивали его возможности и привели к внутреннему кризису, который сказался на его творческом пути.

Как страхи способствовали творчеству

Мотивы в произведениях
Страхи и тревоги Гоголя нашли яркое отражение в его произведениях. Например:
В «Шинели» прослеживается страх одиночества и бессилия «маленького человека» перед бюрократической системой.
В «Носе» и «Вии» его склонность к мистике и гротеску придала произведениям особую атмосферу.
Благодаря своим страхам, Гоголь смог глубже передать психологическое состояние героев и создать уникальные образы, которые остаются актуальными.

Фокус на человеческой природе
Его тревоги сделали его особенно чувствительным к несправедливости, слабостям и порокам общества. Это дало ему возможность создать произведения, в которых социальная критика сочетается с глубокой философией.
Гоголь был одним из первых писателей, кто с такой тонкостью и болью изобразил трагедию обыденной жизни.

Поиск духовного смысла
Религиозные тревоги Гоголя подтолкнули его к размышлениям о смысле жизни, человеческой душе и роли искусства. Эти темы сделали его произведения философскими и многослойными.


Как страхи мешали творчеству

Творческие сомнения
Гоголь часто испытывал недовольство своими работами, считая их недостаточно глубокими или духовными. Это привело к тому, что он сжёг второй том «Мертвых душ», что стало символом его внутреннего конфликта.
Его перфекционизм и страх не оправдать собственные высокие ожидания замедляли его работу и лишали его новых произведений.

Проблемы со здоровьем
Его гипохондрия и страх болезней отвлекали от работы, заставляя сосредотачиваться на состоянии своего тела. Это замыкало его в круге тревог и изоляции.

Угрызения совести
Гоголь часто ощущал вину за сатирическое обличение пороков. Его страхи перед негативным влиянием своих произведений (особенно первого тома «Мертвых душ») на общество заставляли его сомневаться в правильности своего пути как писателя.

Влияние на психику
Тревоги и страхи, особенно религиозного характера, усиливали депрессивные состояния, из-за чего он порой прекращал работать над текстами. Это также привело к его физическому истощению в последние годы.


Гоголю удалось раскрыть свой талант, несмотря на страхи, и в каком-то смысле благодаря им. Его тревожность и рефлексия позволили ему заглянуть глубже в человеческую природу, создать сложные и многослойные произведения, которые остаются актуальными и сегодня.
Однако, можно сказать, что его талант был реализован не полностью. Его внутренние конфликты, сомнения и страхи не только препятствовали творчеству, но и стали причиной разрушения его психического и физического здоровья. Возможно, без этих страхов он мог бы написать больше произведений, особенно если бы завершил второй том «Мертвых душ».


Страхи и тревоги Гоголя одновременно были его источником вдохновения и главной преградой. Они сформировали его уникальный стиль и глубину произведений, но стали причиной его неустойчивого состояния и внутреннего кризиса. Гоголь смог раскрыть свой талант, но, возможно, не в полной мере, как если бы он смог справиться со своими внутренними демонами.
00:51
Наденька, с Рождеством!
00:50
Гоголь действительно страдал рядом страхов и беспокойств, которые могут быть описаны как фобии. Однако важно понимать, что диагнозы в современном понимании тогда не ставились, и многие черты его характера или поведения, которые мы сегодня могли бы назвать фобиями, воспринимались как особенности личности. Некоторые из этих страхов задокументированы в письмах Гоголя, воспоминаниях современников и даже в его произведениях.

Какие фобии и страхи известны

Страх быть похороненным заживо (тафофобия)
Этот страх был одним из наиболее ярко выраженных у Гоголя. В своих письмах он неоднократно просил друзей и врачей удостовериться в его смерти перед похоронами. Он боялся, что впадет в летаргический сон, и его примут за мёртвого. Этот страх, возможно, был связан с его болезненным состоянием и склонностью к депрессии. В то время случаи летаргии действительно были плохо изучены, что могло усиливать его беспокойство.

Гипохондрия
Гоголь проявлял чрезмерное внимание к своему здоровью и часто жаловался на различные недуги, порой преувеличивая их тяжесть. Он верил, что страдает редкими и серьёзными болезнями, что заставляло его постоянно искать врачебной помощи и пробовать различные методы лечения.

Социальная тревожность и страх публичных выступлений
Гоголь не любил выступать перед широкой аудиторией. Даже будучи успешным писателем, он избегал больших собраний и предпочитал общаться с ограниченным кругом близких людей. Этот страх мог быть связан с его застенчивостью и болезненной рефлексией, которые усиливались по мере его литературной славы.

Мистические страхи
Гоголь был глубоко религиозным человеком, особенно в поздние годы, и его вера часто переплеталась с мистическими страхами. Он боялся греховности своих произведений и их возможного негативного влияния на людей. Эти страхи усиливались под влиянием духовных наставников, таких как отец Матвей Константиновский, которые подчеркивали важность нравственного очищения.

Страх перед неудачей
Гоголь был чрезвычайно самокритичным и часто сомневался в ценности своих произведений. Его сомнения достигли пика, когда он сжёг второй том "Мертвых душ", считая его неудачным и духовно недостаточным.


Слухи и домыслы

Хотя многие из страхов Гоголя задокументированы, часть из них могла быть преувеличена поздними биографами или популяризирована в мифах о писателе. Например:

Страх перед нечистой силой: Хотя Гоголь действительно писал о мистике, нет прямых доказательств, что он боялся сверхъестественного в реальной жизни. Это скорее часть мифологии вокруг его фигуры.

Полная изоляция: Гоголь иногда искал уединения, но не был отшельником. Он поддерживал дружеские связи, хотя и избегал больших светских мероприятий.


Современный взгляд

Сегодня психологи могли бы описать состояние Гоголя как проявление тревожного расстройства или депрессии, сопровождаемой гипохондрией и навязчивыми страхами. Однако важно учитывать, что его страхи были укоренены в историческом контексте, личных переживаниях и религиозных убеждениях.

Гоголь действительно страдал от множества страхов и тревог, которые можно интерпретировать как фобии. Эти особенности его личности нашли отражение как в его жизни, так и в творчестве. Однако следует быть осторожным с приписыванием ему тех или иных диагнозов, поскольку многие из его страхов могли быть обусловлены не только личными, но и культурными, историческими и религиозными факторами.
03:20 07.01.2025(1)
1
Прекрасная идея, Алёна, и спасибо за труд!
    Гоголь считал, что надо, отказывая себе даже в праздники, отдаться служению, как монах монастырю. Великому горю миллионов, как писал Писарев. Но ведь не только. Русская литература в лице Толстого, Пушкина, Достоевского, Чехова - это не совсем даже и литература, а - проповедь.
03:23 07.01.2025
Спасибо, Нелли!
01:13 07.01.2025(1)
1
Про вскрытие его могилы и оцарапанный изнутри гроб, тоже будешь писать, Алёна?
Интересно про Гоголя.
Один из любимых мною в детстве, писателей.
Меня особо поразили "Вечера на хоторе близ Диканьки" и "Тарас Бульба".
Его Вечера в чём то послужили мне вдохновением для создания моих зарисовок судеб...

Рад, что стала такие статьи публиковать
03:19 07.01.2025
1
Спасибо! 

Про мифы, связанные с перезахоронением могилы Гоголя, я уже немного написала здесь https://fabulae.ru/prose_b.php?id=157802&comment_id=5565385#comment_5565385

Они связаны с тем, что Гоголь боялся быть похороненным заживо. В своих письмах он выражал опасения, что его примут за мёртвого, когда он будет находиться в летаргическом сне. В одном из писем он просил друзей убедиться в его смерти, прежде чем похоронить его.

Когда в 1931 году останки Гоголя были перенесены с Даниловского кладбища в Новодевичий монастырь, появились слухи о странных находках при вскрытии гроба. Некоторые утверждали, что тело лежало в необычном положении. Это породило версии о том, что писатель был похоронен заживо и пытался выбраться.

История об оцарапанном гробе не имеет документального подтверждения. Истории об оцарапанном гробе и пропавшем черепе стали темой для художественных произведений и журналистских материалов, что способствовало их популяризации.
21:46 06.01.2025(2)
Вообще Гоголь - личность мистическая. Не знаю, правда или вымысел, что при вскрытии гроба, когда перезахоранивали на Новодевичье, не обнаружили череп писателя.

По поводу первичности-вторичности литературы я не поняла. В каждой стране своя литература первична. К сожалению, у нас нашу классику перечитывают всё реже и реже, в основном по программе. Я была во многих библиотеках Европы - наша классика присутствует везде и на русском, и в переводе. В библиотеке "Чёрный бриллиант" в Копенгагене довелось поговорить с русскоязычной сотрудницей, там есть небольшой отдел русской литературы. И хотя датчане предпочитают Андерсена, но читают и Достоевского, и Чехова, в меньшей степени Л. Толстого. Пушкина в основном пушкинисты, каковые есть и в Дании.
Жаль, не довелось посетить Staatsbibliothek в Берлине. Алёна, ты можешь зайти на сайт крупнейшей немецкой библиотеки и посмотреть, как там представлена русская классика.
Не читающая публика есть в каждой стране. И читающая тоже. Писателей было много, а в литературе остались единицы. Они так и звучат - классики всемирной литературы.
03:06 07.01.2025
Похоже на то, что это миф. 
Помню, что сама читала в газете, не помню в какой, во времена Гласности, когда все газеты пожелтели, о том, что тело Гоголя лежало в гробу в необычном положении. О пропаже черепа в заметке ничего не сообщалось.
И после перезахоронения в 1931 году и без газет по стране ходили слухи о странных находках во время перезахоронения. 
Моя мама с 1934 года, и она ребёнком наслушалась историй о Гоголе и страшно боялась быть похороненной заживо. И мне она пересказывала слух о необычном положении тела в гробу как установленный факт. Правда, на меня это произвело впечатление, но страхов никаких не вызвало. 
А о пропавшем черепе Гоголя ходили даже слухи, что  череп был похищен в начале XX века. Одним из предполагаемых похитителей называли драматурга и коллекционера Владимира Немировича-Данченко, который якобы был одержим идеей "гениальности", связанной с формой черепа. Ну и оговаривается, что доказательств пропажи черепа и причастности Немировича-Данченко к этой пропаже нет.
22:07 06.01.2025
Поискала сейчас в берлинских библиотеках книги Гоголя - 205 разных его книг на немецком языке, не экземпляров, а разных изданий. "Мёртвые души" в шести разных переводах, разными переводчиками, а издания я не считала. И практически все его произведения переведены на немецкий не один раз и представлены в библиотеках.
Других авторов поищу потом. 
Пьесы Чехова на немецком я сама себе купила, для "драмкружка". И брала в библиотеке "Войну и мир" на турецком, когда учила турецкий, и на русском, чтобы читать параллельно, чтобы не надо было искать незнакомые слова в словаре.
Ещё брала аудиокнигу "Анна Каренина" на немецком в библиотеке.
00:12 07.01.2025(1)
Алёна...  Единственный вопрос. хотя их много...
А что есть из себя "духовное обновление"?
Может, я тупой?
скорее всего. я тебя недопонял.

С Рождеством!
02:19 07.01.2025
С Рождеством!

Я же пишу не о себе, а о Гоголе. Его и цитирую:
"Вся жизнь человека должна быть обращением к Богу, ибо только в Боге можно найти покой души и подлинное обновление".
" Истинное обновление начинается с души человека. Пока он не откажется от суетного, не увидит в страданиях пути к Богу, его жизнь будет лишь тенью истины".
17:45 06.01.2025(3)
Интересно понять, как можно испытывать угрызения совести - за популярные сатирические произведения?
Об этом стало известно из дневников Гоголя? Или из других источников?
18:24 06.01.2025(1)
Михаил Петрович Погодин (историк и друг Гоголя) в своих дневниках писал, что Гоголь был погружён в размышления о своей духовной миссии и сожалел, что его произведения иногда интерпретировали как насмешку над Россией.
00:11 07.01.2025
1
Смеяться над кем-то и над чем-то это не грех.
Грех это злорадствовать.
18:22 06.01.2025
"Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) - В этом сборнике, написанном как своего рода духовное завещание, Гоголь раскрывает свои взгляды на роль писателя и искусства. Он утверждает, что писатель должен служить обществу и помогать людям духовно совершенствоваться и осуждает себя за то, что недостаточно прославлял добродетели и часто обращался к сатире, обличая человеческие пороки.
18:18 06.01.2025(1)
Из других источников. Например, из писем:

К Жуковскому и Погодину: В письмах он упоминает, что его сатирические произведения, такие как "Ревизор" и "Мертвые души", могли быть восприняты как нападки на конкретных людей или на русское общество в целом. Гоголь чувствовал, что его работа могла способствовать высмеиванию, а не улучшению нравов, что противоречило его убеждению о воспитательной роли литературы.

К М.А. Максимовичу (1844): В одном из писем Гоголь прямо признавался, что его сатира могла стать причиной для насмешек над русским народом, что вызывало у него беспокойство.


18:53 06.01.2025
Вопросов больше нет. Но добавлю от себя: САМ Гоголь, после невиданного успеха, не мог погрузиться в депрессию, или в рассуждения о "служении Отечеству". Ему помогли, точнее, указали на свое место: "Думай, или......." Так всегда было и будет, причем везде и во все времена.
Спасибо за ответ.
21:35 06.01.2025(2)
1
Неужели кто-то сомневается в том, что Гоголь великий русский писатель? Это могут быть только люди, получившие современное " образование".
 Пример таких людей. В конце декабря я открывал дебетовую карту и мне её доставил домой курьер банка. Молодой, симпатичный парень. Он стал заполнять документы и, перенося данные из паспорта спросил: " У Вас указано место рождения - Магдебург, ГДР. Извините, это где? " На моё искреннее недоумение, он уточнил, что это за страна такая? Я думаю он и про Гоголя спросил бы: "Это кто?"
А всем нам известная страна считает, что Гоголь - их письменник и писал не на москальском языке, а на мове. И там такие же ребята, как наш курьер банка, искренне в это верят.
С Рождеством Вас, Алёна! 
00:11 07.01.2025
Отвечу коротко и корректно, ты не прав, Витя.
Не буду внедряться в подробности, ибо это дохлый номер.
здоровья и удачи!
21:40 06.01.2025
С Рождеством, Виктор!
20:20 06.01.2025(1)
1
Коротко и по существу!
21:20 06.01.2025
1
Спасибо!
12:59 06.01.2025(1)
1
Прочёл с интересом! 
16:00 06.01.2025(1)
Спасибо, Георгий!
16:10 06.01.2025
Пожалуйста! 
С наступающим Рождеством Христовым, Алёна! 
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама