Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая [6 июня] 1799 года в Москве и умер 29 января [10 февраля] 1837 года в Санкт-Петербурге после дуэли с Жоржем Дантесом. Дуэль состоялась 27 января [8 февраля] 1837 года на Черной речке, недалеко от Санкт-Петербурга. Во время дуэли Пушкин был смертельно ранен: пуля попала в живот, повредив внутренние органы. Через два дня он скончался от перитонита.
Дуэль между Пушкиным и Дантесом является одной из самых трагичных страниц в истории русской культуры.
Кто такой Дантес? Жорж Шарль Дантес (барон Геккерн-Дантес) (1812 —1895) — французский офицер, находившийся на службе в русской армии. Он был приемным сыном голландского посланника в России барона Луи ван Геккерна. Дантес был известен в петербургском обществе как красивый и обаятельный молодой человек, склонный к флирту. Его манера держать себя, дерзость, которую ему прощали «как иностранцу» (Трубецкой), шутки и каламбуры сделали ему репутацию в высшем свете. Поначалу, по свидетельству Соболевского, нравился Дантес и Пушкину.
Дантес увлекался Натальей Николаевной Пушкиной, женой Александра Сергеевича, что стало причиной конфликта между ним и Пушкиным. Точнее, основной причиной конфликта стали слухи о компрометирующих отношениях между Дантесом и Натальей Николаевной. В петербургском свете ходили сплетни о том, что Дантес ухаживает за ней, что вызывало гнев и ревность со стороны Пушкина. В довершение всего, слухи усиливались поведением самого Дантеса и его приемного отца барона Геккерна, который, предположительно, подогревал их.
Пушкин, чувствительный к своей чести и репутации, особенно учитывая его положение в обществе, не мог остаться равнодушным к насмешкам и оскорблениям. В ноябре 1836 года он получил анонимное письмо с «дипломом» главы «ордена рогоносцев», что стало последней каплей. Пушкин решил, что за этим стоит Дантес и его приемный отец, и вызвал Дантеса на дуэль. Дантес официально принял вызов на дуэль, однако сделал неожиданный шаг: он предложил руку и сердце сестре Натальи Николаевны, Екатерине Гончаровой, и 10 января 1837 года женился на ней. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на Екатерине Гончаровой, чтобы быть ближе к Наталье Николаевне. По свидетельству Константина Данзаса, секунданта Пушкина в дуэли, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе». Он публично оскорбил Дантеса, распространив письмо с обвинениями в адрес барона Геккерна. Дантес формально вызвал Пушкина на дуэль.
Дуэль состоялась на окраине Санкт-Петербурга, на Черной речке. Согласно правилам дуэли, расстояние между противниками составляло 10 шагов. Оба дуэлянта стреляли из пистолетов. Первый выстрел сделал Дантес. Пуля попала Пушкину в живот. Несмотря на смертельное ранение, Пушкин, превозмогая боль, поднялся и выстрелил в ответ. Его пуля лишь задела руку Дантеса.
После дуэли Пушкина доставили домой, где в течение двух дней врачи боролись за его жизнь, но безуспешно.
Дантес после дуэли был лишен звания и выслан из России. Он вернулся во Францию, где жил до конца своей жизни, занимаясь политической деятельностью.
Наталья Николаевна Пушкина пережила мужа, но долгие годы была вынуждена бороться с последствиями скандала. Её положение в обществе значительно ухудшилось.
Дуэль и смерть Пушкина стали шоком для всей России. Поэт погиб на пике своего творческого пути, оставив после себя бессмертное наследие.
Поведение Дантеса и Геккерна во время конфликта перед дуэлью
Поведение Дантеса и его приёмного отца, барона Геккерна, многими современниками воспринималось как необычное и неоднозначное, вызывая множество сплетен и домыслов.
Геккерн был дипломатом и человеком с высоким социальным положением, а Дантес — французский офицер, прибывший в Россию в поисках карьерных возможностей.
Барон Геккерн официально усыновил Дантеса, что вызывало подозрения, поскольку возраст Дантеса на момент «усыновления» (22 года) делал это действие странным и почти бессмысленным с практической точки зрения. Ходили слухи, что их отношения не были отцовско-сыновними. В Петербурге обсуждали их возможную гомоэротическую связь, и это порождало дополнительные сплетни в свете пуританских нравов того времени.
Дантес был известен как светский красавец, любитель флирта и внимания женщин. Однако его ухаживания за женой Пушкина, Натальей Николаевной, были особенно навязчивыми и демонстративными. Дантес постоянно появлялся на балах и других светских мероприятиях, где находилась Наталья Николаевна, и вел себя так, что вызывал пересуды. Он открыто уделял ей слишком много внимания, что в условиях строгих нравов того времени считалось недопустимым. Такое поведение унижало Пушкина и провоцировало ревность.
Когда Дантес женился на Екатерине Гончаровой (сестре Натальи Николаевны), это было воспринято как циничный шаг, направленный на то, чтобы оправдаться перед обществом и избежать дуэли. Сам Пушкин воспринял этот брак как насмешку, видя в нём попытку одновременно укрепить своё положение в обществе и продолжать связь с Натальей Николаевной.
Барон Геккерн не только не осуждал поведение Дантеса, но и активно поддерживал его. Ходили слухи, что Геккерн сам распространял слухи о "романе" Дантеса с Натальей Николаевной, чтобы провоцировать скандал.
Барон неоднократно общался с Пушкиным и его окружением, проявляя двусмысленную доброжелательность, которая скорее раздражала, чем примиряла стороны.
В ходе конфликта Геккерн позволял себе вести с Пушкиным провокационные беседы, намекая на его положение в обществе и распространяя тонкие оскорбления. Это усиливало напряжение и унижало Пушкина, для которого честь была крайне важной.
Геккерн поддерживал и, возможно, распространял слухи о репутации Натальи Николаевны и её «романе» с Дантесом. Для Пушкина, который был крайне ревнив и заботился о своей чести, эти слухи становились серьёзным ударом. Намёки Геккерна могли звучать как тонкие оскорбления или полуироничные комплименты в адрес Натальи Николаевны, что ещё больше раздражало поэта. Геккерн мог недвусмысленно упоминать восхищение Дантеса Натальей Николаевной или выражать «сочувствие» к её якобы сложной семейной жизни, ставя Пушкина в неловкое положение.
Взрослый мужчина в те времена нёс ответственность не только за свою личную репутацию, но и за честь своей семьи. Намёки Геккерна, связанные с Натальей Николаевной, подрывали эту честь. Они косвенно указывали на неспособность Пушкина защитить свою семью от сплетен и унижений.
Барон намекал на незавидное положение Пушкина в обществе, используя его уязвимые точки, такие как репутация, происхождение и семейное положение. Это делалось тонко, через косвенные высказывания, но намеренно унизительно, чтобы вызвать гнев и подорвать моральное состояние поэта. В обществе могло быть подмечено, что Пушкин был женат на одной из самых красивых женщин Петербурга, но при этом его финансовое положение и статус в высшем свете оставляли желать лучшего.
Несмотря на талант и известность, в высшем свете Пушкина воспринимали с некоторым высокомерием из-за его дворянского, но не столь знатного происхождения. Он был потомком древнего, но не богатого рода. Геккерн, будучи голландским дипломатом с высокими связями, мог намекать на недостаточную «аристократичность» Пушкина.
Пушкин постоянно испытывал финансовые проблемы, несмотря на своё положение при дворе. Он был вынужден брать долги, чтобы поддерживать образ жизни, соответствующий статусу его жены и требованиям светского общества. Геккерн мог подчеркивать разрыв между блестящей внешностью Натальи Николаевны и материальной «недостаточностью» её мужа. Такие намёки могли звучать в виде иронических комментариев о финансовых трудностях Пушкина или его зависимости от милости императора.
Несмотря на признание в литературных кругах, Пушкин был объектом зависти, интриг и недоброжелательства в высшем обществе. Геккерн мог подчеркивать его двойственное положение — как человека, который одновременно был известен и популярен, но при этом не всегда принят в элитарной среде.
Для Пушкина вопрос чести был не просто принципиальным, а жизненно важным. Его самолюбие, гордость и острое чувство достоинства делали его особенно уязвимым перед подобными намёками. Геккерн, человек с опытом дипломатических интриг, очевидно, понимал, как воздействовать на эти слабые места, чтобы довести ситуацию до конфликта. Тонкие, но болезненные нападки со стороны Геккерна и его окружения стали важным фактором, подтолкнувшим Пушкина к дуэли.
Положение Пушкина при дворе
При дворе Российской империи Пушкин занимал роль камер-юнкера, бывшей одной из низших придворных должностей. Эта должность не соответствовала ни его возрасту, ни его литературной славе, и воспринималась им как унизительная.
Камер-юнкер был придворным чином, обязанным сопровождать царя и императрицу на церемониях, принимать участие в светских мероприятиях, балах и иных придворных событиях. Этот чин обычно присваивался молодым людям из дворянских семей, как шаг в начале их карьеры при дворе. Для взрослого человека, да ещё известного поэта, назначение на эту должность воспринималось как понижение статуса или даже насмешка.
Пушкин стал камер-юнкером в 1834 году, уже будучи признанным писателем. Назначение произошло по указу императора Николая I. По официальной версии, это было сделано из уважения к жене Пушкина, Наталье Николаевне, чтобы она могла чаще бывать при дворе. Наталья Николаевна была одной из самых красивых женщин своего времени, и её присутствие на придворных мероприятиях считалось желательным. Однако в придворных кругах в назначении многие усматривали насмешку над Пушкиным.
На момент назначения Пушкину было уже 35 лет, тогда как камер-юнкерами обычно становились юноши в возрасте 16–20 лет. Для зрелого человека с его славой это воспринималось как абсурд. Пушкин был не просто дворянином, но и великим поэтом, чья известность выходила далеко за пределы России. Камер-юнкерство, с его сугубо формальными обязанностями, никак не отражало его реального вклада в культуру.
Назначение сделало Пушкина частью придворной жизни, но это ещё больше обострило его напряжённые отношения с высшим светом, где он не чувствовал себя принятым. Его слава литератора вызывала зависть, а женитьба на красавице Наталье Николаевне только усиливала интриги вокруг него.
Пушкин воспринимал эту должность как унижение и как насмешку над своей личностью. В письмах он не раз выражал недовольство этим назначением.
Он был вынужден тратить время и деньги на соответствие придворному этикету: заказывал дорогие мундиры, присутствовал на балах и церемониях, что отвлекало его от творчества и усугубляло его финансовые трудности.
Отношения Пушкина с Николаем I были сложными. После восстания декабристов в 1825 году Николай взял Пушкина под личный надзор, пообещав ему поддержку и защиту. Однако в действительности это

Я не согласна с мнением Никиты Фёдорова, что Пушкин сам себя подставил. То, что Дантес целенаправленно провоцировал Александра Сергеевича, ясно видно из воспоминаний многих их современников.
Конечно, можно было утереть плевки в лицо и продолжать, как ни в чём не бывало, вести светскую жизнь. Но для Пушкина честь была не только словом.
Никита Фёдоров говорит, что поэт был спесив, руку дающую не почитал и т.п. Я же считаю, что Александр Сергеевич был очень гордым, а не спесивым. Он болезненно воспринимал все намёки на то, что он не может должным образом обеспечить красавицу-жену. Страдал от бесконечных сплетен о Наталье Николаевне, умело распространяемых бароном Геккереном.
Не видел Пушкин иного выхода из создавшейся ситуации, как вызвать негодяя Дантеса на дуэль.