Произведение «Василисса до школы. Дневник бабушки. С четырёх до пяти» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5 +5
Баллы: 2 +2
Читатели: 20 +8
Дата:

Василисса до школы. Дневник бабушки. С четырёх до пяти

В данной главе:

1. Не навредить бы душевному складу ребёнка
2. Ты что же, деточка, мысли мои читаешь?
3. О вечной душе, о смерти бренного тела
4. Это всё любовь!
5. Из июньских прогулок с внучкой
6. Прогулки не для развлечения?
7. Учить детей противостоять отрицательному
8. Как мы с Василиссой познавали о нашей планете
9. Чем знаменателен пятилетний возраст ребёнка



1). НЕ НАВРЕДИТЬ БЫ ДУШЕВНОМУ СКЛАДУ РЕБЁНКА



Позволю себе начать с раздумий о внучке.

Два дня назад Василиссе исполнилось 4 года. Вроде бы ещё малышка. Но вместе с тем всё осознанней её восприятие рядом с нею протекающей взрослой жизни. Всё больше психологической нагрузки ложится на её маленькие плечики. Какие глубокие мысли рождаются в этой милой красивой головке!

Как ей, ребёнку, живётся среди нас, сплошь взрослых? Мама, папа, две бабушки, дед, тёти, дяди... Каждый из окружающих Васеньку специально или без какого-либо умысла навязывает ей личные, не всегда правильные, жизненные установки. Уверена, её сознание мечется, что оно напряжено больше, чем нужно для данного возраста.

… Сегодня я была в гостях у Васеньки. Сидим с ней на диване, играем с её любимой игрушечной кисой Мурысей, «кормим» её, «купаем» в ванночке. Васенька сидит у самого края дивана, спиной к краю.
Я: «Васенька, упадёшь».
Она: «Мне уже четыре года. Я смелая, не боюсь падать. Если упаду, плакать не буду».

Вроде смотрит на меня, но, как бы, на несколько секунд ушла в себя. Вдруг звучит её вопрос: «Зачем меня сюда послали?» Ждёт от меня ответ.

Я растерялась от неожиданности. Во-первых, была уверена, что она всецело увлечена игрой. А она, успевая играть, помыслила над далеко не детской темой, которую мы сегодня вовсе не затрагивали. Надо признать, что у неё рождаются подобные мысли, когда она находится рядом со мной. Оно и понятно, поскольку я веду с ней разговоры о неземных вещах. Пока, кстати, кратко и мимоходом.

Но почему возник такой вопрос сейчас? Что послужило причиной его появления?

… Очень люблю и жалею мою маленькую внучечку Васеньку, восторгаюсь её проницательным умом! Растёт на моих глазах. С рождения до девяти месяцев жила со своей  мамой, моей дочерью, у нас с дедом в деревне. Я привязалась к ней всем сердцем. Была дважды свидетелем её психологических и физических страданий, выпавших на долю малышки в её один, затем в два месяца. И испытания в младенчестве, и бытовые неурядицы, и неровные взаимоотношения между собой взрослых оставили и продолжают оставлять отпечатки на детской психике. Понятно, почему за неё мне постоянно тревожно…

Часто думаю о «несправедливости» мира, о том, что не все одарённые дети помещаются в надлежащие по их развитию жизненные условия. Хотя, не одна я как бабушка мечтаю о лучшей жизни для своих внуков. Мы, взрослые люди, жалеем наших внуков и детей, стараемся оберегать, ограждать их от бед, несчастий, дурного, вредного… В то же время через поучения, сравнения, объяснения, требования готовим их к будущим проблемам, которые обязательно войдут в их жизнь, как неотъемлемая часть земного существования.

… Вопрос Васеньки «Зачем меня сюда послали» встревожил меня. Неужели ей с нами так плохо, и этот вопрос – её сожаление о пребывании на Земле? Не из любопытства он был задан. Глаза выдавали какую-то внутреннюю недетскую печаль. Я была готова разрыдаться. Может мне, конечно, показалось…

Что ждёт дальше Василиссу, одному Богу известно. Я боюсь за неё, за своих других внуков, детей сына, уж очень много ныне зла на Земле. И где та тонкая грань объяснений о Добре и Зле нашего мира от нас, взрослых, чтобы и преподнести правильно, и не перейти меру в объяснениях о зле, но и не сокрыть правдивой информации о нём, и при этом не напугать рассказами о зле, то есть, не навредить детской психике?..



2). ТЫ ЧТО ЖЕ, ДЕТОЧКА, МЫСЛИ МОИ ЧИТАЕШЬ?



4 года, 10 дней.

Василиссе принёс дед от бабушки гостинец, здоровается с ней. Она пробегает молча мимо деда с нахмуренным видом на кухню (причина выяснилась позже: не хотела отрываться от игрушек, а мама позвала кушать).

Проходят сутки. Теперь бабушка отправляется к Василиссе, зовёт на прогулку.
У выхода встречаемся с жильцом подъезда. С ним здороваюсь я, затем Василисса громко говорит ему «здравствуйте».

Поглядываю на неё с любопытством и думаю: «Вчера не захотела со своим дедом здороваться, а сегодня с чужим дедом здороваешься».

Василисса, поймав мой недоуменный взгляд, тут же объясняет мне: «Я вчера с дедом не поздоровалась, настроение было плохое».

Неожиданно! Моя ты деточка, думаю, ты что же, мысли мои читаешь? А может ты продемонстрировала только что своё качество самокритичности, какое, как мне кажется, не характерно для данного возраста?

Вернувшись с прогулки, рассказываю дочери. Она тому находит объяснение, говорит, что вчера, как ушёл дед, провела с Василиссой нравоучение.

Пусть так. Но в любом случае радуюсь за Васеньку! Приняла к сведению, запомнила, исправилась, применила на практике. И… прочитала (без слов) недоумение в моих глазах и успокоила меня своим объяснением! В четыре года-то! Возможно ли такое? Значит возможно. Новое поколение! Пора мне отходить от стереотипов, привыкать к новому.

Моя ты радость, сокровище моё! Продолжаю с огромным удовольствием наблюдать за тобой в наши не столь частые встречи…



3). О ВЕЧНОЙ ДУШЕ, О СМЕРТИ БРЕННОГО ТЕЛА



4 года 2 недели.

Сегодня сердце наполнено счастьем: Василисса будет гостить у нас с дедом весь день! Люблю такие дни, когда имеется возможность наблюдать за её естественным самовыражением или через намеренное создание мною ситуаций, чтобы увидеть и услышать её реакцию, её разумные рассуждения «взрослого» человека.

Наверное, получится большой рассказ…

Утром идём с ней ко мне. Живём через два дома. У Василиссы тоже прекрасное настроение, ей даже не хочется гулять на улице: «Пойдём скорее к тебе домой, я соскучилась по твоей квартире. Вот бы мы жили совсем рядом, чтобы не одеваться, я бы то к тебе ходила, то домой, то к тебе, то домой!»

ДО ОБЕДА

До обеда ничего особенного не происходит, всё, как обычно: её реплики, моё удивление и умиление, которое уже начинаю скрывать, чтобы она не возгордилась.

Говорю ей, что надо деда завтраком накормить. Василисса бежит на кухню: «У нас будет здесь кафе. Деда, иди к нам в кафе! Что ты хочешь есть?»
Я: «Дед будет сыр, хлеб, масло, чай»
Василисса начинает старательно выкладывать на холодильнике «меню» из пластиковых букв на магнитиках: сыр, хлеб, чай.
Меня очень радует её тяга к знаниям, к самому процессу обучения.

Дед завтракает, а мы отправляемся в Василиссину комнату есть яблоко и играть со сборным из пластика и картона игрушечным двухэтажным домиком. Хозяйкой домика становится миниатюрная Хрюша. Василисса показывает Хрюше дом: «Вот твой балкон, здесь под солнышком будешь сидеть, вот спальня, игровая, вот кухня, гостиная, ванная». Тут слышу нотки зависти: «Мне бы такой красивый дом!»
Я ухожу на кухню, занимаюсь подготовкой к обеду, возвращаюсь и вижу полный разгром в домике и спрятавшуюся Хрюшу. С удивлением гляжу на Василиссу.
Она мне: «Неожиданно?!»
Одним, точно подобранным словом, дала характеристику моему внутреннему состоянию! Стоит трудов удержаться моим чувствам, чтобы не начать восторгаться четырёхлетним ребёнком, умеющим по взгляду не только понять настроение другого человека, но и словесно, кратко и удачно, сформулировать это состояние.

ПОСЛЕ ОБЕДА

Садимся обедать, Василисса спрашивает: «Можно я у тебя жить останусь?»
Во время обеда: «Эх ты, баба… Тебе нельзя меня кормить, я сама должна научиться!»
Вдруг, ни с того ни с сего, звучит вопрос: «Баба, зачем я тебе нужна?»

После обеда укладываю Василиссу спать, но сна у неё ни в одном глазу ( как всегда) нет, начинает шалить.
Я: «Сейчас наказание придёт»
Она: «Бог накажет?»
Я: «Да». Подумав, добавляю: «Накажет, потому что очень тебя любит. Он всех наказывает, кого любит, потому что хочет, чтобы все стали ещё лучше!»
Она: «И тебя наказывает?»
Я: «Конечно. Часто. И маму твою наказывает, и папу, и бабу Веру, и деда Валеру. Всех!»
Василисса: «Как Бог всех нас видит?»
Я: «Он нас чувствует, потому что любит, как твоя мама чувствует и любит тебя. Мы все для Бога – Его дети. А детей любят, заботятся о них, хвалят и наказывают, если провинятся».
 И тут она ложится на бочок со словами: «Буду спать»

После дневного сна полдник. Следом учебные занятия.
«Уроки» – вот то волшебное наше с Васенькой слово, которое призывает расстаться с игрушками и настроиться на серьёзный лад. На этот раз занятие не было долгим.
В книжке «Умный ребёнок» было предложено карандашом обвести по точкам чуть ли не на всей странице. Я решила сократить задание, чтобы двигаться в познании дальше. Василиссе это не понравилось, она делает мне замечание: «Эх ты, баба! Нельзя бросать. До конца нужно доводить».

После занятия обе с удовольствием рассматриваем недавно приобретенные мною украшения с полудрагоценными и искусственными камнями. Называю украшения, камни, говорю, что они меня лечат.
Она: «Как мой лабрадор меня лечит?» (висит у неё на кроватке)
Я: «Васенька, это наследство твоё от меня»
Она: «Что такое наследство?»
Я: «Когда я умру, мне уже украшения не будут нужны, останутся тебе, твоей маме Насте, твоей двоюродной сестрёнке Ксюше, тёте Алёне (Ксюшиной маме), тёте Нине (моей сестре).

Затронув тему смерти, не стала упускать благодатную возможность поговорить и об этом. Разговоров о смерти страшатся даже взрослые люди. Я не хочу, чтобы у моей внучки Василиссы сложилось негативное отношение к реальному явлению в нашей жизни – к смерти. Действительность такова: ни один человек не может избежать ни рождения, ни смерти. У нормально развитого человека должно быть спокойное понимание, что смерть – не окончание жизни, а её продолжение в иных сферах.

Я: «Василисса, когда я умру, к Богу отправится моё вот это тело или моя душа?»
Она: «Душа»
Я: «А где в нас находится душа, ты знаешь?»
Василисса поднимает свою ручку к голове.

Чтобы не огорчать Василиссу своим будущим уходом, тут же смягчаю восприятие темы смерти, произношу со спокойной улыбкой: «Каждый человек живёт то на Земле в теле, то на Небесах без этого тела, то на Земле уже в другом теле, то на Небесах без него… Тело – как одежда для души».

Василисса добавляет, демонстрируя этим полное своё понимание: «А для этого тела (показывает на себя) – такая одежда (показывает на свою футболку и штанишки).

Примерно так, доступным слогом, ненавязчиво, по представившемуся удобному случаю, обязаны, считаю, все родители давать начальные знания о вечной душе, о смерти бренного физического тела.

Подходит время расставания с внучкой.
Садимся ужинать.
Василисса кушает и говорит мне: «Баба, я о маме мечтаю, грущу…»
Я успокаиваю её: «Вот и отлично, что любишь свою маму, скучаешь по ней, она тоже очень тебя любит и тоже по тебе соскучилась! А ты же жить хотела остаться у меня?»
Василисса: «Я передумала»
Я: «Лучше, правильнее, когда дети живут со своей мамой и со своим папой, а к бабе ходят или приезжают в гости. Сейчас покушаем и пойдём к ней втроём: ты, я и дед, хорошо?!»

… Этот замечательный день закончился вечерней прогулкой по свежему

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама