Определим, сначала человека как существо, обладающее в отличие от вещей иной, более сложной структурой, в которую входят три основных составляющих: датчики в форме органов чувств, воспринимающие посторонние сигналы и передающие их в систему обработки этих сигналов, или данных, которая расшифровывает и преобразует их в то, что человек видит в образной форме и ощущает в иных формах в качестве соответствующего окружения, то есть, как результат полученной и имеющейся в памяти информации. Третьей основной составляющей организма человека является геном, в котором запрограммированы структура, рост, особенности метаболизма и развития соответствующего организма, что можно обозначить формообразующими способностями.
Но тут же возникает вопрос: а, собственно, чем же отличается человек от прочих живых существ, которые обладают тем же самым, но живут по какой-то причине лишь по чисто природным правилам выживания и размножения, для чего им требуется только питаться, избегать врагов и пытаться улучшать свое положение в соответствующей природной нише.
Следовательно, что эти живые существа есть не что иное, как динамические составляющие природного ландшафта, способные размножаться, расти и развиваться, воспринимая окружающее с помощью ощущений, в отличие от вещей. И все эти существа, чтобы выжить и существовать наиболее приятно волей-неволей вынуждены соображать каждый миг, как это сделать, то есть мыслить. Иначе говоря, им просто необходимо мышление – от самых несложных его форм до весьма изобретательных - ради принятия правильных решений. В противном случае – сожрут.
Конечно, человеку свойственно то же самое, так как он тоже является неотъемлемой частью природы, но сверх того, он по какой-то причине получил способность понимать, что он находится в мире текущего времени, которым он может воспользоваться для того, чтобы перестроить этот мир под себя, то есть под свои желания, соображения и идеи целевым образом, а не следовать, как все прочие живые существа, только по проторенной дорожке инстинктов и рефлексов, которая в значительной степени основана на случайных изменениях в геноме под воздействием внешних факторов.
Поэтому самым существенным отличием человека от остального живого не может быть ни мышление, которое, в сущности, есть процесс обработки информации любым живым существом для принятия решений, соответствующих моменту, ни чувствительность, присущая, в частности, ряду животных в степени, превышающей ее уровень в человеке.
Кроме того, гораздо лучше по деталям, объему памяти и быстрее человека функционирует искусственный интеллект, который, так же как и он обрабатывает информацию.
Действительно, общим для искусственного интеллекта, человека и прочих живых существ оказывается прием, обработка и передача информации, поскольку все они имеют сенсоры для приема информации, центр или центры обработки информации и устройства или органы для передачи информации.
Видимо, поэтому некоторые исследователи, в частности, Марк Ридл (Mark O. Riedl. The Lovelace 2.0 Test of Artificial Creativity and Intelligence». Association for the Advancement of Artificial Intelligence, 22. 10. 2014) считают, что искусственный интеллект обладает способностью к творческому мышлению.
Ниже мы попытаемся разрешить эту проблему, которая, как это видно из сказанного, до сих пор не нашла адекватного решения, поскольку, в частности, под сознанием человека современная наука понимает способность к воспроизведению действительности в мышлении.
Если принять это определение, то получается, что и человек, и прочие живые существа, а также искусственный интеллект, обрабатывая информацию, получают в результате ту часть собственного окружения, которой можно воспользоваться, а это означает, что они имеют, в сущности, подобное сознание, что само по себе нонсенс, поскольку человек в мышлении не только воспроизводит действительность, но и меняет ее; остальные живые существа, воспроизводят действительность только в рамках питания, размножения и доминантности в собственных нишах, и вовсе не стремятся выйти из них ради переделки мира по собственному желанию, соображениям или просто произволу, а у искусственного интеллекта сознание и вовсе отсутствует, то есть мышления у него быть не может, но он, тем мне менее, тоже воспроизводит ту часть реальности, которая, правда, нужна не ему, а стороннему пользователю, и это воспроизведение, в отличие от живых существ, осуществляется им только в виртуальной форме.
Иначе говоря, искусственный интеллект обрабатывает информацию для решения задач стороннего пользователя по стандартным программам, всего лишь отражая мышление пользователя, подручным средством которого он и является, но не мысля самостоятельно, точнее, самодеятельно, то есть он не способен выйти за рамки установленных в нем программ и поэтому постановка новых задач для него невозможна.
Все эти факты приводят к тому заключению, что человек должен иметь некую особенность, которая не требуется остальному живому для его существования. Другими словами, сознание человека имеет существенное отличие даже от сознания самых высокоразвитых животных, и это отличие определяет его двойственное поведение в мире.
Поэтому решить проблему соотношения мышления и человеческого сознания, раз мышление как самостоятельный процесс обработки информации свойственно и человеку, и всем прочим живым существам, можно, только определив его направленность, очевидно, во многом отличную от направленности мышления прочих живых существ, а также найдя то, что или кто задает эту направленность.
Самому процессу мышления человека дается известное определение как потоку мыслей, связанных между собой в последовательности ассоциаций и идей.
Однако в этом определении не сказано, кто или что и на каком основании создает этот поток и в какое время.
Поток мыслей, если под ними понимать то, что явилось в результате процесса мышления, может создаваться только в процессе обработки информации.
На это из неодушевленных предметов способен только искусственный интеллект. Однако, он функционирует исключительно в рамках заранее заданных извне программ, то есть не самостоятельно и со многими другими ограничениями (см., напр., статью «Что в действительности представляет собой интеллект?» Низовцев Ю. М. Журнал «Топос». РФ. 02.04.21), что невозможно признать процессом мышления, появляющегося, как известно, только как результат самостоятельных, то есть, в той или иной степени, сознательных действий.
Подобная самостоятельность свойственна только живым существам, отсутствуя, правда, во сне, так как человек во сне пассивен, то есть ему, как и искусственному интеллекту, не требуется проявлять самостоятельность в действиях.
Значит, во сне ни у одного живого существа, включая человека, процесс мышления не идет по причине отсутствия действий.
В этом отношении, работа мозга человека во сне сводится не к самостоятельным размышлениям ради принятия решений по текущим действиям, а к построению виртуальных моделей путем обработки накопленной за день информации в сочетании с данными, имеющимися в его памяти в соответствии с проблемами, появившимися в предшествующие дни, для возможного использования этих моделей в дальнейшем.
Поэтому эта работа мозга человека во сне, в принципе, соответствует функционированию компьютера, который так же, как и человек во сне, не способен к самостоятельным действиям, воспроизведя не действительность, а виртуальные модели на базе поступившей за день и прочей информации в собственной памяти для дальнейшего употребления пользователем, что к мышлению никакого отношения не имеет.
Более детально проблема функционирования сознания человека во сне рассмотрена ниже.
Таким образом, мышление как процесс самостоятельной обработки информации свойственен только живым существам, если они находятся в бодрствующем состоянии, в отличие от искусственного интеллекта, обрабатывающего информацию только с подачи стороннего пользователя.
Ввиду изложенного выше, мышление нельзя признать особенностью лишь человека, и в этом отношении тезис Декарта «мыслю, следовательно, существую», который он отнес только к человеку, явно отсекая остальных живых существ, не вполне адекватен, потому что они тоже мыслят, так как попав в существование, они, ощущая собственное бытие и поэтому желая продлить его, чтобы не попасть в мир бесчувствия, вынуждены соображать, как приспособиться к тому, что есть, чтобы остаться в нем. Однако направленность их мышления сосредоточена только на том, чтобы пребывать в существовании, желательно в состоянии приятных ощущений.
Такого рода адаптивность присуща и человеку, как живому существу, а это, помимо прочего, указывает на то, что мышление, прежде всего, есть орудие желания существовать, то есть отражает приоритет существования и вторичность мышления, обеспечивающего стремление существовать.
[justify]Однако, создавшаяся отделенность человека от животного мира указывает и на другую направленность его мышления, которая состоит в том,