Произведение «Анахарсис, царь-мудрец»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Темы: памятьромантикамыслиистория
Автор:
Читатели: 8 +1
Дата:
Предисловие:

Анахарсис, царь-мудрец


                   Читая народные былины, мы как-то не задумываемся
                    почему за свои подвиги  руские (пишем с одним С, по старинке!),
                    богатыри получали от Владимира Красно Солнышко 
                    чашу вина, а то и три ведра сразу? И богатыри
                    обязаны были выпить все одним махом.
                    По манере "пить залпом" иностранцы, говорят,
                    распознают руских. А понятия не имеют, что
                    эта чисто руская  черта у нас - от скифов. 

    

    У скифов существовал культовый обычай Вознаграждения Героев, убивших в бою врага.
     Царь со своих рук вознаграждал храбрецов.  И тот обязан был выпить чашу вина (а то и целый жбан!)залпом, до дна, не отрываясь и не переводя дыхание.

     А скифская чаша была не в пример современному стакану.
     Называлась эта чаша Похвальной. Такой же культовой, как у скифов, она оставалась у русов, кого очень долго предпочитали называть  скифами. 
     Эллины любили подтрунивать над выпивохой:"пьет, как скиф!" Или, пьяненькие, кричали "подскифь!" То есть, налей неразбавленного вина.

  "Веселие Руси - есть пити, не можем без того быти!"- Провозглашали культовые тосты  князья и дружина. 
     Вот и дохвалились, что культовая церемония Вознаграждения Героев превратилась   в пагубную привычку у князей, бояр, а потом уже перешла в народные массы.
   
   "Виноград приносит три грозди: первая - удовольствие, вторая - опьянение, третья - неприятности". Этот афоризм принадлежит скифскому мудрецу Анахарсису, кто не одобрял  у своих  сограждан  пагубное  пристрастие к вину.


         Вот, что мы, наследники  древнего народа, кого греки называли скифами,  знаем  об Анахарсисе? О человеке, перед  которым склоняли головы философы и мудрецы Эллады? 
        Ан-ничего! Если кто и встречал его афоризмы в сборниках типа "Золотых россыпей" - то этим   знакомство с Анахарсисом  и заканчивалось. 
       Я решила  восстановить историю жизни славного скифского мудреца.  В рамках известных исторических данных, прибавив чуток фантазии.  Итак...

       Анахарсис  или  Анахар-сай  (царь), а по-современному, Назар, - жил в 6 веке до нашей эры. 
      Его племянником  был  царь Антир,  по  прозвищу Идантирс (греческое Иданфирс ), знаменитый  полководец  и  Герой  скифо-персидской  войны.
     Царская   «ставка» находилась в восточном Крыму, Киммерии.
 
     Этот город  «страны киммериан» ,  который тогда назывался  Корд ( или просто Град), располагался на берегах  судоходной реки Тиры  (сейчас это – высохший приток речки Приморской, где находится городище ТИРИтака).

    6 век  до н.э. – время освоения Керченских берегов эллинским народом
из Ионии.
      Юношей  Анахар  изучил  язык  этих эллинов, на котором общался  с возлюбленной  гречанкой  из  числа  наложниц.
      Через  свою  гречанку Анахар познакомился с культурой  Эллады.  И  так увлекся философией, что стал забывать  о своем  воинском  предназначении. Он мечтал  побывать на  родине любимой  наложницы.  
      Мечта  сбылась, когда он  надел царское ожерелье, то есть, унаследовал власть.
      Пользуясь  неограниченными  правами  владыки  Скифии, Анахар-царь  мог позволить  себе  любой  каприз.  И  позволил.
     Он  едет в Афины.  Скифский царь воочию мог увидеть великолепные храмы и дворцы  столицы эллинов.
Здесь он знакомится с поэтами, философами, политиками.
      Греки поражаются образованности и уму  светлоглазого варвара.  Слава о нем  бежит  впереди  него. 
     Анахарсиса,   так называют его греки,  тепло принимает  великий  Солон, один из первых законодателей Эллады,  прадед  не менее великого Платона. 
     Я полагаю,  что именно от Анахарсиса  Солон  впервые услышал красивую  сказку о Золотом острове  предков скифов,  который  под  час страшных землетрясений  провалился под землю.  Потом, будучи в Египте, Солон узнал, что этот остров называется Атлантида.

    
        Многие знаменитости Древней Греции почитают за честь принять у себя знаменитого скифа.
       Месяц за месяцем, год за годом... Возвращаться  не хотелось. Но связей с родиной  Анахар-царь не порывал. 
        Неожиданно он  получает  весточку,  что  брат  Савлий (современное Савелий) задумал лишить его власти. Готовится заговор.
        Пришлось  с  заоблачного Олимпа  спуститься  на грешную землю. 
Срочно выехать в Скифию.
       Морской  путь пролегал  мимо острова  Кизик.  Здесь  корабль  царя  попал в  шторм,  да такой, что немедленно  пристали  к  берегу.
       На  острове  шумел  праздник  богини  Кибелы.  Анахарсис стал не только свидетелем, но и  участником обряда, который  запал  ему на душу.
      Человек  бесстрашный, воин  и  царь  по происхождению, распоряжавшийся судьбами  тысяч людей, он вдруг  прочувствовал всем   нутром  простую житейскую истину: слава, богатство, войны  за  власть, за землю - все это ничтожно мало  по сравнению с любовью.


     С той любовью, что "крепка как смерть".  Через  нее  раскрываются и сбываются  умопомрачительные  мечтанья.  Слившийся  с естеством  великой Кибелы, он   познает  тайны  посмертного  существования.
     Ошеломленный  новыми для себя открытиями,  Анахар-царь  клянется, что ежели  живым  доберется  в  родные  пенаты – непременно  станет поклоняться Кибеле, Великой  матери людей.
     Его жертва была принята  и  царь благополучно  добрался  домой.

     Заговорщики притихли,  когда царь неожиданно появился  при дворе. Они ждали опалы, казни.
     И были  немало удивлены, что вместо властного, неулыбчивого и  упрямого царя перед ними  предстал  добродушный  и  даже заботливый  человек. 
     Царёв характер страшно не понравился  Савлию. Он  не верил в  благожелательность  Анахарсиса.  Наверняка, опять что-то задумал?  И точно.
      В один   прекрасный день  Анахар-царь снова  исчезает  из  дворца.    Царь тайком  уехал в  Гилею - заповедную местность  скифов.   

     Она  находилась  на востоке Киммерии (В данный момент большая  часть  Гилеи затоплена Азовским морем). 

        Здесь  росла  священная  роща,  где были  пруды  и озера, были 
святилища с менгирами. 
    На  цветочной  поляне Анахар-царь  осуществил  свой  обет.  Стал  готовить обряд  посвящения  Кибеле. 
    И позабыл обо  всем на  свете.  Даже  не  догадывался, что завистливый  брат  тихонько  следит за ним.
   
    Вот, что  видит  ошеломленный  Савлий. 
    Царь, переодетый  в  греческий  хитон,  с  маленьким изображением какой-то богини на груди, бьет в тимпаны, вопит, как одержимый.  Кружится  в диком танце, тем самым вводит себя  в сумасшедший экстаз.  
    Царь перенял чужие обычаи?!
    Если до сих пор наш простой великий народ воспринимает в штыки все новое, считая его чужеродным, то наши предки за измену обычаям предков голову снимали с плеч!
     Машинально  Савлий  выхватывает  стрелу.  Меткий  выстрел  избавляет мудрого и неудачливого  царя от позора, а  Савлия – от  дилеммы  "кому царствовать"? 
     Тут  же люди  Савлия  прикончили охрану Анахарсиса. 
     А своим  воинам, глядя  им в глаза, Савлий сказал:" Царя ударила урага (это ядовитая змея), мы облегчили  царю уход".
     Но  правду  не скроешь. 
Кто-то кому-то тихонько рассказал, и  в  народе из поколения  в  поколение  переходила история о царе Анахаре,  предавшего  дедовские обычаи. 
    Скифы не простили Анахар-царю  измены.  Его имя, наверняка, забылось бы, как канули  в лету имена прочих отступников и предателей. 
    Но помнили об Анахарсисе  греки  и  при  случае, повторяли его крылатые слова:
  " Каждый  человек  равен самому себе".  
    Третейский  судья - история –  это мнение не оспаривает.
Послесловие:
 Имена Антир (династическое имя царя Идантирса) и имя Савлий я взяла для ЛГ своего романа "Золотой Колаис". Есть имя также Арианта, скифского  царя, кто впервые произвел перепись своего народа (имеются в виду только воины), приказав им принести по наконечнику стрелы, из которых отлил огромных размеров котел. Скифская история мой конек, сильно увлекалась ею, общаясь с наши историками и археологами.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама