национальные гимны вернее всего отражают характер нации
Гимн можно считать, пожалуй, самым "субъективным" из принятых в новое время национально-государственных символов, т.к. при его создании нет возможности опереться на данные специальной науки, как при формировании герба и флага, где законы геральдики и вексиллологии диктуют определенные правила даже самым неугомонным новаторам.
Недаром, он стал третьим и самым последним обязательным публичным атрибутом государственности.
Что касается гимна Российской империи, то до 1833 года первым официально утвержденным гимном был "Молитва русских" (утвержден в 1816 году), а до этого были неофициальные гимны: "Гром победы раздавайся" и "Коль славен наш Господь в Сионе".
21 марта 1833 г. только что назначенный новый министр народного просвещения С.С. Уваров впервые обнародовал в своем циркуляре ставшую затем знаменитой формулу "православие, самодержавие, народность" как выражение новой официальной идеологии, которая была одобрена императором и должна была лечь в основу всей государственной политики . Впервые Россия обретала широкомасштабную, целостную идеологическую доктрину, концепцию бытия государства и нации (как ее следует оценивать, это уже вопрос другого порядка). Новый российский гимн был призван стать действенным выражением этой новой доктрины.
Император Николай I поручил композитору А.Ф. Львову сочинить "народный" , т.е. национальный гимн вместо игравшегося до этого "Молитвы русского народа", музыкой которого был британский гимн "Боже, храни короля" и который исполнялся на встречах императора.
А.Ф. Львов рассказывает в своих "Записках", как он в минуту вдохновения сочинил музыку нового гимна, в котором использовал мелодию гимна из сочиненного его другом Ф.Б. Гаазе Преображенского марша и затем обратился к В.А. Жуковскому с просьбой написать слова к уже готовой музыке.
Надо полагать, что обращение к Жуковскому было продиктовано не только его поэтическим авторитетом и высоким положением при дворе, но и тем, что мелодия английского гимна прочно ассоциировалась в России с его стихами 1815 г. "Молитва русского народа".
В своей статье "О происшествиях 1848 года" Жуковский так говорил о гимне "Боже, царя храни"
Народная песня -- чудный родной голос, все вместе выражающий; в нем слышится совокупный гармонический привет от всех одноземцев, живших прежде, к живущим теперь , когда зазвучит для тебя народное слово: Боже, царя храни! вся твоя Россия, с ея минувшими днями славы, с ея настоящим могуществом, с ея священным будущим, явится пред тобою в лице твоего государя
Безусловно Василий Андреевич прекрасно знал и помнил, что сам был автором этого "народного слова" (как и то, что первую строку он взял из английского гимна). Но он ощущал себя голосом нации, а не автором, передающим собственный внутренний мир, поэтому категория авторства по отношению к гимну утратила для него всякое значение.
"Молитва русского народа". С таким названием новый гимн был впервые исполнен в Большом театре 18 декабря 1833 года (по другим сведениям 25 декабря); с 31 декабря 1833 года он стал официальным гимном Российской империи под новым названием "Боже, Царя храни!"
За долгую историю своего существования гимн Львова-Жуковского вызывал весьма различные эмоции у людей разной политической ориентации, что вполне естественно для сочинения такого рода. В чем, однако, ему трудно отказать, так это в эффективности. До тех пор, пока существовала Российская империя с самодержавным царем как символом нации и православием как государственной религией, не было необходимости в перемене гимна. Он перестал существовать как гимн вместе с породившим его государством. Однако история создания "Боже, Царя храни!" ясно показывает и другое: государственный гимн мог появиться только тогда, когда у государства возникла внятная идеология, выражением которой он явился. Пока такая идеология не была сформулирована, не было и собственного гимна, несмотря на ощутимую уже с конца XVIII в. государственную и общественную потребность в нем.