Произведение «О проявлении личности в массах» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 30 +1
Дата:
Предисловие:

Личность, присущая человеку, отнюдь не одинока. Она сочетается в нем с индивидуальностью. Но, в свою очередь, и обе они являются лишь внешним проявлением двойственности человеческого сознания, вследствие чего это существо способно с необыкновенной для природы скоростью менять и собственную личность, и себя в целом, то надевая личину благообразия, то сбросив ее, оказываясь фантастически жестоким и безжалостным и сокрушая всё вокруг ради решения неблаговидных задач или достижения химеричных целей.

 
Ключевые слова: индивидуальность, личность, креативность, сознание, самосознание, неудовлетворенность, ощущения, информация, религия, познание.

 

О проявлении личности в массах


До сих пор проявление личности в массах представлено не вполне адекватно, что и не удивительно, так как само понятие личности смешивается с индивидуальностью, само понятие народа не рассмотрено в отношении тех его слоев, в которых личность и индивидуальность проявляются по-разному, от чего, собственно, и зависит как содержание этих слоев, так и их позиция за или против друг друга.

Подобного рода недоработки подтверждаются следующими примерами.

Полноценных личностей во властных элитах во все времена, вопреки ходячему мнению, было совсем немного, поскольку главным атрибутом личности является чувство собственного достоинства, а этот ведущий слой общества являл не более чем подданных, следующих, за редким исключением, мнению своего начальства, и не гнушающихся, при случае, подсидеть соперника или перебежать, если выгодно, к другому начальнику.

В сущности, личности во властной элите встречались лишь в умелых руководителях или управленцах теми или иными отраслями, войсками или направлениями, от которых многое зависело. Поэтому они знали себе цену и достоинство старались не терять. Но такие персоналии встречались нечасто, чем и объясняется столь хаотичный, противоречивый, часто с откатами, ход истории, в котором глупость власть предержащих нередко превалировала даже над здравым смыслом, а первостепенную роль играли амбиции. Иначе говоря, если бы, действительно, ход истории определяли личности, которых большей частью гнобили бездари, то, возможно, она и не была бы столь кровавой и безысходной для простого народа.

Что же касается преобладающей в умах до нынешнего времени идеи о том, что движущей силой, определяющей всё тот же ход истории, является борьба угнетенных с угнетателями, в которой, в частности, проявляют себя и с одной, и с другой стороны великие борцы-личности, то, увы, как показывает история, если вдруг при определенных катаклизмах угнетенные дорывались до власти, то они довольно быстро начинали ощущать ее вкус и начинали походить на своих предшественников, а разбогатевший по той или иной причине бедняк быстро забывал о своих угнетаемых собратьях, и присоединялся, как правило, к угнетателям, если и не непосредственно, то в роли рантье.

Называть таких проходимцев полноценными личностями совершенно невозможно, и анализ их свойств может только подтвердить их эгоцентричную, то есть животную сущность, которая никак не соотносится с благородной, то есть достойной и независимой личностью, искренне желающей всеобщего блага.

Угнетенная, забитая и большей частью неграмотная или полуграмотная масса населения, численность которой до сих пор в несколько раз превышает численность остального населения планеты, так же не страдает обилием полноценных личностей, занятая в основном проблемами выживания, а не повышением своего культурного уровня, без которого личности могут пребывать только в зачаточном состоянии, замещаясь большей частью индивидуальностями, скорее, напоминающими животных.

Так, где же человек оказывается наконец способным преодолеть свой животный эгоцентризм, став более-менее полноценной личностью, то есть особой, ориентированной не только на себя, но, большей частью, на общее благо.

Подобное развитие человек может получить лишь в достаточно культурной среде, не отягощенной различного рода предрассудками, если он, к тому же, обладает такими природными задатками, внешне выражающимися в его индивидуальности, как неплохая сообразительность, чувствительность, решительность, настойчивость, доминантность и любопытство, достаточно высокий уровень которых с течением времени в благоприятной среде, ведет его к формированию уже таких типично личностных характеристик, как высокий ум, любознательность, воля, трудолюбие, самокритичность, ответственность, добросовестность и убежденность в тех или иных выработанных принципах.

Более детально сущность и свойства индивидуальности и личности рассмотрены в моей работе «Почему и как индивидуальность и личность конкурируют в человеке?» [1].

Подобный широкий и обоснованный взгляд на мир не может, в зависимости от концентрации в нем тех или иных способностей и уровня наработанных свойств, не привести подобного человека к использованию всего этого на благо общества, будь то воспитание будущего поколения, стремление к наиболее эффективному управлению различными процессами, проявлению себя в искусстве, науке или технике, где он будет чувствовать себя не рядовым исполнителем чужой воли, а полноценным творцом.

То есть в такой среде с наибольшей эффективностью способна сформироваться личность, характерной чертой которой является не повсеместно распространенный подход к анализу – от частного к общему (индуктивный), а дедуктивный – от общего к частным заключениям. Именно последний способствует открытию нового вследствие того, что он не страдает узостью взгляда, а отбирает всё возможное со всех сторон для решения проблемы.

Таким образом, наиболее полноценные личности, хотя и каждый человек есть своего рода личность, но сильно обуженная, проявляются в тех слоях общества, которые занимаются выработкой нового, нетрадиционного. А это – изобретательство, искусство и управленческо-организационная деятельность. Причем последняя может быть направлена не только на работу по контракту с государством или иными структурами, но и против них, если соответствующим личностям кажется, что эти структуры неправы в том или ином отношении, противодействуя прогрессу или основным интересам и правам населения.

Следует также заметить, что полноценные личности могут выйти и из простого народа, если человек достаточно волевой, стремящийся реализовать свои способности всеми имеющимися средства, несмотря ни на что.

Подобный отбор этих, своего рода творческих и независимых личностей происходит автоматически, усиливаясь многократно, если соответствующее сообщество созрело в своем массовом самосознании в условиях конкуренции с другими сообществами до уровня, который требует изменения ситуации ради ускоренного развития данного сообщества. Именно недостаточный уровень массового самосознания до сих пор оставляет целый ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки в жалком состоянии сателлитов состоявшихся развитых стран Запада, которые стали наиболее продвинутыми благодаря опережающему развитию своего коллективного самосознания, правда, на базе разумного эгоизма и прагматизма.

Такого рода переломные эпохи для отдельных сообществ, требующие соответствующего типа развития в технике, науке и культуре снимают пассивность ведущих слоев общества к отбору креативных людей, который начинает вестись отовсюду. В результате, процесс развития сообщества или государства набирает значительное ускорение. Примером этого является, так называемая, промышленная революция, с реальной, а не выдуманной причиной которой, а также ее ходом можно ознакомиться в моей работе «Почему и когда началась промышленная революция? и именно в Европе?» [2].

В этом случае в данный процесс вовлекаются креативные персоны даже из низших слоев населения.

Такими креативными личностями, в частности, были сын простого мещанина И. П. Ползунов, который хоть и был самоучкой, но изобрел еще в 18-ом веке часы с миниатюрным театром, уникальные гидравлическое устройство, электрофоны для освещения и предложил ряд других новых проектов; подпоручик саперной бригады Яблочков П. Н. изобрел электрическую лампочку и генератор переменного тока; помощник учителя музыки Александр Белл (США) стал изобретателем телефона; ученик ювелира Роберт Фултон изобрел пароход и подводную лодку.

Бродяга и неудачник А. М. Пешков стал знаменитым русским писателем-классиком; сын крестьянина Ф. И. Шаляпин сумел вырваться из архаичной сельской среды и проявил себя в качестве одного из самых выдающихся оперных певцов.

Сын бакалейщика Клод Моне стал одним из основателей импрессионизма; один из самых знаменитых художников-пейзажистов А. Куинджи родился в семье бедного сапожника-грека в Мариуполе (Россия).

Знаменитый наполеоновский маршал Мюрат был простым конюхом; обычный армейский офицер капитан Кромвель проявил такие организаторские и полководческие способности, что упразднил королевскую власть в Англии.

Великий реформатор церкви Мартин Лютер родился в простой крестьянской семье; один из самых известных реформаторов-администраторов - Ли Куан Ю, родился в китайской семье среднего достатка, но сумел пробиться в адвокаты, а затем стал автором сингапурского «экономического чуда».

*

Вообще говоря, рассматривая проблему проявления личности, начать следует с того, что всем очевидно отличие любого человека в образе жизни и поведении даже от самых высокоразвитых животных.

Поэтому каждый человек с давних времен наделял себя и всех остальных, подобных ему, чем-то потусторонним, называя это душой, разграничивая себя и животных.

Это соображение, в частности, оправдывало с позиции утилитаризма то, что животными можно не только пользоваться в качестве безгласых помощников, но и поедать их, что свидетельствует, с одной стороны, о наличии у него самосознания, но, с другой стороны, явно указывает на его животную, и, даже более того, хищническую сущность.

[justify]Такого рода поедание, к стыду, вроде бы, просвещенного и гуманного общества,  практикуется и до сих пор, хотя кроме внешний схожести приматов и людей, их поведения в экстремальных условиях, было обнаружено совпадение генома шимпанзе на 99% с геномом человека, да и всё их основное отличие от людей состоит в отношении к

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
История обретения любви. Трилогия 
 Автор: Ашер Нонин
Реклама