34
Есть ли смысл в духовном преобразовании? Духовное преобразование сложный болезненный процесс:
- подвижники, которые по собственной воле посвящают себя этому пути;
- люди не приемлющие некоторые переживания, которые причиняют им дискомфорт. В результате жизненного пути, неприемлемые переживания оказывают влияние на такого человека. Человек изменяется. Изменения либо ломают человека, либо изменяют его. Изменения могут быть разными. Они могут быть такими, которые как раз и можно охарактеризовать как положительная духовная трансформация. Положительная духовная трансформация – это в идеале способность обрести чувство внутренней гармонии со всем окружающим. В окружающем есть то, что умиротворяет, но есть и другое. В ходе духовной трансформации другое должно стать чем-то совершенно незначительным и в независимости от того, что из себя представляет это другое, оно не должно вызывать никакого отрицательного эмоционального отклика кроме максимум снисхождения. Духовная трансформация занимает десятилетия и ее в существенном объеме достигают единицы.
Теперь вопрос – подвиг праведного мученичества. Человек принял праведную мученическую смерть. Мог ли человек преобразоваться в результате этого? Человек посвятивший себя борьбе со страстями – способен достичь ряда изменений. Человек принявший мученическую смерть несомненно испытывает страдания, но разве он преобразовывается духовно целиком? Разве можно сравнить объем духовных преобразований того, кто этим кропотливо занимался на протяжении долгих лет и того, кто совершил мученический подвиг. О чем идет речь?
Я к примеру, осознаю, что если я вдруг сейчас, такой какой я есть окажусь в лучшем мире, то я в силу собственного несовершенства и наличия греховных наклонностей, которые в том мире будут видимы всем, буду чувствовать себя неуютно. Если вдруг я приму подвиг мученичества, чисто теоретически, то разве это изменит меня внутренне? Из этого сопоставления обесценивается подвиг мученичества, с чем нужно быть чрезвычайно осторожным. Данные рассуждения ведутся на платформе христианской концепции, которая обещает венец спасения как подвижникам, так и мученикам. Например, в рамках буддийской концепции все однозначно – необходимо достижение состояния просветления. С логической точки зрения, если в основе лежит духовная трансформация, то подвиг мученичества сам по себе не может целиком преобразить духовный облик человека.
В общем, объяснить обретение венца при совершении подвига мученичества можно в следующих случаях:
- подвиг мученичества является необходимым условием одного из исходов цикла кармических рождений, но не сам по себе в отрыве от духовного преобразования;
- духовная трансформация на самом деле не имеет значения, так как человек может принять мученическую кончину и без духовной трансформации, а в этом случае она не является необходимой.
В общем нужно понимать, что духовная трансформация это что-то одно, а последствия мученической кончины – это что-то другое. Они могут дополнять друг друга, но одно не может заменять другого.
В рамках современного христианства считается, что венец дает Господь и спасти Господь может любого грешника. Кто я чтобы это оспаривать, но думаю, что эти слова нужно понимать не буквально. Венец дает Господь и Господь решает кому дать венец и получить венец может любой человек, вот только если все это возможно в рамках одного единственного рождения, то в таком случае обесценивается путь духовной трансформации, на что я не могу в данный момент пойти по довольно объективным причинам. Венцы заслуживаются на протяжении ряда рождений, на протяжении которых человек принимает решение отказаться от эгоистического образа жизни, трансформируется духовно на протяжении целого ряда рождений и при необходимости должен иметь опыт мученического подвига в одной из жизней.
Я не утверждаю, что данное предположение имеет место быть именно в таком виде, просто оно является более-менее логическим в цепочке моих предыдущих предположений и не больше ни меньше.