Произведение «Белая лошадь, или в тумане странных слов»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 82 +1
Дата:
Предисловие:
Беседа с Мастером Го

Белая лошадь, или в тумане странных слов


- Учитель, иной раз, беседуя с вами, я ощущаю себя так, словно заплутал... Каким-то ёжиком в тумане из мультика… Я понимаю все ваши слова, их смысл, но чувствую, что за ними есть что-то ещё, то, что от меня ускользает, и чего я не ухватываю… Что-то такое… Едва уловимое… Как та белая лошадь в тумане…Вот только что она была видна…, а вот её уже и нет... Да и была ли? Может и не было вовсе, а просто померещилась, и на самом деле это всего-навсего игра воображения и сгущений тумана…
- Постригись коротко. Будешь больше похож…, — чуть прищурив глаза, посоветовал собеседник.
- Я очень серьёзно, Учитель…
- Вот как… Ну, что ж… А я всерьёз пытаюсь научить вас видеть Мир не придуманным, а таким, каков он есть. И моя надежда — ваш собственный свежий взгляд под неожиданным углом. Вот и подталкиваю порой…
- Учитель, Вы совершенно естественно перемещаетесь в этот ваш Мир, который стоит под углом к нашему, но нам он недоступен и не виден. То ли по неумению, то ли из-за тумана… Уж не знаю. У вас там все по-другому! На другом уровне и в другой плоскости. Но вы в нём — как рыба в воде, а я… Я как рыба на берегу…
- Ты ошибаешься. И со временем поймёшь и научишься. Во-первых, это – не мой Мир. Мир – один, общий. А этих, что под углом, отражённых, — множество. А во-вторых, я не перемещаюсь. Я нахожусь в них одновременно в каждом и во всех, а когда нужно добавляю новые.
- Хотел бы я так уметь…
- Научишься.
- Я стараюсь, Учитель.
- Многое в жизни достигается упражнением. Пробуй.
- Пробую… Но, похоже, я что-то важное делаю не так.
- Сказать тебе, в чём твоя главная ошибка, из-за которой ты, случается, не понимаешь путанных, как тебе кажется, объяснений? Она — в привычке к анализу. В привычке понимать каждое слово и фразу отдельно. Каждый фрагмент – сам по себе. Каждый образ – порознь, и только потом пытаться их связать, сложить и осмыслить мозаику.
Но если ты рассредоточишься и впустишь в себя весь текст, всю речь, все повествование целиком, без анализа и идентификации смысловых кусков, всё вместе…
Это случается иногда, когда ты или устал, или рассеян и поэтому не зациклен на других проблемах, или, наоборот, — свеж с утра и просто не успел собраться и озадачиться. Тогда «туман странных слов» невольно проникает в тебя целиком, как единая субстанция, и внезапно исчезает, приняв форму нового образа. Вспомни! Ведь бывало? Раз, и нет никакого тумана… Наступает прозрение. Или, если обозначить правильно, — понимание озарением.
- А не могли бы вы каким-то образом помогать в этом? Ну, может быть, подсветить, что ли, чтобы озарить?
- Ты пробовал включать фары в тумане? Сильно помогает? К тому же это твоё озарение, а не моё. И туман – тоже твой, — и он засмеялся.
- Я понимаю... Не все можно передать словами. Об этом писал Гессе в книге про стеклянные бусы, да и многие другие...
- Это безусловно верно, и это очень мудрая книга, но сейчас речь о другом... О возможности «Видеть». Или «не видеть», если хочешь. Не видеть тумана, но Видеть «лес за деревьями», как говорит пословица. Улавливаешь? Лес - как новое целое, как некую особую сущность, вместо фрагментов, индивидуальных или обобщённо-усреднённых. Лес — вместо множества стволов, как объект, как «множество», обладающее своими собственными качествами и свойствами, но и в то же время, как простое скопление деревьев.
- Для этого нужно рассмотреть явление как бы из разных отражённых миров, путешествуя по ним?
- Не совсем. Сразу из всех. Хотя для начала и так сгодится.
- Сложить из увиденных плоскостей объёмную фигуру…
- Верно. Почти… В каждом из Миров-отражений есть своя плоскость, грань исследуемого нами явления. Каждого явления. Любого явления.
Мастер Го на секунду задумался и продолжал:
- Когда рассматриваешь камни на доске, сужая и расширяя рамки пространства, то содержание и смысл позиции меняются порой с точностью до наоборот. И только впустив в себя все размерности, ты получаешь образ целого. Мы называем это Виденьем. Его нельзя получить даже синтезом. Синтез делается на основе анализа. То есть анализ ему предшествует, и люди сначала расчленяют целое. В неведении и сослепу они разбивают драгоценную тонкую вазу, а затем ощупывают каждый черепок по отдельности, гадая, для чего он нужен. И только потом пытаются состыковать эти осколки друг с другом, причём зачастую донце с ручкой. Теперь цель этих простаков — угадать предназначение и суть целого. Немудрено, что результатом чаще всего становится никогда не существовавший в природе ночной горшок вместо уникальной вазы династии Цин.
А ведь достаточно было просто смотреть, разглядывая, и подождать, и не торопиться с суждением, и несколько раз поменять размерность изучения… То есть рассмотреть вблизи и отодвинуться подальше, а затем, при необходимости, взглянуть на объект с разных сторон и под разными углами... культура, искусство, психология, математика…
- Кажется, я начинаю понимать… А сколько всего может быть таких миров, сторон, углов, размеров?
- Сколько нужно. Ты невнимателен. Я же говорил, что при необходимости создаю новые.
- Учитель, а как вы определяете, сколько нужно?
- Если мне для чего-то не хватает деталей, я добавляю граней, изменив угол или размерность, пока подробности не становятся видны отчётливо… Если ты видишь что-то недостаточно ясно, то ты просто рассматриваешь его лучше. И если при этом обычного рассмотрения недостаточно, то зажигаешь свет, или берёшь увеличительное стекло, или попросту разворачиваешь вещицу так, как тебе удобнее.
- Это требует усилия воли? Сосредоточенности?
- Наоборот. Это происходит естественно и само по себе и в меру необходимости.
- Что-то вроде шибуми?
- В каком-то смысле, но не тождественно.
- И это тоже Го? Или все же нечто другое?
- Да, это Го, но — другое. Следующее. Го «за гобаном».
- Как попасть за гобан?
- Через гобан, — и собеседник опять засмеялся. — Именно на нём нарабатываются навыки невербального мышления. Мышления геометрией, образами, а затем и процессами или континуумом.
- Континуумом?...
- Непрерывностью. Это следующий этап. Всему своё время… Пока и сказанного достаточно.
- Через гобан… Есть только такой способ?
- Нет, конечно. Их множество. Но Практика И-Го — один из самых совершенных. Может быть, самый лучший… из известных. Вспомни «Игру в бисер»… Это параллель. Г.Г. неплохо все описал.
- Я хочу научиться этому. Представляю эффект! Я и сейчас-то не всегда думаю словами, и это — вдвое, втрое быстрее и полнее. А возможно ли вообще обходиться без них?
- Тогда окружающие окончательно перестанут тебя понимать, — рассмеялся Мастер Го, — и зачислят в законченные придурки. А если серьёзно, то зачем же наотрез отказываться от инструмента, которым владеешь? Освоил новый? Теперь их два. Пользуйся каждый раз тем, которым сподручнее.
Кстати, это касается и анализа. Прекрасный инструмент, равно как и синтез, но… эта пара — для конкретного дела и особых целей. Я уже упоминал их результат… Мозаика. Собранное из кусочков… Ты видел когда-нибудь мозаику? Или витраж?
- Конечно.
- Они способны породить образ, но сами при этом не являются цельными. Из-за этого, и ещё из-за ступенчатой сложности всего процесса, приводящей к увеличению числа ошибок и возникновению погрешности в образе, в большинстве случаев прямое Виденье оказывается более эффективным.
- А что ещё приносит Виденье? Что потом?
- Видишь ли… — он мимоходом улыбнулся игре слов, — научившись Видеть, человек получает возможность разглядывать среди всего прочего и самого себя, а от этого, у привыкшего и умеющего творить, остаётся всего один шаг до управляемых перемен. Именно поэтому этот этап Йи-Дао* обозначен формулой «Го учит изменяться», и он так же неотрывен от Практики, как и первый.
- «Го учит Видеть»?
- Ну, да.
- А этот второй этап Пути…
- Третий.
- Третий?
- Ага.
- А какой же второй?
- Увидев себя, важно прежде всего очиститься, то есть совершить освобождение ума и сердца от жажд, страхов и подселённых целей. Ведь они теперь становятся хорошо заметны, и, поверь, не вызывают симпатии. Ты ужаснёшься, присмотревшись, как много всяческих паразитов живёт в нашем разуме. И ты сам захочешь навести там порядок. Это непросто и займёт время, но сделать это совершенно необходимо, прежде чем начинать созидание нового. Иначе ты только наплодишь червяков или вырастишь монстра и урода, который уничтожит и твой «Аз», и твоё «Я». Так что второй этап – освобождение. «Го учит свободе».
- А как понять, что он наступил?
- Ты увидишь. Ведь Го учит Видеть, — и он снова улыбнулся.
- Скорей бы.
- Сегодня ты стал ближе к этому, чем был, и я рад, что на сей раз ты не заплутал в тумане, как это частенько бывало раньше. Теперь у тебя есть компас. Ты нашёл его. Заметь, между прочим, что это случилось немедленно, едва только ты всерьёз озадачился! Любопытно, правда? Поверь, это ещё одно проявление «загобанья»…
- Спасибо, Учитель!
- Погоди… ещё одна вещь… Виденье… Этот многогранный или многосторонний образ, о котором мы говорили… Он – всего лишь срез момента. Такая, знаешь, «многогранная грань большего», если хочешь… У неё есть не только сегодня и сейчас, которое мы разглядели, описали, огранили и приняли в себя, но есть и вчера, а также есть завтра, и это разные измерения-грани… И их немало… а вместе все это процесс… Непрерывность… Континуум… Его можно зрить и ощущать – Видеть. И им можно мыслить.
- Это не совсем понятно, но я запомню и обдумаю…
- Просто знай, что есть ещё что-то.
- Поживём – увидим, Учитель…
- Увидишь-увидишь. Теперь ты не ёжик, — и он в который раз улыбнулся. – Где там наши камни?


______________________________
* Почти то же самое, что Путь Го.





Послесловие:
(Из сборника "Мастер Го сказал..." )
Реклама
Обсуждение
     00:23 18.09.2024 (1)
Ну... это для моего ума слишком высоко. Но про мир мне понравилось. Потому что я это знаю. Знаю, что можно создать свой мир и перемещаться туда, и жить там так, что тихой отрадой наполняются и дух и сердце. И возвращаться в мир, в котором все.
А ещё мне знакомо понятие   "мыслить не словами, а образами". Не могу тут озвучить свой опыт, потому что это будет раскрытие личной инфы, но, признаюсь, что я знаю как это и что. Ну а все остальные размышления ваших  героев прошли мимо в силу несовершенства моего ума.)))
     02:30 18.09.2024
1
Здравствуйте, Анна!
Этот рассказ написан практически с натуры и как результат наблюдения неоднократно повторяющейся психологической ситуации. Такого... своего рода "Дня сурка", правда, с разными персонами-стажёрами, но удивительно схожими вопросами, образами и даже отдельными фразами. 
Одна из целей написания рассказа  - вырваться, выскочить из этого возникшего цикла. Что, собственно и случилось по итогам.
Определенная смысловая часть повествования опирается на предварительную подготовку читателя, включая навыки владения И-Го и знание  начальной философии Го.  В то же время, я стремился избегать специальной терминологии и старался изложить мысли обычным простым языком, чтобы сделать текст и его содержание доступными для неподготовленного и неискушенного читателя.
Так что с одной стороны перед вами просто рассказ-зарисовка, а с другой - своеобразное учебное пособие, для заинтересованных лиц. )
Вполне естественно, что далеко не каждому человеку интересно погружение в какое-либо новое учение или практику. В то же время - не обязывающий "ознакомительный визит", очень даже, может быть и интересен, и полезен. Так большинству людей нравится купаться и плавать в море, но нырять и погружаться под воду - уже не многим. Глубокий же дайвинг - прихоть, страсть и болезнь единиц.

Благодарю вас за отклик.
С ув. КВ.
Реклама