Недетские переживания подростка
Прошло почти три недели с того дня, когда Света последний раз видела родителей. До этого пусть и редко, но она встречалась с папой, а теперь он совсем не приезжал и даже в компьютере с ней не переписывался. С мамой хоть иногда она и дедушка разговаривали по сотовому, а с ним ни разу. Скоро уж начнутся весенние каникулы, на которых он обещал взять её с собой, когда забирал маму. Обо всем этом она думала постоянно. И теперь, когда выходила из школьных ворот и направлялась к машине, ей очень хотелось увидеть за рулем маму, но там по-прежнему был дедушка.
- Учительница назначила родительское собрание перед каникулами, - сказала она, садясь на пассажирское сиденье впереди. – Давай позвоним маме, что б она приехала.
- На какой день? – спросил Анатолий Михайлович, а про себя заметил: - «Вот и начинаются проблемы».
- На послезавтра.
- Я только что звонил ей, она не берет трубку.
- Дай я попробую.
- Попробуй, - он протянул телефон.
Анатолий Михайлович договорился с Милой, что будет приезжать немного раньше того, как будут заканчиваться уроки, чтоб можно было пообщаться без Светы. И если она будет в состоянии разговаривать с дочерью, то потом ответит на повторный звонок. В этот раз Мила была не в состоянии спокойно общаться.
- Завтра утром попробуем дозвониться и узнаем на счет собрания, – Анатолий Михайлович завел машину и тронулся с места.
В назначенный день в школу, конечно, поехал он, причем сделал это раньше времени, что б объясниться с классным руководителем без посторонних.
- Я хотела повидаться с мамой Светы, но что-то давно её невидно, - сообщила она, как только по просьбе Анатолия Михайловича завела его пустую классную комнату.
- Именно поэтому я попросил вас поговорить со мной до начала собрания.
Она села на своё место за столом, он выдвинул стул от первой парты и сел напротив. Ему было не по себе от того, что теперь будет вынужден говорить неправду, и потому постоянно отводил взгляд.
- Я хотел сообщить вам, что моя дочь, Светина мама, очень сильно заболела и Алексей, её муж, отправил её на длительное лечение за границу.
- Вот как! И что же это за болезнь? – поинтересовалась учительница.
- Не волнуйтесь! Никакого отношения к чему-либо инфекционному она не имеет. Я точно не знаю, как называется, но связана с психикой.
- Понятно, - немного помолчав, ответила она, а затем пристально посмотрела на Анатолия Михайловича, от чего он снова опустил глаза. – Знаете, возможно, именно с этим как раз и связано, почему я хотела с ней переговорить.
Он поднял голову, однако ничего не спросил, а лишь посмотрел на неё, как бы взглядом предлагая ей продолжать.
- Может быть, как раз наследственность является причиной такого характера вашей внучки.
- И что же необычного в её характере? – на этот раз на самом деле с нескрываемым удивлением спросил Анатолий Михайлович.
- Нет, не подумайте ничего плохого, но, видите ли, своим поведением она разительно отличается от сверстников.
- В чем это выражается!? – попросил он уточнить, но при этом подумал, - «Ещё бы! Всю жизнь свою прожить вдали от людей, а главное – не общаясь с другими детьми и детьми её возраста тем более».
- На самом деле, я даже не знаю, как это можно определить, так как с первого взгляда она вполне обычный ребенок. Но я провожу с классом много больше времени, чем другие учителя и внимательно наблюдаю за каждым. Поэтому замечаю, что она не то, что бы держит себя, но скорее чувствует себя заметно старше и серьезней любого другого из класса, а может и вообще своих сверстников. Нет, дело не в высокомерии и не в заносчивости, или чему-то подобному этому, а скорее отсутствие интереса ко всему тому, что свойственно двенадцатилетним детям. Такое ощущение, что ей просто скучно в их обществе, что ли. С другой стороны, если к ней кто-то обращается с просьбой, она практически никогда не отказывает в помощи и делает это без всяких условий. Но при этом как бы не заинтересовано, не эмоционально, с безразличием, осмелюсь даже сказать - как взрослый человек, для которого такие вещи слишком простые и скучные. А когда обращаются к ней с разного рода предложениями, то, как правило, их не принимает, в чем снова прослеживается та же черта.
Анатолий Михайлович с интересом слушал не перебивая.
- Всё это никак не отражается на умственного её развитии как таковом, я подразумеваю интенсивность усвоения нового материал, она, в общем, не из первых, а где-то выше средних, т.е. на четверку. Нет, после того, как она выполняет домашнее задание и отвечает по предмету, то, как правило, получает пятерку. Да вы и сами знаете, что четверки у неё бывают редко, а троек нет вообще. Только поймите меня правильно, говоря о её умственном уровне, я подразумеваю, скорость схватывания нового материал, то есть усваивает она его как средний ребенок её лет.
- Прекрасно вас понимаю, – успокоился Анатолий Михайлович. – Но я не считаю это такой уж проблемой. Может даже хорошо, что в таком возрасте знания ей даются не слишком легко, а посредством некоторого количества умственного труда, если можно так сказать.
- Да, пожалуй, вы правы, - согласилась учительница. – Собственно это меня не столько меня беспокоило, как то, о чем я говорила сначала – её недетской психики, как бы уровня семнадцати или восемнадцатилетней девушки.
- Что я могу сказать, - пояснил Анатолий Михайлович в ответ. – Возможно потому, что я и её мама практически постоянно рядом с ней, наверно мы просто привыкли к этой её черте характера и принимаем за норму. У вас есть возможность сравнивать, а значит, и расценивать как несоответствие норме. Знаете, как-то по радио слушал передачу о здоровье, так там врач произнес такую фразу – хоть и редко в наше время, но встречаются аномально здоровые люди. Как я понимаю, под этим подразумеваются ненормально здоровые люди. С одной стороны нужно заметить, что само по себе это нонсенс, но с другой стороны мы знаем, что каждый человек страдает тем или иным недугом. Очевидно, в той радиопередаче шел разговор о людях, которые всю жизнь пьют, курят, не ограничивают себя в какой-либо пище, при этом редко болеют и живут сравнительно долго. То есть они имеют значительный запас своего здоровья, позволяющий им вести такой образ жизни. Может быть, отмеченная вами черта характера моей внучки, как раз относится к такой аномальности.
Учительница с любопытством смотрела на сидящего перед ней пожилого человека, от которого никак не ожидала услышать что-либо подобное.
- Что ж, - немного погодя согласилась она, - возможно именно среда вашей семьи, в которой воспитывалась Света, а не психическая наследственность сформировала эту черту её характера.
- Не думаю, - опять возразил Анатолий Михайлович, - наши взаимоотношения или, как вы выразились - среда в нашей семье, самая что ни есть обычная, заурядная. И связано это, прежде всего с тем, что Светин папа редко бывает дома, а я с дочерью нагружен делами до предела. Так что по большей части она росла сама по себе. Поэтому, если такой аномальностью она на самом деле обладает, то это дано ей от природы. Близкое к наклонностям или даже талантам, что некоторые люди имеют уже по факту своего рождения – художники, композиторы, математики….
- Может быть и так. Вполне может быть, - вновь несколько озадаченно отреагировала учительница. – Во всяком случае, теперь мне всё стало понятно.
Передайте вашей дочери мои искренние пожелания скорейшего выздоровления. Кстати, а сколько, по-вашему, она может находиться на лечении?
Лицо Анатолия Михайловича сразу помрачнело, но она это восприняла как сильное переживание отца.
- Долго, - угрюмо ответил он. – Я думаю, достаточно долго. Может быть год или больше.
- Я искренне вам сочувствую. Было интересно с вами пообщаться, но теперь мне нужно начинать собрание. Кстати, если у вас есть дела дома, то можете не присутствовать. Если что нужно будет, я через Свету передам.
Анатолий Михайлович сам хотел попросить её об этом и обрадовался, что такая инициатива проявилась с её стороны. Мало ли, может кто-либо из родителей знал или хотя бы видел его в прошлом. Поблагодарив, он направился к выходу.
«Вот уж никак не предполагал, - думал он, быстро шагая по школьному двору, - что в глухих деревенских школах могут работать такие пытливые и умные учителя, которые интересуются причинами психологических отличий своих учеников».
По дороге домой его вновь стали одолевать тревожные мысли.
«Что делать…? Что делать…? Нельзя же бесконечно скрывать от Светы, что случилось с её папой и мамой. Как сказать, что теперь много лет мне с ней предстоит жить вдвоем. А если я умру? Мало ли что? Мама Милы, её настоящая бабушка, как мне кажется, не очень расположена к своей внучке. Такое ощущение, что в случившемся с её дочерью она винит только Алексея, а не его убийц. Поэтому неизвестно как она будет относиться к Свете. Ладно, не стоит об этом сейчас думать, ведь у меня пока со здоровьем особых проблем нет. Главное продержаться до окончания учебного года, ведь совершенно неизвестно, как она отреагирует на такую трагедию. Ещё пожалуется учительнице на то, что случилось или вообще в школу перестанет ходить. Да, нужно как-то продержаться до конца мая, а за лето может она свыкнется и продолжит ходить в школу как обычно».
Человек предполагает, а бог располагает – утверждает народная мудрость. Два месяца слишком большой срок для терпения подростка. Мама с ней разговаривала всё реже и реже, а некогда обожаемый ею папа вообще не хотел общаться. Закончились весенние каникулы и в начале апреля поведение Светы заметно изменилось. Она стала очень неуравновешенной, то впадая в меланхолию близкую к депрессии, то становилась излишне возбужденной. Анатолию Михайловичу теперь и самому стало казаться, что она заметно старше своего возраста. Вдобавок она ещё как-то спросила:
- Дедушка, может папа с мамой нас просто бросили и не хотят больше знать?
«Нет, - говорил он себе, глотая таблетку, - если я ей не расскажу всё как есть, то от таких вопросов моего сердца надолго не хватит. И что будет с ней, если я умру. Была бы возможность хоть изредка ей встречаться с мамой, то уже было бы легче. Алексей не мог предположить, что они могут сделать с Милой, а оказалось всё просто – её однозначно обвинят в его убийстве. И потом этот порез на руке. Как я мог не занести топорик как обычно в подсобку? Вот уж и правда - если б знал, где упадешь, соломки бы постелил. С другой стороны и без того понятно, что рана на руке лишь несколько упростила им задачу, но на самом деле её все равно бы обвинили и надолго упекли с тюрьму. Прав был Алексей, мент своё дело туго знает».
Да, Мила была под следствием как основная подозреваемая, и потому не могла никуда выезжать из города. Привозить же туда Свету было и опасно, и бессмысленно. Такие встречи вообще могли выбить Милу из колеи. После 20 апреля он решился пойти в школу и предупредить, что май месяц Света не сможет посещать занятия. По дороге перебирал разные варианты, которые могли бы казаться более-менее правдоподобными и в то же время убедительными. С учетом того, что живут они достаточно изолированно от людей, присутствие её дома никто не должен заметить. Поэтому он зашел вместе с