Произведение «Михаил Булгаков и роман «Крылья Мастера/Ангел Маргариты»»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 159 +1
Дата:
Произведение «Михаил Булгаков и роман «Крылья Мастера/Ангел Маргариты»» самая комментируемая(10) работа за сутки
21.05.2024

Михаил Булгаков и роман «Крылья Мастера/Ангел Маргариты»

История описана так, как если бы Булгакова «заставляли» писать роман «Мастер и Маргарита». Но мы ведь не знает так было или нет на самом деле. Как родилась в нём внутренняя потребность к созданию этого романа? Управлял ли кто им? Вопрос этот краеугольный. И нам остаётся только гадать. Но… есть ключик к разгадке. Черновики Михаила Булгакова. Что же мы видим в них? Первой, что лежит на поверхности: булгаковского блеска здесь даже и в помине нет. Есть посредственная попытка приблизиться к чему-то запредельному. В данной конкретной ситуации Булгаков абстрагировался с помощью религиозной темы и явно мучился с материалом. Да и начало «Мастер и Маргарита», вы не поверите, весьма обыденное. Где и когда, под началом каких сил Михаил Булгаков нашёл то блестящее звучание, которое завораживает читателя, мы не знаем. Но нашёл же! Кто из современников владеет таким даром? Единицы. А ещё Михаил Булгаков блестяще делал перебивки и не давал тексту становиться монотонным, хоть и написанным великолепным языком. Но это уже инстинкт большего художника. Так вот второй слой романа: те самые силы, которые управляли его пером. Вы думаете, что он сам писал? Нет, конечно, мы не должны упрощать ситуацию, иначе мы получим всеобщую, как сейчас, графоманию в прозе. Итак, рукой Михаила Булгакова вело провидение, которое настраивало мозг писателя, как бы сейчас сказали, создавало нейронные сети. И это уже третий слой, та тайна, которая наложила длань величия на означенный роман. Кто из современников знаком с этой силой? И опять мы говорим: единицы. Ибо эта высшая сила, которая вела пером всех без исключения классиков русской литературы. Но что же это за сила? Сила эта универсальная, она в такой же очевидностью управляет всеми процессами в нашей жизни, сила эта – это сила прогресса. И Михаил Булгаков волей провидения оказался на её острие. Он продвинул русскую литературу и заложил основы литературы, написанной в ярко выраженном музыкальном стиле. Всё это описано в романе «Крылья Мастера/Ангел Маргариты». на

P.S.
Эта заметка была написана исключительно для того, чтобы попасть на ленту, где выставлены "романы о Булгакове". Так вот, ссылка на эту заметку "продержалась" ровно сутки, на следующий день ее уже не было. А еще говорят, что в России у издателей нет черных списков. Есть! Только они негласные. Есть сговор издателей, графоманов-писателей и владельцев сайтов, все они борются против Великой Русской Литературы, а значит, занимаются не текстами, а политикой и используют литературу, чтобы развалить Россию!

Реклама
Обсуждение
     23:49 18.05.2024 (1)
Михаил, я читала ваш роман. Он произвел на меня большое впечатление и до сих пор вспоминается.

Здесь я увидела такую фразу: 

рукой Михаила Булгакова вело провидение, которое настраивало мозг писателя, как бы сейчас сказали, создавало нейронные сети.

 И вспомнила, как однажды о Пушкине сказали, что его рукой водила Вселенная, не мог он сам написать столько талантливых произведений за короткий срок жизни.


Вообще, очень загадочен этот процесс: вдруг появляется идея - и руками человека на бумаге создаётся шедевр.
     03:04 19.05.2024 (1)
Елена, это институт Гениев. В общем, у человека слишком маленький мозг для открытий. Человек легко копирует или подражает, но плохо делает открытия. Это вытекает из следующего принципа: если произошел большой взрыв, то все цивилизации в Космосе должны быть в одном состоянии, а мы наблюдаем перекос этого состояния. Такое положение дел может быть только при разных начальных условиях для антропоморфных существ, к которым мы тоже принадлежим. Такими начальными условиями является объем мозга. У нас он очень маленький в виду физических свойств Земли. Существа с большим мозгом не могли освоить Землю. Поэтому для человека был создан институт Гениев: энергетический мир выбирает подходящего человека, расширяет ему возможности мозга, и этот человек трудится на благо общества, то есть делает открытия в какой-либо области деятельности человечества и таким образом двигает, толкает прогресс. Таким человеком был Александр Сергеевич Пушкин. Он заложил основы русской литературы, то есть показал формы русской словесности, которые до него не существовали. Отсюда и его гениальность, его работоспособность. Его мозг всё время работал над одним и тем же - над текстами произведений.
Михаил Булгаков показал, что такое музыкальность русского текста и что такое абсолютный литературный слух. Слава богу, его известное произведение не кануло в вечность, а осталось в русской литературе.
Не могу не заметить, что сейчас сложилась такая ситуация, когда в угоду политическому моменту группа людей в России УНИЧТОЖАЕТ литературу, не давая развиваться формам. Таким образом западный капитал борется с Россией, разрушая ее идеалогически. 
     14:22 19.05.2024 (1)
Михаил, вы заставляете меня испытывать потребность глубже вникать в отдельные темы, но я сейчас не нашла в интернете ничего, что касается института Гениев. 
Не нашла также четкого объяснение, что значит абсолютный литературный слух. А вы можете сказать, что это? Кажется, вы когда-то говорили, что если при чтении спотыкаешься на словах, то у автора этот слух отсутствует. Но ведь это не всё?
     14:36 19.05.2024 (1)
Институт Гениев - это механизм компенсации маленького человеческого мозга или механизм модификации человеческого мозга для придания ему, мозгу, расширенных функций, которые позволяют делать ОТКРЫТИЯ общечеловеческого значения. Иными словами, человек становится несколько умнее, чем усредненный человек, и способен двигать прогресс.
Литературный слух - это способность слышать, как звучит текст или отдельные предложения. Абсолютным литературным слухом обладал Михаил Булгаков. Он мог на пятачке камерной сцены развернуться так, что вы ахаете от удивления. Это ведь только кажется, когда читаешь, что всё просто, а стоит остаться один на один с чистым листом бумаги (экраном) и возникают десятки проблем. Так вот, камерные сцены - наиболее трудные сцены романов. Их надо уметь слышать и на выбранной ноте создавать маленькие шедевры. Булгаков это делал виртуозно.
     14:44 19.05.2024 (1)
Благодарю.
Очень понравилось это:
на выбранной ноте создавать маленькие шедевры


     15:28 19.05.2024 (1)
Почему "маленькие". Весь роман "Мастер и Маргарита" создан на нотах. Шедевр может быть в виде отдельной сцены, а сцена войдет в роман, как гармоника.
     15:40 19.05.2024 (1)
Так я же процетировала вашу фразу. А понравилось то, что создаются шедевры на выбранной ноте.
Я ещё не могу осознать до конца смысл абсолютного литературного слуха. Думаю об этом.
     15:49 19.05.2024 (1)
Каждое слово в предложении имеет звук, а сочетание слов - предложение, тоже имеет звук. Мало того, весь роман имеет звук. Главное, уметь держать ноту по всему роману.
     21:20 19.05.2024 (1)
Наверное, следует читать текст вслух, чтобы понять это?
     04:35 20.05.2024 (1)
Ну, наверное, можно и читать. Лично я этим не занимаюсь. Наверное, здесь стоит вопрос освоения этого принципа. Скорее всего, это возможно в результате долговременной работы: если долго мучиться, что-нибудь получится.
     12:13 20.05.2024 (1)
По вашему мнению, Михаил,у вас получилось?
     12:30 20.05.2024 (1)
Если бы я не понимал и не использовал это принцип, я бы не писал.
     17:07 20.05.2024 (1)
     17:15 20.05.2024 (1)
Я вам желаю удачи, творческих поисков и находок, а также - больших и прекрасных романов!
     18:07 20.05.2024 (1)
За пожелание спасибо, конечно, но только вот мои романы вряд ли увидят свет. Я пишу только рассказы. Один из них, наверное, размещу сегодня здесь. Жду вашей критики.
     18:23 20.05.2024 (1)
Ну рассказ, так рассказ. Ссылка будет автоматом?
     18:43 20.05.2024 (1)
Вот ссылка: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=148866
     19:13 20.05.2024 (1)
Я уже прочитал.
Ну в общем, немного не в вашу пользу. Звучание рассказа традиционное. Это большой минус. Как писал Казаков. ПРОНИКНОВЕННО! Чувственно! И доверительно! А у вас этого нет. Это небольшая литература. Это просто рассказ, каких полным-полно в инете. А надо писать так, чтобы с первой строки брало за душу и не отпускало до последней.
Вам будут писать дифирамбы. Не верьте. Основная масса людей не разбираются в прозе.
Сюжет плохой. Слабый. Подумаешь - бабник. Их полно. Это животные. Такими и остаются до могилы. А девушка чистая, светлая. Но вы не раскрыли образов. Вы не прочувствовали. И многословно. И монотонно. Ваши попытки войти в образ похожи на шарахания от одного героя к другому.
Вы неверно выбрали акцентирование. Оно должно быть ОДНИМ. А у вас меняется: то от героя, то от автора. Так не делается. Стиль должен быть единым от начала, до конца. Это придает звук рассказу. А у вас звук - серый шум.
Надеюсь, без обид. Бросьте этот рассказ, пишите другой. Но вначале найдите историю. История должна схватить вас за душу, тогда получится надрыв. Вы должны волноваться, тогда нужные слова сами придут к вам. Положите рядом с постелью ручку и бумагу и при малейших мыслях о рассказе, даже если вы уже спите, просыпайтесь и пишите. Именно в момент засыпания ваше подсознание выплеснет то, что вы ищете. Не откладывает на утро. Утром вы забудете магическое звучание вашей прозы.
Не пишите логически, получается трафаретно. Найдите иное звучание, не общепринятое. Тогда будет получаться.
Ладно. Без обид.
     23:20 20.05.2024 (1)
Какие могут быть обиды! Наоборот, я благодарна за высказанное мнение. Руки не опускаю.
     04:51 21.05.2024 (1)
Она часто стояла там. Высокая, стройная и красива. Отрешенно глядела вдаль, и Виктор Михайлович, поглядывая из окна кабинета, пускал слюни, забывая о службе и своих обязанностях.

Вот образец звучания начала рассказа. Сразу задаются отношения между людьми и показывается, кто чего стоит в этом мире.
Историю найти архисложно. Но писатель как раз и отличается тем, что "видит" такие истории и вычленяет их из жизни. Сколько людей прошли через войну? Масса, но только единицы, такие, как Константин Симонов или Виктор Некрасов видят не повседневность, а событийность и придают ей соответствующее звучание.

Посмотрите, как у меня начинаются романы. Например, "Актерский роман". Я сразу беру быка за рога. Не мямлю, не тяну резину, а ввожу читателя в курс дела, четко, ясно и конкретно. Или тот же самый роман о Булгакове: мгновенно в тему, сразу ушат воды.
Это принцип окна. Описывается только то, что есть в окне. Надо научиться так чувствовать. Надо убегать от банальщины ощущений. Да, сложно. Но проза как раз то искусство, которое, вопреки, мнению, что всё просто, одно из сложнейших искусств в жизни. Сложнее разве что симфоническая музыка.

     21:28 21.05.2024 (1)
Михаил, задержалась с ответом. Хотелось в спокойной обстановке посмотреть начала романов, которые вы упоминаете.
Посмотрела, даже прошлась по главам и с удивлением обнаружила, что комментировала практически одна я, а оценки в основном 2 или 4 балла за каждую главу. Я не понимаю чего-то, но если ваши романы с первых строк захватывают читателей, то почему никто не выражает своё отношение к прочитанному оценками или комментариями?  Как объяснить это?

Ну а что касается моего рассказа, то он, конечно, далёк от совершенства. Однако если бы чей-то текст начинался так, как в вашем образце, то, честно скажу, я не стала бы читать дальше. Это ваш стиль. Но не мой. Простите, мне показалось это пошлым.

Вы мне говорите правду и критикуете по существу, но тогда и я должна быть искренней. Ведь так?

Хотела ещё сказать по поводу сюжета. Вы назвали его плохим и слабым. Я думаю, что это просто я так слабо изложила то, что меня тронула за душу. А сюжет взят из жизни. Мне рассказал обо всём этом сам герой рассказа, который, кстати, был прекрасным руководителем и никогда, глядя на женщин, не «пускал слюни, забывая о службе и своих обязанностях».
     00:46 22.05.2024 (1)
Елена, история, которую вам рассказали, не стоит выеденного яйца. Такие истории происходят сплошь и рядом. Масса мужчин заражаются триппером и простейшими и становятся импотентами, а потом плачутся горючими слезами. Почему? Да потому что цель их жизни покрыть как можно больше женщин. При этом они еще и женаты. Это явление очень распространено. Ни о каком развитии личности речи нет. Такие мужчины остаются на уровне животного мира. Прекрасно, пусть будет животный мир, но тогда и нужно описать так, чтобы это было животное. А вы говорите пошло. Нет, не пошло. А реально. Попытка усидеть на двух стульях, то есть написать что-то романтическое на подобную тему, не получится. Юрий Нагибин писал об этом. Читать противно. Об этом же писал и Юрий Казаков. На старости лет они опустились до обычных уборщиц. Вы знаете, что Нагибин был женат на Белле Ахмадуллиной. В общем, во всё тяжкой. Стал ли он от этого счастливее? Нет. Так и остался самцом. О его романах никто уже не помнит.
А я вам одной строчкой задал звучание вашего рассказа, но вы не поняли. Это говорит, о разности наших мироощущений. Я вам задал сразу же напряжение и отношение между людьми. Но вам показалось пошло. А то, что вы написали - это просто романтично и минорно. Это не задевает читателя. Значит, всё дело в том, как вы ощущаете.
Что касается того, почему меня не хвалят. То это объяснимо. Во-первых, зависть. Они съедает всё, все добрые чувства. Я с этим феноменом столкнулся нос к носу здесь в Донецке. Был у меня друг, писатель. Долго был, лет двадцать. В конце концов оказалось, что он меня ненавидит, потому что у него ничего не получается, да еще к тому же он исписался. А в масштабах страны происходит следующее: я не еврей, не либерал, не лизоблюд, говорю то, что мне не нравится. А не нравится мне то, что развалили русскую литературу, что у кормила ее стоят люди, занимающиеся политикой, а не искусством. Они-то и отбирают тех, кто допущен к литературе, и тех, ко не допущен. Я даже в каком-то черном списке состою. Сам видел под номером 43. Еще раз повторюсь. Публика в массе своей не умеет делать выводы. Это свойство человека. Вот когда в газетах или инете начинают хвалить, то глаза открываются: человек начинает повторять чужое мнение. А если меня игнорируют издательские силы, то никто, ничего не пишет. Вот и всё. Всё очень просто. 
     14:16 22.05.2024 (1)
Истории в жизни всегда повторяются, но для отдельных людей они происходят впервые, и тогда это становится их личным жизненным опытом, а для кого-то со стороны они скучны и банальны. 

Я уже, по-моему, говорила вам, что не придумываю сюжеты, для меня достаточно в реальной жизни таких, о которые хочется написать. И рассказов в черновиках у меня очень много, и пусть они кому-то неинтересны. Главное - они интересны мне, в них жизнь моих знакомых.

Другое дело - как я пишу. А пишу на основе своих ощущений, даже если кому-то они кажутся примитивными.  Да, я не имею литературного образования и о многих вещах не имею представления, но не могу не писать. С ранней юности я хотела это делать, но всегда находились дела, намного более важные, и это касалось моих близких. Наконец, настало время, когда могу себе это позволить. Вот и позволяю, не претендуя на громкое имя. Кто-то меня читает, кого-то трогает сюжет - и это радует.

А за критику, вы знаете, я всегда благодарна, она помогает мне писать лучше.

В отличие от вас, Михаил, я не считаю, что мне можно завидовать. Да я и вам не завидую. Я просто учусь у всех, чьи тексты меня восторгают.

Мне очень жаль, что ваш талант не оценён, что "развалили русскую литературу, что у кормила ее стоят люди, занимающиеся политикой, а не искусством". Но вы же продолжаете писать - а это главное.
     14:22 22.05.2024 (1)
Все пишущие в чем-то схожи. Хотелось бы, чтобы вы писали самобытно и сильно или очень сильно. Кстати, я не помню ни одну женщину рассказчицу, чтоб была сильной. Все сплошь мужчины.
Удачи!!!
     21:40 22.05.2024 (1)
Женщина уступают мужчинам, потому что не хотят быть сильными. Они хотят быть счастливыми рядом с сильным мужчиной.
Желаю вам всего самого доброго!
     23:05 22.05.2024 (1)
Насчет уступчивости я с вами не согласен. Здесь иной фактор, но не будем о нем говорить. Женщины, как и мужчины, разные; и ведут они себя по-разному.
Что касается творчества, то это удовольствие не для всех. Нам с вами повезло.
Желаю Вам удачи и хороших рассказов!
     23:15 22.05.2024 (1)
Это я просто так пошутила, Михаил). К творчеству это мало относится.

Повезло? Да. Именно потому, что в удовольствие.

     23:35 22.05.2024 (1)
Завтра буду готовить рыбный суп из трески. Помните Андерсена: "Суп из колбасной палочки". Я в детстве никак не мог понять, что это такое. Жизнь открывается с возрастом. Постижение закономерностей - это и есть вариант развития личности. А проза - это целая цепочка закономерностей. Кто владеет такой цепочкой, тот и талантлив.
Удачи!
     11:12 23.05.2024 (1)
Любопытства ради прочитала сказку, прежде не доводилось, и даже немного посмеялась. Оригинальная сказочка, со смыслом.

...в общем, неплохо, но, пожалуй, все нужно было рассказать совсем иначе. Мы бы-де рассказывали бы это так-то вот и этак. Впрочем, это критика, а ведь критик всегда задним умом крепок.

Как вам такая концовка?


По поводу постижения закономерностей. Согласна. 
Ничего случайного не бывает.
     11:22 23.05.2024 (1)
Почему бы и нет, если это оригинально.
     11:29 23.05.2024 (1)
     11:35 23.05.2024
Всего хорошего!
Реклама