Произведение «2005. Новая Реформация. Возможна ли она?» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Читатели: 191 +1
Дата:

2005. Новая Реформация. Возможна ли она?

2005. Новая Реформация. Возможна ли она?

Мои посты на форуме христианского (протестантского) портала Inviktory.оrg

Тема:

«России необходима Новая Реформация, и она должна начаться с каждого из нас»

(ветка не найдена)


1. Европейская Реформация и Русский Раскол

Реформация 16-17-го веков в Западной Европе сопровождалась страшнейшими кровопролитиями, как со стороны светской и религиозной власти, так и со стороны восставшего народа. Крестьянская война в Германии, и во всей Центральной Европе (описанная, в частности, Энгельсом), была едва ли не более мощным народным восстанием, чем Великая Французская революция, сопоставимая и по накалу страстей, и по количеству жертв.

И когда заходит речь о Реформации — невольно вспоминаешь об этих жертвах…

Можно ли их избежать в дальнейшем, при грядущих исторических событиях?..

Необходимо разобраться…

У Европейской Реформации богатейшая и огромнейшая история и предыстория (и будет затем интересно сравнить её с Русским Расколом)...

Огромное воздействие на духовную подготовку будущей Реформации оказала средневековая мистика, и особенно немецкая мистика.

Хильдегарда Бингенская (1098-1179), немецкая монахиня, аббатиса бенедиктинского монастыря, святая, пророчица, визионерка, создательница книг мистических видений, в частности, с видением Софии, описавшая свою картину Вселенной, создательница трудов по естествознанию и медицине, духовных стихов, песнопений, оказавшая очень большое влияние на средневековую музыку, создавшая собственный тайный язык, вела активную переписку и поражала своими откровениями и римских пап, и императоров, и аббатов, и епископов, и простолюдинов. Её пытались объявить еретичкой, и что её видения были внушены ей дьяволом; но в ней была такая духовная сила, которая обезоруживала её врагов и критиков.  

Огромное влияние на раннее реформаторское движение оказали идеи монаха цистерцианского ордена Иоахима Флорского (1132-1202) в Южной Италии, с его проповедью Третьего Завета и Вечного Евангелия и грядущего Царства Святого Духа, с его критикой церковной католической иерархии, которая погрязла во лжи, праздности и роскоши, и на смену которой должны придти народная Церковь Духа и изначальный «евангельский коммунизм» (или «апостольский коммунизм»).

Майстер Экхарт (1260-1328), знаменитый немецкий мистик, теолог, философ-пантеист, диалектик, создатель немецкого философского языка, учил о пребывании Бога во всём существующем и о тождестве глубин человеческого духа и изначальной транс-персональной Божественности, невыразимой и неизобразимой никакими обычными средствами.

«Братья и сёстры свободного духа», бегарды и бегинки, вальденсы — это всё были, распространявшиеся по всей Европе, средневековые мистические коммунистические секты, странствующие проповедники и проповедницы, жившие общежительными общинами, отрицавшие частную собственность и проповедовавшие социальное равенство и братство по примеру первых христиан.

Маргарита Поретанская (1250-1310), тесно связанная с «Братьями и сёстрами свободного духа» французская монахиня-бегинка, мистическая писательница, чей труд «Зерцало простых душ» был переведён со старо-французского на многие европейские языки и активно распространялся, была признана католической церковью еретичкой, её книга была сожжена в 1306 году, а сама она, по приговору инквизиции, была сожжена в Париже на Гревской площади в 1310 году. В 20 веке она была признана одним из крупнейших мистиков Средневековья.

Павликиане, богомилы, катары, патарены, альбигойцы — это были мощные средневековые религиозные движения, где христианство толковалось в духе манихейства с его резким и непримиримым дуализмом добра и зла, Бога и Сатаны. В этом духе понималась и непримиримость классовой борьбы между богатыми и бедными, господами и рабами, властвующими и подвластными.

Адамиты — проповедовали и практиковали священность наготы человеческого тела, утверждали, что одежда отделяет человека от Бога и от Природы, а также только мешает людям понимать и любить друг друга, мешает любви, как священной божественной силе, проявлять себя и быть свободной.

Все эти народные религиозные движения и секты беспощадно преследовались католической церковью как еретические, против них объявлялись крестовые походы, поголовно уничтожались целые поселения, на кострах инквизиции сжигались тысячи людей, мужчин и женщин.


Восстание Дольчино и Маргариты

В Северной Италии в конце 13-го века под влиянием проповеди Герардо Сегарелли возникла революционная коммунистическая секта «Апостольские братья». Ремесленник из Пармы Сегарелли продал всё своё имущество, раздал все деньги нищим, оделся в белые одежды и стал проповедовать идеи иоахимитов, общность имущества и всеобщее равенство, обвиняя церковные и светские власти в предательстве учения и дела Христа. Его сожгли на костре в 1300 году. После его публичной казни возмущённый народ разгромил дом инквизитора.

После смерти Сегарелли общину «Апостольских братьев» возглавили его ученик Дольчино и его сподвижница Маргарита Бонинсенья (оба люди образованные и из знатных родов). Они выступали за всеобщую социальную справедливость и за полное равенство мужчин и женщин. Женщины в их общине могли проповедовать и быть воинами, наравне с мужчинами, что привлекло в их ряды множество девушек и молодых женщин, к особому возмущению духовных и светских властей.

«Апостольские братья» подняли народное восстание, которое распространилось на многие области Северной Италии, и против которого папа римский объявил крестовый поход, как против опаснейших еретиков (участникам папского войска были выданы индульгенции, где заведомо прощались все их возможные грехи при уничтожении «дьявольской ереси»).

Восставшие были вынуждены уйти в горы, стойко обороняясь; после чего их, в конце концов, осадили на горе Рубелло в пьемонтских Альпах, где они устроили укреплённый лагерь, и где им пришлось выдержать, в голоде и холоде, длительную и мучительную осаду, пытаясь спасти от неминуемой и лютой казни и беспомощных стариков, и детей, питаясь зимой отваром из веток берёзы и ивы.

Восстание было подавлено в 1307 году с особой жестокостью. Дольчино и Маргарита были схвачены и подвергнуты страшным пыткам. Беременную Маргариту сожгли на медленным огне на глазах у Дольчино, после чего его рвали на куски раскалёнными щипцами, а потом сожгли. По другим источникам, их обоих методично разрубили на куски, сначала Маргариту, потом Дольчино, а затем их останки сожгли. Подобным же образом были казнены и их сообщники, около 150 человек, из которых на суде инквизиции, даже после самых страшных пыток, никто не отрёкся от своих убеждений.

В народном итальянском фольклоре Дольчино и Маргарита стали сказочными героями.

В 1907 году по инициативе рабочих организаций на горе Рубелло в их память был воздвигнут обелиск высотой 12 метров. При фашистском режиме Муссолини он был разрушен, но позднее восстановлен, хотя и в более скромных размерах, в виде креста в круге на прямоугольном постаменте (Крест и Круг можно понимать и как единство Бога и Мира, и как единство мужского и женского начала, как в человеческом обществе, так и во всём Мироздании).


Джон Уиклиф и лолларды

В Англии Джон Уиклиф (1324-1384), священник-диссидент, философ, богослов, профессор в Оксфорде, стал выступать против роскоши и привилегий духовенства, за возвращение к истинам Евангелия. Он создал целую школу странствующих проповедников, посылая их с проповедью Евангелия в самые широкие и самые обделённые народные массы. Он перевёл Библию на старо-английский язык и требовал, чтобы священники обращались с проповедью к народу на их родном языке, излагая основы Евангелия.

Он говорил, что если возникают разногласия между Библией и церковью, то надо следовать Библии, и если возникают разногласия между совестью и человеческим авторитетом, то надо следовать голосу собственной совести.

Проповеди Джона Уиклифа и его последователей оказали большое влияние на «еретическое» движение лоллардов в Англии и за её пределами, и на анти-феодальное народное восстание Уота Тайлера в 1381 году, в котором участвовало много лоллардов.

Джон Уиклиф умер от инсульта. Позже он объявлен церковью еретиком, посмертно отлучён от церкви, его прах был выкопан из могилы и сожжён.


Ян Гус, гуситы и табориты

Ян Гус (1375-1415) — проповедник, мыслитель, ректор Пражского университета, идеолог чешской Реформации, национальный герой чешского народа. Происходил из бедной крестьянской семьи. Он был горячим сторонником идей Джона Уиклифа, благодаря очень тесным связям Пражского университета и университета Оксфорда.

Он проповедовал на народном чешском языке, собирая множество народа на свои проповеди; и он учил, что:

1). Нельзя слепо следовать авторитету церкви и светской власти, а надо учиться думать и поступать самостоятельно.
2). Власть, которая нарушает заповеди Бога, не может быть признана законной.
3). Богатство, приобретённое несправедливо, есть воровство и грабёж.
4). Прощение грехов достигается только через искреннее сердечное покаяние каждого верующего, а не через покупку навязываемых народу папских церковных индульгенций.
5). Каждый христианин, как ученик Самого Христа, должен искать правду, говорить только правду и жить по правде, даже рискуя своим благополучием, спокойствием и самой жизнью.

За свои проповеди Ян Гус был объявлен еретиком и отлучён от церкви, его проповеди были запрещены, а его книги были собраны и сожжены. Позднее он был арестован на Констанцском церковном соборе и посажен в темницу на хлеб и воду, где и устно, и письменно в последний раз отказался отречься от своих убеждений.

В 1415 году Ян Гус, по приговору Констанцского собора, и не смотря на данную ему германским императором охранную грамоту, был осуждён как еретик и сожжён на костре.

...

Казнь Яна Гуса вызвала массовые народные возмущения и привела к долгим и кровопролитным Гуситским войнам (1419-1434), распространившимся на всю Центральную Европу. Символом всех гуситов стала Чаша Причастия, изображённая на их знамени (некоторыми толкуется как Святой Грааль).

Радикальным крылом гуситов стали табориты, которыми руководил народный вождь и полководец Ян Жижка. Табориты ввели много новшеств в военную тактику, научились быстро создавать передвижные крепости из построенных в кольцо повозок («вагенбурги»), стали употреблять мобильную артиллерию (бомбарды) на повозках и очень активно использовали ручное огнестрельное оружие (аркебузы), нанося большой урон тяжёлой императорской рыцарской коннице и пехоте наёмников ландскнехтов.

На помощь таборитам прибыли войска из Великого Княжества Литовского и Русского, и они восемь лет вместе с таборитами сражались против имперских войск, против немецких и венгерских

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама