Произведение «ЭТЮДЫ О ЛИТЕРАТУРЕ» (страница 1 из 50)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Читатели: 846 +2
Дата:
Предисловие:
«Когда друг рассказал ему о бомбардировке Шанхая японцами, Карл Краус ответил: «Я знаю, что ничто не имеет смысла, если твой дом горит. Но пока это возможно, я забочусь о запятых, потому что если бы люди, которые должны были это сделать, позаботились о том, чтобы все запятые были на своих местах, Шанхай не сгорел бы»...», - 

Джорджо Агамбен, Центр политического анализа

ЭТЮДЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

2-я редакция

9 сентября 2022 года, пятница

ЭТЮД О ДОСТОЕВСКОМ

Если бы эти дни я проводил лекцию о Достоевском на свежем воздухе, с посещением памятных мест Фёдора Михайловича в Петербурге, то вот как примерно я составил бы рассказ и маршрут.

Начало у памятника Достоевскому у метро "Владимирская", где в своё время организовывал митинги и пикеты.

Затем кратко рассказал бы о биографии, тем более, что рядом находится музей Достоевского.
Об участии Достоевского в революционном кружке Петрашевского, идее организовать подпольную типографию.
За это Достоевский был приговорён к смертной казни, которая должна была состояться на плацу, где сейчас находится памятник Грибоедову.
Достоевский стоял с завязанными глазами и ждал выстрелов расстрельной команды. Позднее он написал об этом переживании яркие страницы.
Смертная казнь была отменена, Достоевский был сослан на каторгу, где получил такой опыт жизни среди простого народа, преступников, которого не было, пожалуй, ни у Толстого, ни у Тургенева.
Об этих годах жизни Достоевский написал роман "Записки из Мёртвого дома".
Достоевский писал, что встретил на каторге тот народ, крепостью которого он восхитился, настоящий русский народ.

Немного о причинах смерти.
Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит,
туберкулёз лёгких и эмфизема лёгких.
Во время обострения болезни рядом в квартире проходил обыск.

Похороны превратились в грандиозную манифестацию гражданского общества, у гроба стоял знаменитый сатирик Салтыков-Щедрин.

Далее повел бы слушателей моей лекции к памятнику Тургеневу.

Скорее всего, причина ссоры Достоевского и Тургенева это, как всегда бывает у писателей и литераторов, конкуренция за читателей, соревнование идей, образов.
И, конечно же, Тургенев не мог похвастаться такой биографией как Достоевский. Хотя и был резидентом русской разведки в Париже.

Кроме того, Тургенев написал письмо, по сути высказался в обществе так о Достоевском, что он похож на таких героев его произведений, как Свидригайлов и Ставрогин.

Российским достоевсковедением по сути доказано, что в образе персонажа "Бесов" Верховенском, отце Петра Верховенского, Достоевский показал Тургенева.

Достоевский сумрачно высказывался о нигилистах, считал их оторванными от народной почвы.
Позволял даже себе критические высказывания о Пушкине, Лермонтове, о таких литературных героях как Онегин и Печорин.

Интересно проследить развитие литературного героя от Рахметова Чернышевского из "Что делать?", Базарова из "Отцов и детей" Тургенева до Николая Всеволодовича Ставрогина из "Бесов" Достоевского.
Прошедший каторгу писатель пророчески увидел в нигилизме ту русскую бездну, которая проявится в годы революции, гражданской войны, террора.
И которую не дано было увидеть ни Чернышевскому, ни Тургеневу, впрочем, и никому, кроме автора "Бесов" и "Братьев Карамазовых".

Образ Рахметова, пожалуй, можно назвать схематичным в сравнении с полнокровными художественными персонажами "Бесов".
Но надо учитывать, что роман Чернышевского, за который он был заточён в Петропавловскую крепость, это политическая литература.
При этом я не готов согласиться с тем памфлетным уровнем осмысления личности Чернышевского, которую предлагает Набоков в романе "Дар".
Также с сомнением отношусь к версии Малышева, которую прочитал в газете "Лавки писателей" на Невском проспекте, что Петра Верховенского напоминает Ленин.
Парадокс архитектоники и поэтики "Бесов" в том, что главное действующее лицо, "гражданин кантона Ури" Ставрогин, по сути, бездействует. Вокруг него, как около потухшего вулкана, происходит хоровод героев. Лучше всего об этом рассказал Бердяев.

Позволю себе высказать одно филологическое предположение, которое, насколько знаю, ещё не оказалось в арсенале достоевсковедов.
Образ Ставрогина мог быть инициирован учёбой Достоевского в Инженерном замке и его размышлениями над судьбой императора Павла l.
Напомню, что один из персонажей "Бесов" Пётр "Петруша" Верховенский предлагал Ставрогину престол папы римского.

Теперь идём к памятнику Гёте у Петрикирхе.
Достоевский радовался, что придумал одно слово в русском языке, этот классик мировой литературы.

Какое слово? Вопрос участникам экскурсии.
Это слово "умалился".

И обязательно надо оказаться у "Музея русской водки" и "1-й русской рюмочной"
И тут настало бы время рассказа о "Легенде о великом инквизиторе", оценке Достоевским католичества.

Достоевский страстно желал отрезвления русского народа.
В "Музее русской водки" находится восковая фигура митрополита Киевского и всея Руси Исидора с самогонным аппаратом.
То есть, навязываются сразу два враждебных здоровью народа России мифа: о "русской" водке и изобретении Исидором самогонного аппарата.
Ещё и происходит компрометация идеи "социалиста на троне", магистра Мальтийского ордена императора Павла I о том, чтобы Россия, Петербург возглавили процесс учреждения рыцарского ордена меченосцев для охраны суверенитета Европы. Император намеревался взять под своё покровительство Ватикан.
Позднее, в советское время, при Андропове идея возведения на престол Ватикана "красного папы римского" с участием группы филолога М.М. Бахтина, спецслужб и российских криптокатоликов была сорвана итальянской масонской ложей Пропаганда2.
Замечу, что католика Валачюса следует считать одним из идеологов трезвенного движения на территории российской империи. Также напомню об обнаружении археологами в Закарпатье памятника Братства трезвости с католической и православной символикой.

И ещё, разговаривая о современном прочтении Достоевского, нельзя обойти вниманием тот факт, что некоторые утверждают, что дескать поздний Достоевский отказался от своих юношеских революционных воззрений, приводится в числе прочих и роман "Бесы".
Напомню в связи с этим о знаменитом филологическом исследовании М.М. Бахтина о поэтике Достоевского. В котором он ввёл понятие полифонического романа Достоевского как новом слове в мировой литературе. В такой структуре повествования персонажи освобождаются от диктата автора. Таки образом, в своём художественном даровании Достоевский сохранил и развил свои идеалы юности.
Если же разбирать роман "Бесы", то Достоевский, характеризуя Ставрогина, включает в повествование миф об Иване царевиче, тайном государе, который должен появиться в момент усиления тяготы народной жизни.

Владислав Плеханов написал рецензию к конспекту моей лекции о Достоевском, опубликованному на сайте Проза.ру.

Необычный и интересный конспект лекции о Достоевском.

Меленькие поправки:
Достоевский не стоял с завязанными глазами. Первую тройку приговорённых вывели к столбам, Достоевский был во второй тройке. Один из привязанных к столбам сошёл с ума. Чернышевский был заточён в Петропавловскую крепость не за свой роман. Он его написал в заключении, и роман был опубликован.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов

Его авторская страница http://proza.ru/avtor/smiren

ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ДНЕВНИКА

Чернышевский и Достоевский. Вот многообещающая тема для филологических исследований.

"Записки из подполья" Достоевского это попытка критики утопии Чернышевского, а также эволюция идеалов Достоевского сороковых годов, мечтателя из "Белых ночей".
Достоевский был членом кружка Петрашевского в 1847 — 1848 годах, а потом кружка конспиратора Н. Спешнева («мой Мефисто»).
Чернышевского «муравейнику» (это стеклянный дворец из романа о Рахметове, Кирсанове и Вере Павловне) Достоевский противопоставляет волю или «хотенье» свободное и независимое, «каприз», фантазию, желания, иррациональные и неразумные, — короче говоря, свободу утверждать, что «дважды два пять». Отрицается даже сама обоснованность принудительной утопии. Человек из подполья спрашивает революционеров шестидесятых годов: «Но почему вы знаете, что человека не только можно, но и нужно так переделывать? Из чего вы заключаете, что хотенью человеческому так необходимо надо исправиться?».
Именно это искушение (обязательным счастьем и добровольным рабством) Достоевский представит в "Братьях Карамазовых" (1880) в форме легенды о Великом Инквизиторе.

"Сон смешного человека" это утопический «фантастический рассказ», вставленный в «Дневник писателя» за апрель 1877 года. Бахтин назвал этот рассказ «почти полной энциклопедией ведущих тем Достоевского», отнесит «Сон» к жанру «мениппеи», то есть «экспериментирующей фантастики». Погрязший в солипсизме петербургский «прогрессист» совершает самоубийство (во сне) от безразличия к жизни. Ангел переносит его, как в апокрифах, на другую планету, похожую на Землю, но только до грехопадения. Виргилиев золотой век, открывающийся там герою, напоминает сон Версилова из "Подростка" (гл. III, 7), перенесённый туда, в свою очередь, из главы "Бесов" «У Тихона» (исповедь Ставрогина), которую Достоевский не смог опубликовать из-за цензуры. Описания золотого века вдохновлены картиной К. Лоррена «Акид и Галатея».

Кстати, о Чернышевском. Сегодня посмотрел у театра БДТ имени Товстоногова афишу: спектакль "Пьяные" по Вырыпаеву по прежнему отсутствует. Это очень здорово, что Могучий прислушался к рекомендации оперштаба трезвой России и снял спектакль из репертуара театра... И этим он подаёт пример всему театральному сообществу европейской столицы. А вот спектакли по Чернышевскому, которые ставит Могучий, это то, что сейчас необходимо интеллигенции Петербурга.
Полное наименование романа Чернышевского: "Что делать? Из рассказов о новых людях".
Также в афише значится спектакль Валерия Ивченко по Достоевскому "Кроткая".
В связи с этим любопытно, что в штаб-квартире партии "Новые люди", имеющую фракцию в Госдуме, которую я посетил как-то в Петербурге нет портрета Чернышевского... Да и лидер "Новых людей" Нечаев что-то не похож на Рахметова.

Почитал тексты Владислава, интересно пишет. Вот о Тютчеве.

В своём известном четверостишии, написанном в 1866 году, Ф. И. Тютчев говорит об отличии России от всех других стран, в которых он будучи дипломатом провёл не один год своей жизни:

«Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней, особенная стать —
В Россию можно только верить».
(1866)

Поэт при этом не даёт ответа на вопросы:

- Почему Россию не понять умом?
- Почему её нельзя измерить общим аршином?
- В чём её «особенная стать»?
- И почему «в Россию можно только верить»?

В поисках ответа на них я нашёл три мысли о России, которые, на мой взгляд, являются хорошим объяснением того, что имел в виду Ф. И. Тютчев.

Первая мысль принадлежит австрийскому поэту Рильке*:

«Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом.»


То есть Россию нельзя понять умом и измерить общим аршином хотя бы уже потому, что невозможно определить где кончается она и где начинается Бог.

....

Здесь я завершаю цитирование, а чтобы узнать другие ответы, почитайте Плеханова http://proza.ru/2022/06/20/641

И

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама