Произведение «Поведение имеет биологическую основу»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 83 +2
Дата:

Поведение имеет биологическую основу

Поведение – способ активного приспособления живого существа к многообразию условий окружающей среды. Оно за счет своей адаптивности – обретения преимуществ, которые приносит данный поведенческий акт (акты) в борьбе за существование, обеспечивает выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.(1)

Человек – биологическое существо.

Родившийся человек – не чистый мир (tabula rasa), который можно заполнить желательными моделями поведения и таким образом получить нужное.

Только что родившийся ребенок – мир с поведенческим наследием, который достался от предков. От рождения он наполнен действиями, проверенными трудно вообразимым числом ситуаций и количеством его предков. Действиями, позволившими им выжить, добиваться победы. С момента рождения демонстрирует работу различных врожденных программ поведения.

Ребенок сосет молоко. Его никто этому не учит. Он, только открыв глаза, уже знает, для чего и как это надо делать. Научить сосать невозможно.

Получив в руки мягкую игрушку, малыш прижимает ее к себе, затихает. Если ребенку дать в руки по одному пальцу, он сразу же крепко их схватит. Можно смело его поднимать. Работает врожденная программа, требующая найти маму и уцепиться за ее шерсть.

Есть врожденная программа успокоения посредством контакта с матерью, ее шерстью, давно исчезнувшим ее хвостом. Ребенок, когда ему страшно, одиноко, хватается за мамину юбку. Успокоить его, дать более крепкий сон может любой пушистый предмет (одеяло, игрушки) - волосы матери. В любом возрасте человек в стрессовом состоянии кричит: «Мама!!!», хватается за шерсть - свои волосы (ее волосы), пытаясь таким образом успокоиться, почувствовать себя в безопасности.

Ребенок уже в момент рождения знает, как должна выглядеть мама. Овал с Т-образным пятном – врожденный образ материнского лица. Ребенок реагирует на него положительно даже в том случае, если это всего лишь кусок картона. Проводились разные опыты. Дети пугаются других форм, показывая их чуждость.

Ребенок без чьей либо помощи встает, пробует ходить, издавать звуки, подражает тому, что видит, повторяет, что слышит, пробует все на вкус, подбирает все, что лежит, учится узнавать своих и чужих, первым улыбается, на вторых хмурится, машет руками, отворачивается от них, плачет. Ложась отдохнуть, спать, укладывается ближе к стенке, более темному предмету (маме).

Все перечисленное - врожденные реакции. Им не учат. Они пришли к нам из прошлого.

Врожденным является поведение, проявляющееся без специального обучения. Приобретенным – формирующееся в процессе обучения, тренировки.

В нашей жизни действовать адаптивным образом можно и без осознания реальных причин, вызвавших данное, конкретное поведение. Подчас, мы поступаем адекватно (правильно) в сложнейших ситуациях. При этом, эти действия не испытывают вмешательства сознания.

На принимаемое нами решение оказывают влияние социокультурные факторы и врожденное поведенческое наследие. Последнее передано генетическим путем от человеческих и дочеловеческих предков. Именно оно незаметно подсказывает нам, что можно сделать в той или иной ситуации. Нам же кажется, что решение выработали мы сами на основе социальных знаний, своего опыта, размышлений, логики. И оно естественно, нормально, правильно, справедливо.

Подсказки мы обычно не замечаем. Они воспринимаются, как собственная потребность, внутреннее устремление, голос свыше. Врожденная мотивация своего поведения нами, как правило, не чувствуется. Считаем, что сами так решили, хотим именно так, ибо так надо.

Человеческое поведение на генетическом уровне жестко не детерминировано. Оно определяется филогенетически (эволюционным путем) возникшими структурами центральной нервной системы, внешними влияниями (влиянием среды), обучением. То есть степень генетической обусловленности поведенческих программ различна.

Есть врожденные программы, обеспечивающие реализацию определенного поведения, имеющие при этом весьма малую степень изменчивости под воздействием внешних факторов. Есть программы, генетически переданные только в общих чертах. В этом случае характеризующее их поведение подвержено самым разным воздействиям.

Таким образом, часть программ мы имеем возможность исполнять без предварительной подготовки и помощи. Часть унаследованного нуждается в помощи, реализуясь в социуме через воздействие, наблюдение за другими людьми, работу над собой - индивидуальные тренировки.

Большое значение для реализации врожденного поведения имеют подготовительные этапы. Они состоят из действий, нацеленных на поиск сигнальных стимулов, которые реализуют наследие. Поисковая деятельность может быть многоэтапной.

Примером такого рода деятельности может быть подготовка к реализации репродуктивного поведения. Молодой человек (девушка) старается побольше узнать информации о сексуальном контакте, ищет места для знакомства, готовится к появлению в них, пытается знакомиться, накапливает опыт взаимодействий. 

Поисковое поведение является целенаправленным, несет отпечаток особенностей индивида, отмечается спонтанностью, пластичностью составляющих его движений (цель одна, пути ее достижения могут быть разные).

Поисковый этап (поисковая фаза) имеет врожденную основу, заканчивается тогда, когда наступает время реализовывать следующий комплекс действий (завершающая фаза). Первая (фаза) обладает широкой нормой реакции, вторая – узкой. Реализуемые впоследствии в ее рамках врожденные действия однотипны для всех представителей одного вида. 

Нормой реакции является степень изменчивости поведения в пределах, которые задаются генетически наследуемой программой, переданными негенетическим путем социальными правилами и требованиями.

Врожденный багаж дополняется в результате развития приобретенными реакциями. Поисковое поведение выступает в качестве средства индивидуального приспособления к окружающей среде. Для этого процесса используются привыкание, обучение, рассудочная деятельность.

Жизнь человека состоит из нескольких всем известных этапов: детство, учеба, вхождение во взрослую иерархию, карьерный рост, создание семьи, рождение ребенка, забота о нем, передача опыта, помощь детям в воспитании их детей.

Все перечисленное – компоненты набора основных потребностей человека.

У большинства людей этот набор однотипен.

Однотипен вне зависимости от времени, территории, расы, национальности, культуры.

Является врожденным.

Все входящие в этот набор аспекты поведения находятся под влиянием источников его изменчивости - генотипа и среды (внешних условий – социума), их взаимодействия.



Литература
Бутовская М.Л.  «Этология необходима в гуманитарных вузах…»
Бутовская М.Л.  Этология любви
Дольник В.Р.  Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р.  Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р.  Археология человеческих пристрастий
(1) Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И.  Основы этологии и генетики поведения
Лоренц К.  Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
Протопопов А.И.  Интервью сайту ethology.ru

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама