Предисловие: Первая мировая война, унёсшая более 20 миллионов жизней, считается водоразделом между XIX и ХХ веками. Революции в России, гибель великих европейских монархий, появление новых государств, повсеместное «восстание масс», тоталитарные режимы последующих десятилетий, переворот в науке и новые направления в искусстве – всё это рождалось в мучительных схватках 1914–1918 годов. Ничего не напоминает? Нет ли ощущения дежавю? На наших глазах «прокручиваются» события столетней давности... Вот об этом моя статья...
"При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа нищие. Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу, господа нищие! Не вмещается!"*
Давно это было. В лихие девяностые. А что такое лихие девяностые? Это кусочек сладкой западной "свободы", вынутый для нас из-под полы мрака, и показанный во всей "красе" своей мерзости. Это блеск новоиспечённых богачей, нищета среднего класса, талоны на продукты, преступления, братки, рэкет, компроматы, гуманитарная помощь, элитные проститутки, королевы красоты, колдуны по центральному телевидению, и ещё много " радостных свобод", за которые до сих пор платим душой и сердцем
Семья моей младшей сестры быстро сориентировалась в той обстановке, и могла себе позволить отдых в Париже, на Мальдивах, ну и так далее. Что там ещё было "общчепринято?" Однако после поездки в Париж, в середине 90-х годов, с ней произошёл какой-то крохотный надлом. Какое-то новое мироощущение поселилось в душе. А случилось это во время посещения русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. Ей повезло увидеть его ещё до страшного урагана, 1999 года, когда были разрушены многие памятники, повалены надгробия и деревья, и когда уже невозможно было восстановить так, как было.
" Представляешь, идём по кладбищу, - рассказывала она,- а вокруг такие имена, от которых дух захватывает: Юсуповы, Мещерские, Волконские, Толстые, генералы Кутепов, Головин. Нам говорили они предатели. Они враги...Но ведь они тоже любили Россию! А похоронены так далеко от Родины." Много вопросов возникло у нас после той поездки в Париж, а отвечать нам никто не собирался.
В те годы нас отделяло всего-то два десятилетия от бывших простых советских школьниц, которым внушали, что такие фамилии, как Юсуповы, Мещерские, Волконские, Толстые и прочие князья и графья - анахронизм. Все они "предавшие", "бывшие", и… "не наши. А что было бы с ними, если бы они остались на Родине и что стало бы с Россией, не лишись она своих достойнейших сынов и дочерей. История молчит.
Белая гвардия, белая стая,
Белое воинство, белая кость.
Влажные плиты травой зарастают.
Русские буквы — французский погост.
Я прикасаюсь ладонью к истории,
Я прохожу по гражданской войне.
О, как же хотелось им в первопрестольную
Въехать однажды на белом коне.
Не было славы — не стало и Родины,
Сердца не стало, а память жива.
Ваши сиятельства, их благородия
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.
Казалось здесь собралась вся Россия: от крестьян до членов царской семьи, от нижних чинов до генералов и депутатов Государственной думы, от выпускников Пажеского корпуса до благородных девиц Смольного института. Офицеры полков лейб-гвардии, галлиполийцы, корниловцы, дроздовцы, казаки, моряки, писатели, музыканты, артисты, и даже эмигранты-диссиденты позднего советского периода. Упокоились. Навеки. Рядом. Но вдали от России.
И вот мы остались без Родины,
И вид наш и жалок и пуст,
Как будто бы белой смородины
Обглодан раскидистый куст.*
Есть у нас удивительный фильм режиссёра Тамары Лисициан, который сняла она в 1987 году. Называется он - "Загадочный наследник". Его не показывают по ТВ и он не демонстрировался в кинотеатрах. Почему? Неизвестно. Слава Богу, сейчас его можно посмотреть в инете. Тема та же, что и сегодня – любовь к Родине, бегство, предательство, покаяние. Сюжет: советский художник Бурцев едет в Париж по поводу наследства, который оставил ему родной дядя, уехавший во Францию с первой волной эмигрантов. Там его ожидают неприязнь одних, заинтересованных в наследстве и открытые симпатии других. Фильм снят почти сорок лет назад, но как он современен! В конце статьи я представлю самый главный диалог этого замечательного фильма.
Когда он снимался, режиссёр просила операторов: "Братцы, ничего не пропускайте! Снимайте всё подряд. По возможности каждую могилку, и простых людей и именитых!" И ребятки старались. Благодаря операторам этого замечательного фильма мы увидели кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, неизменённое временем и ураганом… Дорогого стоят эти кадры для русского человека! Мы увидели величественные надгробия с именитыми фамилиями, а рядом – безымянные могилки, с простыми православными крестами. Судьбы всех этих людей невозможно отделить от судьбы их Родины. Ощущение неприкаянности, наверное, не покинуло их до конца дней. Это очень хорошо рассказано в фильме " Загадочный наследник".
Среди стройных рядов могильных плит режиссёр особым взглядом художника отметила часовню - памятник русским эмигрантам, участвовавшим в движении "Сопротивление". Именно русские начали борьбу с нацизмом в Париже. А ведь многие были вывезены из России ещё детьми. Но генетическая память и любовь родителей к Родине сделала своё нужное дело. Формат статьи не даёт возможности написать подробнее о всех, оказавших сопротивление нацизму во Франции, но о супруге княгини Веры Оболенской, я немного напишу ниже. О самой княгине, её позывной "Катрин", я написала в статье "Русские в Париже." Она похоронена вместе со своим мужем на этом русском кладбище... Вернее её имя упомянуто на его могиле, так как тело и голова не были найдены. Её казнили на гильотине. Сколько тайн хранит это кладбище!
Более всего поразили меня в этой женщине стойкость, мужество и любовь к России. Перед казнью она сказала: "Я русская, хоть и жила всю свою жизнь во Франции. Но я не хочу изменять ни своей Родине, ни стране, приютившей меня. Однако вам, немцам, этого не понять. Я христианка, и поэтому не могу быть антисемиткой и расисткой».
Русские... Загадочное явление на этой Планете. Россия 17 года прошлого века. Какое тяжелое и страшное время. Рухнуло всё. Пришли другие люди. Убит царь. Проиграна война. Реальность казалась сном. Всё смешалось, будто какие-то титанические плиты сдвинулись в центре государства, люди бежали, не помня себя, не понимая происходящего. Много, очень много тысяч русских людей оказались вне Родины. Некоторые исследователи того времени исчисляют эмиграцию миллионами. Но доподлинно известно, что в Париже, в середине 1920-х годов, проживало порядка семидесяти тысяч русских. И заветной мечтой каждого эмигранта было возвращение в Россию при условии свержения советской власти. Но эта мечта никогда не сбылась. Пришлось устраиваться там, куда забросила судьба.
Княгине Вере Мещерской, дочери дипломата Кирилла Струве и внучке генерала Н.Н. Анненкова, тоже пришлось остановиться во Франции. В отличие от многих русских эмигрантов, на новом месте, Вера Кирилловна освоилась довольно быстро: дала объявление в газете, обзавелась клиентами и вскоре основала пансионат для благородных девиц в парижском районе Пасси. Одна из учениц княгини – богатая американка Дороти Пейджет – в благодарность за идеальную подготовку, преподнесла наставнице денежный подарок. Принять подношение княгиня отказалась, но деловая американка предложила ей купить небольшое имение для русских эмигрантов, оставшихся без средств к существованию. Местоположение городка Сент-Женевьев-де-Буа, было прекрасным. Окружали его не поля, не леса, а улицы самой блестящей столицы мира, с чудесными музеями, галереями, театрами. Но русские не сливались и не смешивались с жителями столицы и плодами чужой культуры не пользовались. Даже магазинчики заводили свои. И в музеи и галереи редко кто заглядывал. Они тосковали по Родине.
Так,с 1920 года, и существовал этот Русский старческий дом – дом для бежавших от революции. С 1920 до 1940 года Русский дом принял 250 человек. Время шло. Люди начали уходить в мир Иной. И нужен был погост. Первые могилы вблизи Русского дома появились уж в 1927 году. Здесь хоронили военных и казаков Белой Армии, гардемаринов, великих князей и княгинь, балерин, ученых, писателей, и простых людей. Вечная им память!
В апреле 1938 года на кладбище была заложена православная церковь. Автором проекта стал А.А.Бенуа. Уже 14 октября 1939 года, через полтора месяца после начала Второй мировой войны, Успенская церковь в стиле псковской архитектурной школы XV–XVI веков была построена. Здесь служили первые иерархи Русской Церкви в изгнании. Но это было позже.
А когда русские появились в Париже, местные жители внимательно изучали их нравы, искусство, быт. Парижанам русские казались вымирающим племенем. Потомки тех великих славных людей, которые прогнали Наполеона, а теперь сами остались без Родины... Русских было жаль. Но общаться с ними было интересно, забавно, парижане считали русских очень талантливым народом. Из князей и княгинь получались прекрасные преподаватели, учителя и вышивальщицы. И это было так удивительно."Не гордые" - говорили парижане...
Хорошие места находили себе актёры: энергичные пляски, цыганщина, акробатика. Простые люди устраивались на заводы и фабрики. Ведь ошибочно полагать, что среди русских эмигрантов тех лет не было других профессий, кроме поэтов, музыкантов и художников. К 1940-му году русская эмиграция в Париже распределилась на несколько основных направлений: военные ассоциации, профессиональные объединения, благотворительные учреждения, молодежные организации и художественные ассоциации, что говорит о присутствии русских во всех сферах жизни французского общества. Но…
Просматривая фильм "Загадочный наследник" понимаешь, что ощущение неприкаянности и тоски по Родине, так и не покинуло наших соотечественников. Кому быть полезным в чужой стране с совершенно чужими людьми? Только своим. Единственным способом самосохранения для многих стало обособление от всего незнакомого и замкнутость на своем мирке. Русские жили одной огромной, и не всегда дружной, семьёй. Были и самоубийства конечно. Но были стоики патриоты. Преданные своей России до конца. Такие люди, в годы войны и ушли в организацию "Сопротивление",которая боролась с нацизмом. Это отдельная и большая тема, я же хочу рассказать о князе Николае Оболенском. Пришла минуточка вспомнить этого необыкновенного человека, антифашиста, узника Бухенвальда, священника, преданного Богу и своей Родине до конца дней. Вечная ему память!
Князь Николай Александрович Оболенский (1900 – 1979) - сын князя Александра Николаевича Оболенского (1872 – 1924), крестник императрицы Марии Федоровны и великого князя Константина Константиновича. Воспитанник Пажеского корпуса. После смерти отца, совпавшей с временными финансовыми сложностями, он совершил неудачную попытку самоубийства. Но постепенно дела семьи стали налаживаться. Николай жил значительно лучше большинства эмигрантов из России. Про него не без иронии поговаривали, что он был одним из немногих русских, который мог ездить в такси, не сидя за рулем.
Его любили за тепло, доброту и щедрость, большинство
|