Человек не всегда живет по совести, иногда он совершает неблаговидные поступки. Об этих поступках никто даже не догадывается. Этому нет свидетелей. Но однажды он остается один на один со своей совестью. Конечно, он ищет себе оправдание в содеянном, иногда обвиняя в том других людей, или сложившиеся обстоятельства, но все равно это нарушает душевное равновесие, вселяет тревогу. Он боится, что кто-нибудь узнает об этом, и тогда его ждёт неминуемая расплата.
Хорошо, если все же приходит час раскаяния. Наступает момент переоценки ценностей, человек начинает понимать, что есть другая жизнь, где всё просто и бескомпромиссно. И только тогда он сможет дать оценку настоящему счастью. А счастье - оно в искренней любви и дружбе, в любимой работе, в чистых и добрых отношениях.
Вот об этом художественный фильм "Без свидетелей", снятый в 1983 году Никитой Михалковым. В ролях всего два актера, но каких! Ирина Купченко и Михаил Ульянов. Жанр: психологическая драма.
Я хочу рассказать вам, мой дорогой читатель, об этом фильме. Когда-то я рассказывала о нем своей подруге, которая не имела возможности его посмотреть. К сожалению, у героев в фильме нет имен. Главные герои - Он и Она.
Ирина Купченко играет роль женщины, которую девять лет назад бросил муж. Она милая, кроткая, нежная. Он ушел к другой - дочке академика, проложив таким образом выгодный путь для своей карьеры. Бывшего мужа играет Михаил Ульянов - не очень молодой мужчина, лысеющий, нагловатый и циничный. Ну, мне так показалось!
Представьте, он приходит к своей бывшей жене в квартиру все девять лет, как к себе домой, открывая дверь своим ключом, под предлогом повидать сына. А на самом деле подышать атмосферой семейного уюта и найти хоть какой-то предлог оправдать свой уход. Он даже не понимает, какую душевную боль он причиняет бывшей жене.
Герой все время подчеркивает в разговоре, как его любит жена Светка, какая умная и талантливая у них дочь. Рассказывает о друге.
- А Борька женился все-таки.
- Молодец, Танька, настояла, - поддержала разговор героиня.
- Да он не на Таньке женился, он не лопух. На молодой аспирантке женился. Красавице. А Танька молодец. Стойко расставание перенесла, не то что некоторые. Рукава у дубленки не отрывала.
- Когда ты ушел, - отвечает Купченко, - то мне очень долго не давала покоя одна мысль. Как это просто. Оказывается можно собрать вещи и просто уйти. Для тебя жизнь продолжалась, а для меня кончилась. Не война, и не землетрясение, а ушёл человек, которого я любила. Тебя не стало, но мне показалось, что не стало и меня. Я цеплялась за тебя до унижения, оторвала рукав, пытаясь стащить с тебя дубленку. А ты знал, что семь лет из девяти, ты мог ко мне вернуться? Просто прийти и остаться навсегда. Я ждала. А теперь - нет. Это только сначала умираешь, а потом привыкаешь.
Они пили чай и вспоминали дни проведенные вместе:
- А помнишь, как наш Димка болел краснухой, я простудилась, а вы с Борисом сидели на кухне и писали какое-то письмо?
Вот - самый ужасный поступок в жизни героя. Он очень испугался. "А известно ли ей, что это письмо было анонимным доносом на их друга, - подумал вслух Ульянов, - а вдруг она расскажет об этом Валентину? Ведь по слухам, она встречается именно с ним - его однокурсником Валентином Шляховым, ныне профессором, человеком, от которого теперь зависит его карьера."
И Ульянов затевает психологическую игру, с целью разузнать об этих отношениях побольше. Он пытается соблазнить героиню, но получает отказ. Он хватает её за руку. На что она отвечает, что ей больно. А он не понимает, что душевная боль в этом случае для неё сильнее, чем физическая.
- А ты собираешься замуж за Валентина?
- Собираюсь, - ответила она.
- Так Димку я вам не отдам. Ведь он не твой сын. Он сын мой и женщины, с которой я жил раньше. А ты его просто усыновила. И я скажу ему об этом.
Представляете, каков подлец. Ведь она воспитывала его ребенка. Довел бедную женщину до истерики.
- Но ведь Димка трудный подросток, он не сможет этого понять, - чуть слышно шептала Купченко, задыхаясь от слез.
- Но я не могу отдать чужим людям своего ребенка. Или Димка, или Валентин. Выбирай, - с издевкой в голосе заявил Ульянов.
- Димка, - ответила она.
- Звони Валентину и скажи ему об этом. Да я сам номер наберу, он у меня записан, - сказал Ульянов, предполагая, что она блефует.
- Ало, - сказала Купченко, - Валя, Димка у тебя? Математикой занимаетесь? Пусть идет домой. Валя, не звони мне больше и не приходи никогда. Потому что...Потому что... Всё!
Но тут уже плакал сам герой.
- Что ты делаешь со мной? Неужели существует какая-то другая жизнь, где живут по другим правилам? - говорит он вслух. - Живут так доверчиво, так просто. Такого же не может быть!
Эта сцена перевернула все его представления о жизни, о добре и зле, о любви и самопожертвовании.
- Я понял, что все эти годы я любил только тебя. Не проходило дня, чтобы я не тосковал по тебе, по этому дому. Мне всегда там было плохо. Меня всегда презирали там. Все, что я написал за эти годы, или пусто, или бездарно. Я всегда считал, что за талант прощается всё. Но человек не хозяин своего таланта, он только его проводник. И тот, кто этого не понимает, тот однажды просыпается бездарным. Я стал бездарным. Но я не могу потерять возможность приходить сюда, в этот дом. Только здесь я живу.
Тут мы плакали уже втроем. Как мне их было жалко! Я поймала себя на мысли, что сопереживаю и этому негодяю. Как талантливо сыграна роль.
Но жизнь нельзя прокрутить назад, нельзя ничего исправить и начать все сначала. Героя уже ничего хорошего не ждет в жизни. Он будет выпивать, потом лечиться. Но с сыном все-таки выстроит нормальные отношения.
А героиня выйдет замуж за любимого человека и родит дочку.
И вот её финальные слова:"В каждом человеке, в его душе звучит тихий звук, его нота. Это звук его единственности, его сути и существа, его совести. И вот если звучание совершаемых им поступков не совпадает с этой нотой, то человек не может быть счастлив."
- Как вам фильм? Сумел мой рассказ произвести на вас впечатление? Ну может, хоть заинтриговал?
| Помогли сайту Реклама Праздники |