Ночь с 30-го апреля на 1-е мая – Ночь на Лысой горе, на Броккене, когда бесится нечистая сила, а в деревнях восточной Европы устанавливают фаллическое Майское дерево, символ плодородия… Вальпургиева ночь…
Вальпургиева ночь - это то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день - 1 мая.
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.
В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры.
А у нечисти были свои пляски. Силы зла веселились повсюду, но особенную известность получила немецкая Вальпургиснахт, Вальпургиева ночь. Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart -- "лесистые горы", там растут пихты), туда слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шАбаш Фауста.
А что такое – Шабаш? -
Это – Саббат, иначе говоря – суббота:
1.шАбаш - Субботний отдых, предписываемый еврейской религией.
2. ша́баш - В средневековых поверьях — ночное сборище ведьм.|| переносное значение - какой-то дикий, неистовый разгул:
«Эта вечно голодная стая хищников справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша.» Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
«Весь этот шабаш пьяного веселья подействовал на Бориса.» Куприн, Черный туман.
3. шаба́ш - просторечное устаревшее - окончание работы; перерыв для отдыха: пошабашить – прекратить работать.
4. шабашка – советское, - подработка на стороне, халтура: подшабашить – подзаработать.
Своей славой шАбаш Вальпургиевой ночи, вероятно, обязан многочисленным процессам над ведьмами, проводившимся в средние века за связь демонами и дьяволом. Как писал видный ученый XVI века Варфоломей де Спина в труде "Исследование о ведьмах': 'Бесчисленное множество инквизиционных процессов и наказаний ведьм доказывает, что ведовство и колдовство действительно существуют». Оригинальное обоснование преследования ведьм дал известный английский философ Томас Гоббс: "Что касается ведьм, я полагаю, что их колдовство не есть реальная сила, и, тем не менее, я думаю, что их справедливо наказывают за их ложную уверенность, будто они способны причинять подобное зло, - уверенность, соединенную с намерением причинить это зло, будь они на то способны".
Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж – ну прямо, как шпионка) -- реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. 26 лет она провела в монастыре и настолько хорошо изучила классические языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии. Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г. Прошло больше 100 лет, чудеса монахини подзабылись. Но вот новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие как-то ( пописали, что ли?) осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу... Вскоре -- а именно 1 мая -- останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых. И вот главный, славный день св. Вальбурги -- первое мая. Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта. Но если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей ее имени... Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно. Посох -- знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря. Но есть и другие символы. Вальбурга нарисована на фоне старых лип и холмов. Липы -- священные деревья языческой богини плодородия Фригги, горы, особенно одинокие, -- обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых.
Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет. Зато у немецких и скандинавских языческих богинь это самый распространенный "помощник". У Фригги были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже. А одну из богинь так и звали -- "мать пуделя". Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем. Чтобы был хорошим урожай, древние германцы "кормили" таинственную ветряную собаку, виндхаунда.
А треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках? Есть легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее. Крестьянин, который помог ей спрятаться в куче зерна, наутро увидел, что его рожь превратилась в золото.
Охотники -- зима, убегающая девушка -- весна. Прямая связь с языческими легендами, и никакого отношения к христианским святым. Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы. Переверни вышивку: с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы. На своём шАбаше они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот, поэтому в селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучела ведьмы), люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола и т.п. Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы выходили в этот день на сборы.
Поверья эти можно обнаружить в 1-й части «Фауста» Гёте. Сложились они около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникала и распространилась вера в колдуний и ведьм: 1 мая с особой торжественностью праздновался язычниками первый весенний праздник и празднество, это дало повод сплетням о шабашах. Считалось, что распускали их люди, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, и, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни той инквизиции), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, т.е. песнями и плясками, встретить 1 мая, в будущем - День солидарности трудящихся. Обстановка (костры, дикая местность) способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва, – отмечалось в "Путеводителе по Москве и ее окрестностям" за 1872 год. – Вероятно, это гулянье было установлено немцами, потому что называлось прежде немецкими станами, то есть шатрами, раскидывавшимися под тению рощи".С конца XIX в. первомайские гулянья, не вызывавшие у властей излишних подозрений, стали использоваться для революционных сходок – "маевок". Как известно, великий русский писатель Ф.М.Достоевский проницательно назвал революционеров бесами, и эти майские сборища вполне соответствовали их легендарно-мистическому смыслу– вся нечистая сила вместе с ведьмами и колдунами собирается на высокой недоступной горе вокруг сатаны и устраивает там грандиозный шабаш.
После революции "Первомай" вошел в пантеон главных государственных праздников, установленных большевиками. Таким образом, ниспровергатели государственных устоев России под видом "дня международной солидарности трудящихся" установили праздник нечисти, когда огромные массы народа шествовали по улицам с песнями, лозунгами, плясками и портретами кумиров-вождей – главных бесов революции.
В народной памяти сохранился рассказ о первом официальном праздновании 1 мая в большевицкой России: "В первый советский первомай на Красной площади в Москве на глазах тысяч людей было явлено чудо Божие: красное полотнище, закрывавшее икону Святителя Николая на Никольской башне Московского Кремля, неожиданно, без посторонней помощи, расселось сверху донизу, а полоски материи стали отрываться и падать вниз. И открылся старинный образ чтимого всей Русью Святителя Николая "Можайского": левая рука с крестом была отстрелена во время большевицкой бомбардировки Кремля, правая с мечом грозно занесена"…
В Российской Федерации этот день по-прежнему остается "праздничным" и официально отмечается как "праздник Весны и Труда". А в Европе с целью подзаработать , подшабашить лишний евро – устраивают туристам за деньги на разных горках и просто в кабачках Вальпургиеву ночь – шАбаш с пьянством и блядством. Америка тоже не отстаёт…
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |
Капитализм рулит. Миром правят деньги. Это они там так думают.