Видья – слово санкритского происхождения, означающее «знание». Видья – это противоположность авидье, означающее незнание или исходное омраченное сознание. Все знания, которыми обладает человек относятся к авидья и ничего общего не имеют с видья, с истинным знанием. Видья доступна очень немногим, среди которых наверняка, на мой взгляд, можно назвать Будду Шакьямуни и Иисуса Христа. Сократ по всей видимости был близок к обретению видья, но из книги Платона следует, что Сократ перед смертью рассуждал о своем жизненном пути на предмет верности своего выбора, что свидетельствует, что он имел некоторые сомненья, которых не должно было бы быть в случае обретения им видья.
Для обретения видья необходимо жить в соответствии с пурушартхой (целью жизни) мокша, которая связана с возвышенным состоянием сознания, позволяющем пространство, материю и время узреть как призрачное наваждение. Если интерес к познанию истины выше любых эгоистических порывов и устремлений даже в мыслях, то по всей видимости пурушартха мокша где-то рядом.
Видья должна находиться рядом, но ее нужно суметь узреть, поэтому необходимы такие рассуждения, которых ранее не было, вернее их нет в зоне комфортного существования. Осмелюсь предположить, что поиск «знаний», относящихся к видья, должно укреплять стояние в пурушартхе мокша и преодоление авидья.
В христианстве есть семь основных грехов – гордость, жадность, гнев, зависть, обжорство, прелюбодеяние и уныние. Данные рассуждения являются логически связанной цепочкой с предыдущими рассуждениями, в которых упор сделан на предположении наличия кармического цикла перерождения душ, а также предположения, что в каждом перерождении в новом теле на протяжении его жизненного отрезка формируется некое «частное индивидуальное сознание» в виде нейронной сети головного мозга, в то время как «душа» находится в теле, скажем так в сердце, обеспечивая жизнедеятельность тела. После смерти «частное индивидуальное сознание» сливается с «душой», внося изменение в «глобальное сознание души».
Итак, мы имеем семь грехов, которые должны относиться по нашей гипотезе к авидья. Эти грехи затрагивают человеческое сознание по-разному, скажем так, на различных частотах ощущений и фактически не позволяют ощутить что-то другое, альтернативное, забивая все собой.
Духовное восхождение подразумевает обретение навыка погружения в чистое или спокойное состояние сознания. Семь добродетелей – смирение, любовь, терпение, кротость, умеренность, целомудрие и усердие при условии, что они правильно понимаются и искренни, как раз и могут помочь достичь чистого состояния сознания.
Попробуем рассмотреть семь грехов по их воздействию на наше тело. Самым сильным и массовым грехом является прелюбодеяние и его следует отнести к телу, как зацикленность на культе тела. Доминирование этого греха говорит о том, что человек живет в соответствии с низшей пурушартхой кама.
Жадность и обжорство свидетельствуют о приверженности к пурушартхе артха и для перехода к с следующей пурушартхе необходимо их научиться контролировать.
Гордость, гнев, зависть – эта греховная троица свидетельствуют в основном о принадлежности также к пурушартхе артха, но они не исчезают при переходе души и к следованию пурушартхе дхарма. Чтобы перейти к высшей пурушартхе мокша, необходимо хотя бы сознательно научиться подавлять в себе проявление гордости, гнева и зависти.
При достижении пурушартхи мокша наибольшие неприятности доставляет уныние, на фоне периодически дающих о себе знать остаточных проявлениях и всех других грехов. Уныние связано с тем, что на этом этапе человек уже осознает призрачность всего бытия и это бытие престает как беспросветное и человек страдает от одной мысли, что неужели и истинный мир такой же ужасный как и этот. Здесь необходимо достижение состояния просветления, вернее постижения видья, то есть обретения «истинного знания», что истинный мир прекрасен и возможно только после этого человек способен обрести истинное спокойствие, так как он уже знает, что его ждет и почему ему необходимо терпеть страдания в нынешнем мире. Пока человек сможет достичь состояния просветления – ему необходимо приложить много усердия, чтобы не поддаться унынию и все-таки постичь видья.
| Помогли сайту Реклама Праздники |