«Битва на Сальнице» | |
Сначала хотел назвать рассказ, «Половцами не рождаются», но пусть рабочее название останется эпитетом.
В год 6619 (1111)…и двинулись к городу Шаруканю... И князь Владимир повелел попам, едучи перед войском, петь тропари и кондаки в честь креста честного и канон святой Богородицы. И вечером подъехали к городу, и в воскресенье вышли люди из города с поклонами к князьям русским и вынесли рыбу и вино. И провели там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и, приступив, зажгли его, а в четверг двинулись от Дона...
Шарукань сдался без боя на 5-й день осады. Примечательно, что горожане предложили победителям рыбу и вино, что характеризует оседлый быт его обитателей. Параллельно русскими был сожжён Сугров. Оба города назывались по именам ханов, разбитых на Суле в 1107 году (тогда Шарукан бежал, а Сугра был пленён).
26 февраля 1111 года (2-е воскресение Великого Поста) русская армия, в боевом порядке двинулась к городу Шарукань, а 24 марта произошло первое ожесточённое сражение у Донца, в котором русские воины взяли верх. Утром 27 марта в полнолуние на реке Сальнице началось второе, основное сражение. Половцы не выдержали их скоординированного прямого удара. Русские захватили большой плен и добычу.
Повторим: «В понедельник же Страстной недели вновь собрали иноплеменники многое множество полков своих и двинулись, словно огромный лес, тысячами тысяч...И победили их в понедельник Страстной недели, месяца марта в 27-е. Перебито было иноплеменников многое множество на реке Сальнице... возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она, на славу Богу...». (Повесть временных лет). Зачем до Рима?.. Разберёмся.
Перевод О.В. Творогова, он же переводил и «Слово о полку...», и вообще, создавал нам историю один творческий коллектив. Остальные переписывали, но общепринятая версия понятна: крестовый поход на половцев, победа, и даже есть дата — начало Страстной недели. Перевод: sanctum sabbati (лат),Свети недеље (серб), Вялікі тыдзень (белор), Светата недела (макед), Страсний тиждень (укр), semana Santa (исп), semaine sainte (франц), settimana Santa (итал). Немного попутались дни от недели, а так всё ладно вышло. То, что неделя и суббота, это каждому своё, но «по-недельник» — это первый рабочий день после ничегонеделанья. И с русским языком, Ленин предпочитал не спорить, и брёвна носил строго по субботам. Так и 800 лет назад, всё полагалось делать к празднику, а если не получалось сходу, так «не мытьём но катаньем», дела поправляли через 700 лет. Троянский конь двигался на восток и так и сяк, и «шаг вперёд и два назад», и это осложняет путь исследователя, но делает его необычайно интересным. Так по Хуану ли сомбреро? А за шапку сейчас и поговорим. Чью? Сенькину, так сказать, Semena Семёныча...
Краткие известия о битве на Салнице есть во многих русских летописях. После 1111 года половцы лишь единожды подступали к границам Руси, в год смерти Святополка (1113), но замирились с занявшим престол Владимиром. Это год коронации и ПВЛ содержит миниатюру с изображением королевской короны золотистого цвета - на голове. Однако единственный источник, содержащий подробный рассказ о сражении — Ипатьевская летопись. Чья она? Правильно, Киевская и переписанная с Переяславской и других, а по мере, так сказать, продвижения «мати городов русских» вглубь Руси по Десне — города исчезали... Вместе с русскими. Но коня толкали от Царьграда и Дуная. Труд нелёгкий, дорога дальняя, да осилит идущий! У него есть дорожная карта, в отличие от половца... Термин язычество происходит из Нового завета. Язычник - обозначение представителей нееврейского народа, на эту тему есть несколько статей, см. ссылки ниже..
Ипатьевский (Академический) список датируется концом 1420-х гг. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 г. она «была найдена» (это отдельная тема), в Библиотеке Академии Наук историографом Карамзиным. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. Несторовский список датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Список Яроцкого датируется 1651 годом. Краковский список был изготовлен для польского историка Нарушевича около 1795-1796 гг (фрагменты Погодинского списка), «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г., а Киевская летопись XII века — летописание событий 1118—1198 г. Они-то и стоят камнем преткновения. Согласно концепции Б.А. Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146 —1154 года заимствованы из особой «Летописи Петра Бориславича». С познаниями и устремлениями академика Рыбакова мне давно всё ясно — он этого Петра и определил в Авторы «Слова о полку...». А кому ещё писать, как не киевлянину и прислужнику венгров? Поэтому, уж что-что, а поход Игоря Святославлича в 1185 году, киевской летописью описан очень подробно. Это описание считают особой повестью! Чуть ли не сам и написал, если не Мусин. Раньше мог только Карамзин и то, под диктовку И.П. Елагина (главный масон империи). Один умный человек, сказал: у нас всё есть, надо только хорошо поискать. А что искать? Вот! Это сказал академик Греков, наставник Рыбакова и многих: прежде чем искать, надо знать, что. И оно - есть! И я примерно знаю, но мне интересно понять, что искали другие. Нашли ли? Возможен вариант, когда знали сразу трое. И разное. Тогда — к Крылову. Когда четверо, то опять к нему это уже квартет. Историки такое не лечат, но они старательно сглаживают весеннее обострение...
А вот другой источник (https://www.chitalnya.ru/work/1614990/ Слово о полку Игореве), который оригиналом дошёл от дедов до сего дня. Кратко о тех временах, где Тмутаракань есть и есть Шарукань, а Ярослав, Владимир и Давид - те самые. А вот и Земля Русская, и сыны русские, только полувеком ранее крестового похода (3 марта 1067 года на реке Немиге, Минск), и нечто подобное уже было, и опять весна:
На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребiй о дѣвицю себѣ любу... На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми Рускихъ сыновъ. Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше... Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля — были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлы по земли сѣяше. Ступаетъ въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ — тоже звонъ слыша давный великый Ярославь сынъ Всеволожь, а Владимiръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ; ... За обиду Олгову храбра и млада Князя съ тояже Каялы Святоплъкь повелѣя отца своего междю Угорьскими иноходьцы... Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ Княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. Тогда по Руской земли рѣтко ратаевѣ кикахуть: нъ часто врани граяхуть, трупiа себѣ дѣляче; а галици свою рѣчь говоряхуть, хотять полетѣти на уедiе.
То было въ ты рати, и въ ты плъкы; а сице и рати не слышано: съ заранiа до вечера, съ вечера до свѣта летятъ стрѣлы каленыя; гримлютъ сабли о шеломы; трещатъ копiа харалужныя, въ полѣ незнаемѣ среди земли Половецкыи... Чръна земля подъ копыты, костьми была посѣяна, а кровiю польяна — тугою взыдоша по Руской земли.
О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину, и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра не льзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы, — нъ рози нося имъ хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи...
Не тако ли, рече, рѣка Стугна худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи, и стругы ростре на к усту? — Уношу, Князю Ростиславу, затвори Днѣпрь темнѣ березѣ. Плачется мати Ростиславя по уноши Князи Ростиславѣ — уныша цвѣты жалобою, и древо стугою къ земли прѣклонило…
Ростислав утонул в Стугне, а брат Владимир (Мономах) не смог спасти его. Могло такое быть? Потому ли она, чужие ручьи пожирая, распростёрлась, разжирела к устью? Оборотная сторона медали, когда русский Автор описывает то же самое (что в киевской летописи), только находясь восточнее Днепра. Напрашивается фрагмент сократить и получаем: «среди земли Половецкыи — тугою взыдоша по Руской земли». Согласен, сложно и притянуто получается, но прошли десятилетия от деда до внука и смысл примерно такой: половецкая постепенно становилась русской, а потом и там шли войны. Половецкая забывалась под тугой вместе с половцами. Хана Шарукана «пленили на Снови» (ровно через год), а по расстоянию от Минска до реки Снов (приток Десны), порядка 400 вёрст. Что делает внук?
Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь къ дружинѣ своей: братiе и дружино! луцежъ бы потяту быти, неже полонену быти!.. С поэмой спорить невозможно. И тот язык, «от Ломоносова до Олега», он не позволил иезуитам уничтожить памятник. Жаль что мы его не понимаем, а вновь испечённые «словисты» и учителя, предпочитают брать звук на пробу, от Ломоносова и выше... Ниже не могут. Или нельзя?
Было бы не справедливо, не отметить познания наших историков. Их ценный вклад несётся не только в яйцах поперёд курицы, не только в понимании цвета волос половца, но и ареол его обитания просвечивают косвенным образом. А дело было так: разрозненные сведения, плюс картинки из ПВЛ, дают общую картину, когда после 1111 года на территории между Днепром и Волгой, подвид «кареглазых и золотоволосых» половцев - стал исчезать. Они ещё не превратились в огромную, «кипчаковскую массу», но охотиться становилось всё сложнее. Дескать, была битва на некой реке Салница, где героем событий оказался Владимир Мономах, и, после этого, теологи половцев стараются попросту не замечать. И историки стараются не замечать половцев, но им сложнее, ведь половцы вокруг и посередине. И всё бы ничего, если бы не «Слово» и не те же самые комментаторы. Они то видят зверя, то нет. Охота не задаётся. Они отредактировали ПВЛ, потом историю, потом взялись за поэму. А там половцы! Живучие оказались... Портреты забыли уничтожить. Их полно на миниатюрах. Их похоронили в одном месте в 1111 году, так они проявили себя в 1185, да так нагло, что прогнали крестоносцев со своей Земли. Напоминает солнечное затмение, когда тень стремительно несётся по большому Полю, и затенённые люди, тут же озолотились кабы вновь. Наверняка наблюдали за тенью от облака - фокус очень похож, только не все его видят одновременно. В чём их вина? Наверное, в том же, что и вина России сегодня — она слишком близко распростёрлась к границам НАТО.
В те времена, половцы были куда наглее — они занимали половину Земли, которую и величали Полем. Герой событий — Олег Гориславлич, дед Игоря. Он был молод, горяч, любил путешествовать по миру, суды рядил по окрестностям вселенной, но особенно вникал в тонкости Средиземноморской таможни. Мытничал горемыка, одним словом. Одна из точек на Босфоре доставляла массу хлопот. Игорь же, внук его, и сам Олег, представлены в поэме «Дажбожьими внуками». Это не должность, это по крови, от них княжеский род и пошёл, а пока они — ханы. Шапка
|