43
Из предыдущей главы относительно вопроса «что непосредственно является моим «Я»» удалось сделать следующий вывод - либо это скрыто от нас и необходимо достигнуть, скажем так «состояния инсайда», чтобы попытаться найти скрытое, либо это все-таки что-то из перечисленного Буддой Шакьямуни, из того что является ложным представлением о «Я». В принципе, как первое, так и второе требует значительной концентрации и времени, к тому же необходимо в любом случае сначала пройтись по списку – что не является «Я», чтобы убедиться, что в поле нашего зрения нет ничего относящегося к нашему реальному «Я» и уже потом в «пространстве молитвы или медитации» искать то, что скрыто от нас, с уверенностью отбрасывая всё то, что есть доступного в нашем материальном поле сознания. Пожалуй, только что маленький человек сформулировал кое-что неожиданное для себя – «пространство молитвы или медитации». Что это за пространство? Это то пространство, в которое погружается маленький человек внутри своего сознания, когда молится или медитирует. А какие еще есть пространства? Как минимум с помощью обычной человеческой логики можно выделить пространство нашей обыденной сознательной жизни, пространство молитвы и медитации, а также пространство сновидений.
Ответы на все вопросы находятся по всей видимости за пределами нашего обыденного сознательного пространства, которое, по всей вероятности, является «виртуальным», так как данное пространство создано с целью не позволить человеку понять кто он есть на самом деле. А если есть «виртуальное» пространство, то должно быть, как минимум и реальное пространство. Пространство молитвы и медитации позволяет человеку осознать, что он находится в «виртуальном» пространстве, а, следовательно, пространство молитвы и медитации находится где-то между «виртуальным» пространством и «реальным миром».
Сконцентрировав свой поток сознания на христианской концепции, буддийской концепции и наработках общей психологии, маленькому человеку удалось расширить свое сознание. О чем идет речь? Необходимо прежде всего помнить, что маленький человек всего лишь маленький человек и то, что сейчас ему предстоит изложить выходит за рамки обычного восприятия. Будда Шакьямуни сомневался в том, давать ли свое знание людям в силу сложности восприятия его концепции. Маленький человек на данный момент, по крайней мере ему так кажется, смог уяснить для себя смысл буддийской концепции, которая позволила ему заглянуть несколько дальше, чем он мог бы себе представить, и он сомневается, что сможет донести словами, то что он собирается донести. У маленького человека сомнений в том, что он должен попытаться это сделать нет, так как он для себя уже уяснил, что следующий инсайд ему открывается только после того как он изложит предыдущий. Однако маленький человек должен предупредить, что он не имеет представления, куда ведут его данные инсайды, поэтому стоит ли идти вместе с ним или нет – вопрос остается открытым для каждого в индивидуальном порядке. Маленький человек на своем пути руководствуется неким внутренним голосом, который ему говорит, что он на верном пути, однако так как маленький человек не знает ни кто он есть, ни откуда исходит внутренний голос, то утверждать наверняка маленький человек ничего не может.
Итак, о пространстве молитвы и медитации, вернее о пространстве собственного воображения. Психология относит воображение к представлению о будущем времени. Наличие такого явления как дежавю, говорит о том, что настоящее и будущее находятся одновременно, а, следовательно, и прошлого как такового нет и понятие времени - это ложное понятие, которое является составляющей нашего ложного виртуального пространства. Что значит – нет времени? Это значит, что те изменения, которые мы наблюдаем и претерпеваем, происходят с «виртуальными объектами», к которым относится и наше тело, в котором заключено наше непознаваемое для нас «Я».
Наше непознаваемое для нас «Я» можно пытаться рассматривать только в пространстве молитвы и медитации, а также работать с ним – снимая с него слой за слоем все те ложные представления о нашем «Я», которые перечислил Будда Шакьямуни, после чего можно попытаться рассмотреть то, что останется, а если ничего не останется, то значит мы просто этого не видим, ведь на самом деле «Я» есть, просто я никак не могу себя увидеть в зеркале, как человек невидимка.
Как же работать в пространстве молитвы и медитации? В данном вопросе маленькому человеку помог кандидат психологических наук Валерий Викторович Петухов, двухгодичный курс которого по общей психологии за 1997 и 1998 годы имеется в общем доступе как в виде видео-лекций так и в виде полного конспекта этих лекций. Валерий Викторович – лектор от Бога и ему удавалось доносить понятным языком весьма сложные вещи. Благодаря этому маленький человек смог для себя понять такие вещи, как объект внимания и общий фон, а данное понятие является ключевым для понимания того, что маленький человек пытается изложить в данный момент.
Человек способен как правило полноценно работать с одним объектом. Под словом работать подразумевается – рефлексировать. Под объектом подразумевается предмет рефлексии. Состояние аффекта – это зацикливание рефлексии человека на одном объекте таким образом, что поток сознания человека сужается только до рефлексии над этим одним объектом и из поля сознания человека выпадает практически всё, вплоть до способности логически мыслить и анализировать происходящее. В состоянии аффекта человек испытывает очень яркую и насыщенную рефлексию и человека в подобном состоянии можно охарактеризовать как человека, находящегося в измененном состоянии сознания - «зомби».
Попытаемся представить пространство сознания человека. В этом пространстве находится всё. Всё, что есть как в нашем материальном мире, так и в нашем чувственном и эмоциональном мире, включая всевозможные наши мысли и идеи. Каждая составляющая мироздания, каждая мысль или эмоция, все что имеет название – наполняет пространство сознания в виде неких парящих предметов. Здесь находятся все предметы, окружающие нас в данном месте и в данный момент времени. Здесь находятся все объекты нашей чувственной и эмоциональной рефлексии. Вот парит предмет под названием «ненависть», вот пролетает «раздражительность», здесь же нас окружают все предметы и объекты обстановки из нашего материального мира. Как с этим работать, вернее какие мы имеем варианты нашей рефлексии? Валерий Викторович приводит очень наглядный пример возможных вариантов рефлексии человека на примере опаздывающего человека, который на остановке ждет своего автобуса.
Подобная ситуация как раз описывает состояние человека, находящего и все больше и больше погружающегося в состояние аффекта. Человек уже сильно опаздывает, а автобуса все нет и нет. Он начинает переживать и это ощущение все больше и больше растет пока нет автобуса. Поток сознания этого человека сужается, что сказывается как на его психическом, так и биологическом состоянии, он даже может этими переживаниями довести себя до инфаркта. Валерий Викторович объясняет это тем, что данный человек сконцентрирован на одном объекте – ожидании появления конкретного автобуса и ничего другого он не замечает. Валерий Викторович предлагает в данной ситуации перевести внимание с зацикливания на одном объекте на общий фон, например, посмотреть на небо или оглянуться по сторонам, обратить внимание на симпатичную девушку, послушать о чем говорят люди, стоящие рядом, послушать щебетание пролетающих воробьев и так далее. В общем, если в двух словах, то постараться избежать сужения потока сознания. Человек повлиять на то, придёт вовремя автобус или нет – не может, но человек может повлиять на то – хватит его инфаркт или он получит удовольствие от того что просто ждет автобус. Последствия от его опоздания в любом случае неизбежны и необходимо быть готовым принять эти последствия, но если человек накрутит себя до прединфарктного состояния, то справиться с этими последствиями ему будет сложнее, они его просто добьют. Другое дело если человек, сделав всё зависящее от него, опоздал, переживания по поводу опоздания конечное естественны, но они не должны быть избыточными. Любая рефлексия не должна превышать некоего уровня, за которым наступает сужение потока сознания со всеми сопутствующими последствиями.
Данное вступление было необходимым и мне остается лишь надеяться, что достаточным для того, чтобы передать главное.
Закрывая глаза и стараясь войти в пространство молитвы или медитации, поток нашего сознания переполнен информацией и рефлексией от нашего повседневного временного пространства. Чем больше мы сможем отключиться от нашего обыденного пространства, тем больше вероятность того, что мы сможем войти в пространство молитвы и медитации. Чем больше факторов обыденного пространства мы сможем отключить, тем глубже мы сможем проникнуть в пространство молитвы и медитации.
Грубо говоря, закрывая глаза перед нашим взором находится рой всевозможных мыслей, чувств, эмоций, не разрешенных вопросов и так далее. Человек должен отключить весь этот поток сознания и сконцентрироваться на молитве. Это своего рода сужение потока сознания, но не на чем-то из нашего временного мира, а на том, что находится вне нашего обыденного бытия. В данном случае это «вера», которая направляет суженный поток нашего сознания адресно к Тому, в Кого мы верим и к Кому обращена наша молитва. В соответствии с буддийской концепцией, все в пространстве медитации является ложным, так как это все из временного нашего бытийного пространства и человеку необходимо очистить свое сознание от всего, что нам известно и доступно, после чего углубиться в пространство медитации и найти там нечто совершенно новое, то чего нет в нашем ложном мире, так сказать достичь такой глубины пространства медитации, когда человеку станет доступно восприятие вневременного реального мира.
В рамках христианской концепции, человеку необходимо сконцентрироваться на любви и непротивлении злу и это должно привести человека к Господу, вернее это будет способствовать снисхождению на человека Святого Духа со всеми сопутствующими в соответствии с Новым заветом – дарами от Духа Святого.
Почему маленький человек отдает предпочтение христианской концепции? Снисхождение Духа Святого сопряжено с приятными переживаниями, настолько приятными, что никакие переживания в нашем обыденном мире с этим не могут сравниться. Достичь подобного состояния чрезвычайно сложно, но возможно. Маленький человек просто боится, что искать в черной комнате черную кошку может оказаться невозможным, так как черной кошки там просто может не оказаться, поэтому христианская концепция с логической точки зрения кажется более конкретной, так как понятия «любовь» и «непротивление злу» хотя практически и недостижимы, но тем не менее они реальны, в то время как поиски чего-то такого запредельного, как говорится «пойди туда не знаю куда и принеси то, не знаю что» – выглядят излишне замудренно.
|