БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 2.
Ученик.
Разъясни, учитель. В стихе 2 гл.2 говорится, что «…желания, порождаемые у людей, не знающих истинного предназначения жизни,
не приводят к высшим планетам. Не выполнение предписанного долга причина». Можно ли считать, исходя из этих слов Бога Кришны, что, если человек не исполняет предписанные обязанности, т.е. предписанный долг, то его желания никак не являются истинным, данным Богом смыслом жизни? Так ли, что выполнение предписанных обязанностей формирует в человеке те желания, которые не противоречат Божественной Воле на человека?
Учитель.
А разве сразу не понятно? Давай будем исходить из самого стиха, не переворачивая его, не делая следствие или заключение причиной. Человек не знает, в чем смысл жизни. Он не знает, для чего предназначена жизнь. В таком случае, этот смысл он будет искать, ибо ему необходима цель, направление движения, обоснование его усилий. Он будет искать, принимая за смысл жизни то одно, то другое, то третье, причем так, чтобы не ущемить свое эго, удовлетворить свои чувства и идти без жертвоприношений, как и без страданий. В этом пути человек, непременно, будет выбирать разные направления и связывать с ними свои желания, которые Бог будет, непременно, поддерживать, дабы дать требуемое и показать человеку, что его желания приводят в материальном мире к тупикам, если они не связаны с Богом и Планом Бога. Т.е. заранее можно сказать, что желания будут не связаны с истиной, конечной Волей Бога на человека, а потому изначально обречены на провал, на последствия греховной деятельности. Ну, какие желания может иметь нерелигиозный человек? Нерелигиозные, а значит, подернутые иллюзорными энергиями Бога, и будут вовлекать в материальные игры и роли, связанные с достижением славы, денег, почета, власти, успеха, богатства… Несомненно, такие желания не приведут к более высокому существованию, что Бог Кришна и обещает. Но какой самый главный изъян у этих желаний – всем управлять, все контролировать, всем распоряжаться, не видя за всем стоящего Творца. А этот изъян проявляется в чем? В труде, в предписанной деятельности. Что именно упускает материальный человек, имея материальные знания, материальные желания и нерелигиозный ум? А то, что каждый, во-первых, должен выполнять ту работу, которая ему предписана Богом, где человек получил образование и которую должен выполнять, не взирая ни на что, каковы бы ни были неудобства телу и какое бы ни было за это вознаграждение. Но и этого мало. Во-вторых, человек должен видеть за всем стоящего Бога Кришну и посвящать Ему всю свою деятельность, не привязываясь к плодам. Вот в этом случае можно говорить о выполнении предписанных обязанностей. Это материальному человеку не под силу. Хоть один пункт, но он нарушит без сомнения, ибо не сможет, будучи нерелигиозным, заниматься, по сути, карма-йогой. У него нет на это необходимых духовных знаний и качеств, как и внутреннего обоснования. Он не сможет выполнять предписанный долг. Именно это причина тому, что человек духовно не развит, а отсюда и ущербность в его желаниях. Они материальны и никак не выводят на божественное осмысление своего существования.
Теперь можно и так порассуждать. Вот, если я тебя спрошу, в чем смысл жизни. Ответь, не мудрствуя, а встав сразу на платформу религии и Воли Бога Кришны. Как ты это понимаешь?
Ученик.
Назначение жизни – преданное служение Богу Кришне.
Учитель.
Воистину. А для чего? Что служит в тебе основанием?
Ученик.
Чтобы достичь Бога, выйти за пределы круговорота рождений.
Учитель.
Видимо в связи с этой конечной целью преданного служения в тебе формируются и желания, то, что как бы планирует твои действия через пошаговое внутреннее распределение усилий, средств, всех внутренних и внешних средств и так, чтобы не отклоняться от Божественных Наставлений и Указаний и рекомендаций в Святых Писаниях, носителями которых, также, являются продвинутые преданные, духовные учителя, как и такие первоисточники, как сама Бхагавад-Гита, как и руководствуясь Мнением Бога в себе.
Теперь давай посмотрим на твои желания. Вот, что ты в себе неотступно чувствуешь, ставишь в основу своего преданного служения, чтобы угодить Богу и следовать требованиям Бога? Ты хочешь быть аскетичным, надлежащим образом исполнять тапасьи? Думаю, несомненно. Ты обращаешься к Святым Писаниям, выбираешь для себя подходящую тапасью, зная, что тапасья может быть тапасьей речи, тела, ума. Бог дает тебе желание, направление и подает тебе устремление выполнять тапасью в гуне благости, не претендуя на плоды. Какое еще желание возможно? Которое будет для тебя в твоем положении естественно? Это – путь добродетели, путь изучения Писаний, путь ограничений в еде, путь очищения своего существования, путь терпения, не многословия, контроль ума, чувств, самих желаний, желание идти по пути не привязанности и по большому счету – путь отрешенности, но правильными рекомендуемыми Богом средствами.
Все это есть твои желания развить в себе через практику преданного служения и личные усилия духовные качества во благо, опять же, преданного служения, делая его чистым в свою меру, беспримесным, необратимым.
Вот краткий, очень краткий обзор желаний, религиозного человека, идущего по пути духовного совершенства. Все эти желания сами по себе спонтанно, на пустом месте не произрастают, но тогда, когда человек вовлечен в преданное служение. Никакие другие благие намерения, тем более материалиста, сюда не ведут. А это означает, что абсолютно все такой верующий делает, имея в себе одно основание – служить Богу. Это намерение автоматически все Богу и посвящает. Все другое бессмысленно. Только Богу. Работу, изучение Писаний, приготовление пищи, благотворительность, аскетизм, речь, общение, связи, предприятия, поездки. Все связано с Богом, все в уме такого человека преломляется, как Воля и План Бога, где и результат принадлежит Богу и только Бог им распоряжается по Своему усмотрению. Человек не рассуждает так: за это я получу вот это и направлю на то или другое. Но говорит: я буду делать, а Бог распорядится и без вопросов. Сама природа преданного служения такова, что преданный не привязан, но очень тщателен, искусен, крайне старателен и все выполняет, как долг, как необходимость, на которую Указал Бог.
Вот такое умонастроение означает, что человек осознал свою изначальную природу, свою дхарму и отсюда в сторону – ни ногой, ни мыслью, ни желанием. В таком случае он становится не только неотделимым от Бога по своей природе, как частица Бога, но и по духу, и что бы он ни делал, он благословлен Богом однозначно. В таком случае он занимается предписанной деятельностью не только с материальной точки зрения, согласно, скажем, его образованию, но и предписанной Богом деятельностью, рекомендованной Богом, деятельностью без привязанности, занят той деятельностью, которая обговаривает именно такое понимание человека.
В противном случае деятельность считается мирской, ставящей перед человеком иные, материальные желания, материальные средства достижения. Так исполняемая деятельность не считается в полной мере предписанной деятельностью, на которую ориентируют Святые Писания, а потому, имеет в своей основе привязанность к плодам и рассматривает человека, в обход абсолютных совершенных духовных знаний, как источник, причину работы, который на этой основе может считать себя распоряжающимся плодами работы, не видя за ними извечно стоящего Бога, как Высшего и Единственного Управляющего в материальном мире. Поэтому считается, что такой человек занят греховной деятельностью, не представляет себе истинных реалий, присутствующих в материальном мире, но, находясь под действием иллюзорных энергий Бога, имеет цели, желания, смысл жизни в достаточно искаженном виде и никак не может претендовать на высшие материальные планеты, тем более на духовный план.. Поэтому, данный стих (стих 2 гл.2) абсолютно точен и его следует понимать, как есть.
Ученик.
Почему желание Арджуны (ст.45. гл.1) предпочесть смерть, нежели сражаться, Бог назвал грязью (ст.2 гл.2) и предупредил, что такие желания не угодны Богу Кришне, ибо это есть невыполнение религиозного долга?
Учитель.
Потому что Арджуна еще действительно мыслит материально, и впоследствии Бог Кришна неоднократно Укажет ему на то, что к любой работе не следует привязываться. Сначала Бог Кришна отметит, что следует сражаться ради сражения, затем Скажет, что надо исполнять работу в состоянии йоги, затем – что все плоды следует посвящать Верховному Брахману. И далее будет прямым текстом сказано: Любую деятельность посвяти Мне. Так постепенно подведет Арджуну к азам преданного служения, которые делают любую работу автоматически предписанной. А это означает, что она есть не личный почин, а служение Богу Кришне. В этом случае отказываться от работы невозможно, но исполнять. Сражаться надо было. Это его, Арджуны, работа, его предписанная обязанность, его долг перед Богом. Без возражений. Это – закон. Но как сражаться? – Только все посвящая Богу. Успех… не успех… убьют… не убьют… родственники… чужие… благоприятные… не благоприятные последствия для кого угодно… - это вообще не должно волновать Арджуну. Сражение – это его долг кшатрия, его долг перед Богом, его предписанная обязанность. В таком случае и в голову не должно придти предпочесть смерть. Это нонсенс. Не привязанность к плодам делает человека отрешенным, бесстрашным, полностью вручающим себя Богу. Иначе – грех, грязь.
Ученик.
Но как Арджуна понимал свой религиозный долг?
Учитель.
На тот период это понимание было достаточно упрощенным. Выполнить религиозный долг означало заниматься, не отклоняясь, тем делом, которому ты обучен, будь то работа кшатрия, вайшьи или шудры. Исполнение религиозного долга было свято, честью, обязанностью человека в те времена, но сюда привносился, все же, и материальный смысл: я, мне, моё, мои плоды, успех, поражение, честь… А это рождало и материальные эмоции, страх, ответственность… переживание…
Т.е. это еще не тот уровень религии и назвать его преданным служением можно было едва, но на тот период, все же, считалось (религиозный долг) религиозным понятием и было приемлемо. Поэтому, в проявлении своих здесь чувств для Арджуны как бы все было естественно и логично. Но это низкая ступень религиозного понимания. Пришла пора трансформировать сознание на более высокую духовную позицию, задействуя более действенные методы – отрешенность в работе, посвящение ее Всевышнему.
Таким образом, Бог желает расширить существующее понимание об предписанном религиозном долге до более четкого выражения Воли Бога, тем поднимая творение на более высокую ступень духовного самосознания, ставя выполнение религиозного долга на уровень преданного служения при условии выполнения непременных Указаний Бога, с тем, чтобы человек понимал, Кто за всем стоит, Кто причина, Кто управляет, Кто и распоряжается. Иное отношение к работе названы греховной деятельностью и не иначе, так ломая многие, отработавшие себя стереотипы отношения к работе.
Вообще все качества Арджуны
| Помогли сайту Реклама Праздники |