Александра Сергеевича Пушкина называют «солнцем русской поэзии». Но, как известно, на солнце есть пятна. Да еще и какие! Мы сейчас не говорим о его разгульной личной жизни. Ну, все мы люди-человеки! С кем не бывает!
Проблема в том, что хваленый Пушкин мелковат именно как поэт. И вовсе не потому, что стихи у него плохие (хотя его цветистые, лубочные строки никогда меня за душу и не брали, но, тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет). Речь о другом. А именно о том, что в своих произведениях он не останавливался перед самой низкой и подлой клеветой в адрес замечательных исторических личностей. Для примера возьмем Сальери, которого Пушкин в своей пьесе лживо обвиняет в отравлении Моцарта, и на безвинном музыканте до сих пор висит клеймо убийцы.
Но оставим в стороне прославленных маэстро, а пока побеседуем об Иване Мазепе, великом гетмане Украины, которого «наше все» обмазало отборной грязью в своей поэме «Полтава» - прекрасной по форме и безобразной по содержанию.
Кроме бессмысленной Северной войны со шведами, развязанной царем Петром и его союзниками, в произведении ярко описывается история любви 65-летнего гетмана Мазепы и его крестницы – 16- летней Матроны Кочубей (которую Пушкин назвал именем Мария), дочери Генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея. Они очень любили друг друга, и властитель Малороссии даже просил руки девушки у ее родителей, но получил отказ; после чего похитил Мотрю, и некоторое -весьма короткое- время жила с ним, о чем скоро узнала вся общественность. И чтобы отомстить гетману за свою обесчещенную дочь, Кочубей доносит на Мазепу царю Петру, предупреждая монарха о том, что гетман задумал отделить Украину от России. Но Петр не поверил доносу, осудил Кочубея за клевету на «украинского владыку» и приговорил его к казни, при этом выдав доносчика самому Мазепе. Гетман не помиловал своего бывшего друга и соратника, и Кочубей вместе с полковником Искрой был казнен на плахе. Несколько месяцев спустя Иван Степанович, в самом деле, перешел на сторону шведского короля Карла 12, но в Полтавской битве шведская страна потерпела поражение, после которого гетман и король бежали в Османскую империю от победившего Петра. Мазепа умер в изгнании, и могила его была утеряна. В поэме описывается, что, перед тем, как покинуть Родину, Мазепа встретил свою возлюбленную, которая, увидев казнь отца, лишилась рассудка и прокляла гетмана.
Это сравнительно маленькое произведение буквально напичкано фейками, которые мы сейчас и попробуем разобрать.
Для начала перечислим фейки и скажем, как было на самом деле.
1. Главную героиню – возлюбленную Мазепы – звали не Мария, а Матрона.
2. Кочубей с семьей жил не в Полтаве, а в Батурине, кроме того, имел много имений, которыми, кстати, был обязан Мазепе.
3. Донос Кочубея на Мазепу привез к царю Петру не отвергнутый Матроной казак. Заметим, доносов от Кочубеев было несколько – один из них был послан с монахом Никанором, другой – со священником Иваном Святайло, которые были втянуты в заговор четы Кочубеев.
4. Не факт, что гетман похитил Мотрю из дома; по другим данным, бойкая девушка сама сбежала к любимому.
5. И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!
Какой позор! Отец и мать
Молву не смеют понимать.
- это неправда! На самом деле, «несчастные» родители сами распустили эту молву, растрезвонив всем о побеге дочери и опозорив ее.
6. На самом деле, Матрона жила у Мазепы всего лишь несколько дней, после чего была возвращена им в ее родной дом, в надежде, что родители дадут согласие на брак. По другим сведениям, Матрона у гетмана вообще не жила, и он отпустил ее домой в ту же ночь неприкосновенной, но лично у меня эта версия вызывает сомнения.
7. Что Мазепа поднимал антипетровские восстания в Украине, это ложь. Подобные акции вспыхивали сами, потому что малоросы были недовольны тиранией русского царя. Более того, на переход на сторону Карла 12 Мазепу активно подталкивала малороссийская знать.
8. В действительности, Матрона не сошла с ума. Насчет ее судьбы существуют 2 версии: по одной, она вышла замуж за Семена Чуйкевича; по другой – ушла в монастырь, навсегда оставшись верной своей любви к гетману, несмотря ни на что. Исходя из реалий того времени, из самой этой истории, и из характера Матроны, 2-я версия кажется нам более убедительной.
9. Казнь отца она также не видела.
10. Эффектная финальная встреча сумасшедшей Матроны с Мазепой, где она проклинает его за смерть отца, является полным вымыслом Пушкина.
11. Кочубей донес Петру на Мазепу не во время их связи с Матроной, а 2 года спустя. Мотивы самого доноса тоже более сложные (об этом мы скажем позже).
12. Слова Мазепы «Ошибся в этом Карле я» и как будто раскаяние – ложь. На самом деле, гетман и в поражении оказался несломленным и гордым: «Бог мне свидетель, что, отдаваясь в руки шведского короля, я сделал это не по легкомыслию и не движимый мотивом своих личных интересов для себя, а из-за безграничной любви к Родине. Будучи очень старым, не имея ни жены, ни детей, я мог бы отправиться в Польшу или куда угодно и спокойно провести там остаток дней своих. Но, управляя столько времени Украиной с заботой и верностью, насколько было у меня способностей, я по долгу чести и сердечной любви не могу, сложа руки, отдать этот край во власть неправедного угнетателя».
13. Сама смерть гетмана на чужбине вызывает сомнения и полна белых пятен, как и его жизнь. Ватники, конечно, сразу вспомнят про пресловутый педикулез, это их любимая история, которую они активно смакуют. Но существует множество иных версий о его смерти. Самоубийство (но это вряд ли – потому что Иван Степанович верил в Бога и знал, что это великий грех); другие думают, что гетмана отравили тайно подосланные к нему люди Петра. Возможно, имел место инсульт, возможно, Мазепа заболел от горя. Есть версия, что он инсценировал свою смерть, тайно вернулся в Киев, где принял монашество, а потом – схиму.
Но вернемся к «Полтаве» Один сплошной фейк – это характеры центральных персонажей.
Начнем, пожалуй, с гетмана, на которого Пушкин не пожалел черной краски. «Какой отвратительный предмет, — отзывался поэт о Мазепе, — ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!»
И характеристика в поэме:
Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
Тут уж Александра Сергеевича совсем занесло! Не знаю уж, о какой святыне здесь идет речь, но если о вере, то Иван Степанович был верующим и православным (хотя, конечно, и не безгрешным) человеком – он строил и восстанавливал храмы и монастыри, а его мать и сестра были монахинями. «Не помнит благостыни» - это какой, интересно знать? Пресловутых «милостей» Петра? Так ведь гетман и сам служил царю верой и правдой! Вспомним Азовский поход или то, как тысячи украинцев положили свои жизни на строительстве Петербурга! Чем ответил Петр? Он просто отказал малоросам в помощи в трудную минуту! Известен факт, когда Мазепа обратился к Петру с просьбой выделить малоросам 10.000 солдат, царь ответил: «Не дам и 10 солдат. Защищайтесь, как знаете». Кто здесь предатель? Большой вопрос…
«Что он не любит ничего» - полнейшая ложь! Известно, КАК великий гетман был предан своим родным, близким; своему народу и своей Отчизне. А опровержением 2 последних строк:
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
могут послужить строки из стихотворения самого Мазепы, обращенного к согражданам:
А за веру хоть умрите
И свободу защитите!
За неимением обличающих фактов Александр Сергеевич добирает эмоциями, называя своего героя «гетман-злодей», «болтливый старик», «Иуда», «змей» и так далее. Подобные оскорбления, как правило, свидетельствуют о слабости оскорбляющего, что для поэта такого уровня, конечно же, недопустимо.
Хотя что это я на светило-то наше наговариваю?! Нижайше каюсь! Ведь привел же Пушкин железобетонный факт в своем возражении критикам: «изобразил я Мазепу злым, в том я каюсь: добрым я его не нахожу, особливо в ту минуту, когда он хлопочет о казни отца девушки, им обольщенной.»
Что правда, то правда! Не пощадил тиран своего без 5 минут родственника! Но помилуйте, дражайший Александр Сергеевич! А ничего, что Ваш кумир Петр Первый сестру старшую в монастырь упрятал и сына родного казнил? Не говоря уже о том, что поцеловал в губы отрубленную голову (!) своей бывшей любовницы Марии Гамильтон! Ну это все так, сущие пустяки! Гетман-злодей, царь-герой! Как говорит один популярный блогер, «смотрите, не перепутайте!»
Но ведь даже самые ярые поклонники Петра Первого признают, что он был буйного нрава и ломал страну через колено. А вот что говорит о нем не абы кто, не какой-нибудь сумасшедший «бандеровец», коими в последнее время нас регулярно запугивают СМИ, а Лев Толстой:
«Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь 1/4 столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою, коронует б… свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына, и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему… И все ужасы — казни, мучения и убийство законного наследника, закрепощение половины России, войны, развращение и разорение народа, все забывается и до сих пор восхваляется какое то величие мудрость, чуть не нравственная высота этой мерзкой б… Мало того, что восхваляют ее, восхваляют ее зверей-любовников.» Конечно, к высказываниям такого рода нужно относиться с осторожностью, и отрицать масштабность фигуры Петра Первого было бы неправильно, как неправильно отрицать и то, что он тиран, который справедливо настроил против себя множество людей!
Теперь посмотрите, как хвалит этого деспота Пушкин, вылизывая его, что называется, до костей:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
А вот как Пушкин хвалит Петра в «Стансах», обращенных к Николаю Первому:
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Ведь было о чем поговорить - и о роли личности в истории, и о ее документальном отражении в хрониках, мемуарах и письмах; о сравнении ее с художественными образами у разных авторов разных времен; о переоценках фигур исторического масштаба, происходящих спустя столетия.
А скатилось все к мелотравчатым провокациям, к банальной, пошлой и бестолковой трепотне о "хохлах", евреях, так называемом "патриотизме", к великодержавному шовинизму, выпячиванию "национальных заслуг", некой "особенности" и уникальности, о том кто кому больше задолжал или кто перед кем не покаялся...