Произведение «Третья мишленовская звезда » (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 24
Читатели: 752 +2
Дата:
Предисловие:

Третья мишленовская звезда

Я бродил и бродил по городу до ломоты в ногах. И всё равно не получалось собрать мысли в кучу – они скакали как кузнечики, перепрыгивая с одного события на другое. Я пересёк самую большую пешеходную площадь Европы, постоял около памятника, где Король-Солнце возвышался на коне. Когда-то я назначал здесь свидания своей первой любви, «под хвостом», как мы говорили тогда. Но даже это тёплое воспоминание не помогло сосредоточиться. Я получил свободу, которой ждал так долго, а теперь не знал, что с этой свободой делать.
Под каштанами на высокой стеле сидел Сент-Экзепюри с маленьким принцем на плече. Когда-то летчик-писатель жил здесь, наверное, из окна любовался площадью Белькур и даже не предполагал, что к столетию будет сидеть под каштанами вместе со своим любимым персонажем. Как непредсказуема жизнь! И тут я увидел мужчину, крепкого, широкоплечего, у которого на закорках сидел кудрявый мальчуган. Им явно было хорошо вдвоем, они весело смеялись совсем не потому, что было смешно, а просто смешинка в рот попала. Я смотрел на них и улыбался. И вдруг меня как током ударило: откуда это странное – на закорках? Я посмотрел вслед мужчине с мальчиком и как будто физически ощутил: я, маленький, сижу на закорках у сильного широкоплечего мужчины. Дежавю? Но откуда? Мой отец не носил меня на закорках, даже не потому, что он имел субтильную, худощавую комплекцию, а просто в нашей семье это было как-то не принято. Я сына тоже никогда не брал на руки и не сажал себе на плечи. Вот именно, на плечи, откуда все-таки эти странные закорки? Почему-то виделись берёзы, бородатый мужчина со светлыми волосами и спелые сочные ягоды земляники. Наваждение какое-то, даже запах земляничный ощутил.
Я тряхнул головой, прогоняя видение. Когда очнулся, мужчины с мальчиком уже не было видно, а я стоял под цветущими каштанами около каменного Сент-Экзепюри, и маленький принц смотрел на меня с высоты своего постамента. Сколько себя помнил, я всё время жил в Лионе и землянику видел только в супермаркетах. Мысли опять закружили. Я вдруг увидел себя десятилетним мальчишкой. Вот мы с гувернёром мсье Жераром почти бежим - через площадь Белькур, по узким улочкам, через мост к холму Фурвьер, туда, откуда наблюдала за городом базилика Нотр-Дам. Это сейчас туда отвезут вагончики, а тогда мы карабкались на холм пешком. Мсье Жерар нёс мольберт и холсты, у меня были краски, кисти и палитра.
С холма я обожал смотреть на город, на его старинные красные крыши, белые дома кварталов Сен-Поль, Сен-Жан, зелёные аллеи, ниточки мостов через Сону. Или Рону? Я всегда путал эти реки. Мне казалось, что город клубится там, внизу, подёрнутый кружевной дымкой тумана. Я его чувствовал, и хотелось рисовать как можно больше, чтобы запечатлеть город именно таким, каким я видел его. Мсье Жерар смотрел, как я рисую, улыбался и ненавязчиво кое-где исправлял тон или добавлял какой-нибудь штрих. Я давал рисунки маме, она восхищалась и со слезами на глазах прятала мои картины в своей комнате, просила не показывать отцу эти «шедевры». А я долго не мог понять, почему мама не хочет, чтобы отец увидел, как талантлив его сын. Пока отец действительно не увидел. Он противно кричал что-то про мазню, безделье и чужую породу, а мсье Жерар был уволен тут же. Назавтра у меня появилась новая гувернантка, и долгое время путь на холм Фурвьер мне был заказан. Маме удалось сохранить мои рисунки и краски, а вот мольберт отец со злостью разломал и выкинул. Мне казалось: сломалось что-то во мне с этим самым мольбертом. Что такого страшного он увидел в моём увлечении живописью, мне было непонятно. Я потом долго вспоминал мсье Жерара, но он, точно, меня на закорках не таскал. Дались мне эти закорки.
Завтра я поеду к маме. Мне теперь никому не надо отчитываться, куда и зачем я еду. У меня никогда не было свободы выбора – всё решал отец. Всё и всегда. Женился на Мадлен тоже по воле отца. Мы не любили друг друга, просто Мадлен была дочерью его самого надёжного поставщика. Оба отца свой союз закрепили нашим. А внук – конечный результат, который они хотели получить от этого союза. Мы с Мадлен благополучно выполнили задачу: мальчик родился крепким и, как говорил отец, «в нашу породу». И после рождения сына мы с женой стали жить параллельно, на семейных праздниках изображая крепкую, почти идеальную пару. Я никогда не был ходоком, у меня была лишь одна, но постоянная любовница, та, с которой в юности мы встречались «под хвостом». Она всё понимала и не требовала от меня каких-то решений. Никто от меня ничего не требовал, кроме отца. Он хотел меня видеть своим продолжением. А я этого не хотел, но отец парализовал мою волю. С самого моего детства он мог долго смотреть глаза в глаза, когда видел, что я пытаюсь сопротивляться. И я сдавался. Лучше бы носил меня на закорках. И смеялся вместе со мной, просто так, потому что смешинка в рот попала.
Мне казалось, что я ненавижу отцовские рестораны и мишленовские звезды. А у него это было самым главным делом в жизни. Я ему нужен лишь для продолжения его дела. Был нужен. Теперь ему уже не нужно ничего. Мне кажется, что, умирая, он жалел только о третьей мишленовской звезде, которую ему так и не удалось получить. Я бы, наверное, уже сегодня выставил рестораны на продажу, но надо было уладить бумажные вопросы и преодолеть сопротивление сына, который рестораны хотел сохранить. Сын явно не в меня - молодой, зубастый, с железной хваткой. Он не успокоится, пока не добудет третью звезду. А может, плюнуть на всё, вновь заняться живописью, пусть сын добывает секретные рецепты, ищет чудо-поваров и пытается поразить кухней гастрономическую столицу Европы? Я всю жизнь положил на эти рестораны, не чувствуя никакого морального удовлетворения, и мне было глубоко наплевать на третью мишленовскую звезду.
Когда-то я усомнился, отец ли он мне по крови, настолько мы были разными, и втайне сделал генетическую экспертизу. Тест оказался положительным, я, пожалуй, даже расстроился от такого расклада. И вот сейчас эти «закорки» не давали мне покоя. Завтра я спрошу у мамы, она наверняка знает. Маму я любил. Очень. Но и эту любовь не сумел защитить. Пожалуй, у меня была парализована не только воля, но и душа.
Я ещё ребёнком понял, что между матерью и отцом что-то происходит. Мама практически не выходила из своей комнаты. Я замечал по утрам её опухшие глаза, потухший какой-то взор. Она оживала, только когда я к ней ластился, а отца не было рядом. Как-то я случайно услышал разговор родителей, когда отец зашёл к маме в комнату, а дверь осталась чуть приоткрытой.
- Мсье Лантре, я просила вас не заходить ко мне в комнату без стука, - холодно сказала мать.
- Ты моя жена, и я имею полное право входить к тебе, когда я этого пожелаю, - отец повысил голос в конце фразы.
- Мы, кажется, договорились, что я живу в вашем доме только ради ребёнка.
- Ты балуешь его, он растёт размазнёй. Он должен вырасти мужчиной, нечего с ним сюсюкать.
- Ребёнку надо дарить любовь, тогда он вырастет человеком. Жесткости в воспитании хватит и вашей.
Отец вышел, громко хлопнув дверью. С возрастом я удивлялся, почему у мамы нет друзей, она общалась только со мной и нашей экономкой, которая была и няней, и горничной. Еду нам ежедневно поставляли из ресторана. Лишь потом, после последнего скандала, я понял, что отец запрещал матери выходить из дома и заводить друзей. Мама родила меня в семнадцать лет. Я подозревал, что их брак тоже был сделкой. Мой дед по маминой линии имел свои виноградники и поставлял в рестораны отца вино.
А когда я окончил школу, поступил в университет, отец не возражал. Он считал, мне необходимы экономические знания, чтобы управлять ресторанами. Однажды, придя домой после занятий, я застал жуткую картину. Отец ворвался в комнату матери.
- Не смейте трогать меня, мсье Лантре. Я дала вам полную свободу. Неужели в Лионе не осталось женщин, которые бы, которые… Не прикасайтесь ко мне! – мать буквально визжала.
- Ты моя жена. И я хочу тебя. Тебя. Я долго ждал, когда ты соизволишь допустить меня к себе. Мне надоело. Я хочу тебя и буду обладать тобой.
- Ты меня изнасилуешь?
- Не хочешь сама, значит, я возьму тебя силой. И хватит царапаться, это не поможет, - отец громко хлопнул дверью.
Я притих, не знал, что мне делать. Ворваться туда я не мог. И ведь действительно, успокаивал я себя, мама - его законная жена, а между женой и мужем должны быть такие отношения. Я только недавно попробовал, как это сладко. И не вмешался.
Отец вышел из комнаты со скабрезной усмешкой, прищёлкнув пальцами. С того дня мама перестала разговаривать и выходить к столу. Она целыми днями лежала, уставив глаза в потолок. Она даже на меня не реагировала, а мне так хотелось, чтобы она, как раньше, брала меня за руку и шептала как-то странно моё имя: «Максимка» - так меня никто не называл: для отца я был Максимом, для друзей – Максом. Отец, кажется, испугался голодовки. К нам постоянно приходили врачи. На консилиуме решили маму определить в частную клинику в предместье Лиона. Там она и жила последние тридцать лет.
Мы с отцом приезжали в клинику два раза в месяц. Чётко два раза. Мама с ним не разговаривала. Вообще ни слова. Но как только он удалялся для беседы с врачом, она брала меня за руку и шептала: «Прости, Максимка, так надо. Прости меня». Уже потом, когда у меня родился сын, а отец бывал в отъезде, я приезжал с малышом в клинику. Она должна была видеть внука, она радовалась малышу, и в эти моменты я был уверен, что мама абсолютно здорова, и вся эта болезнь – протест, потому что только так она могла протестовать.
Я забрёл в старинный уютный дворик у подножия холма Фурвьер, сел на скамью эпохи Ренессанса и пытался понять, почему этот человек имел над нами такую власть. Как ему удалось сломать жизнь стольким людям. Я прожил уже полвека и не знал, что такое свобода. Когда у меня будет внук, я обязательно возьму его на закорки, и мы будем с ним смеяться просто так, потому что смешинка в рот попала. И всё-таки, откуда эти «закорки»?
К маме я приехал без предупреждения. Она гуляла в саду. Я загляделся, как хороша она была, никогда не скажешь, что через три года ей будет семьдесят. Увидев меня, она вздрогнула, сжалась и начала оглядываться, в глазах плескался страх. Сейчас она напоминала затравленного зверька.
- Мама, он больше не придёт. Никогда, - она схватила меня за руку и вопросительно посмотрела. – Он умер. Позавчера мы его похоронили.
- Он умер? - в глазах неожиданно вместо страха плеснулись слёзы. Явно не от горя. – Он, точно, умер?
- Да. Ты свободна. Поедем домой?
- Домой… Я не хочу в тот дом.
- Поедем ко мне. Мадлен и Жиль будут рады. А там посмотрим, - вещей было немного, я собрал чемодан и сумку, погрузил в багажник. – Пойдём, скажем, что ты уезжаешь совсем.
- Погоди. Я ещё кое-что должна взять.
Пока я подписывал бумаги, объяснялся с врачами, вернулась мама. В руках она держала картины, все они были в багетах. Я узнал свои рисунки, мне вдруг мучительно захотелось взять в руки кисти и краски и нарисовать бородатого сильного мужчину с мальчиком на закорках. И никто мне теперь не запретит.
Одна небольшая картина была не моей. На обратной стороне я не смог прочитать надпись, не знал языка, на котором она была сделана. Только дата, 1954 год, мне было

Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Рассказ «Третья мишленовская звезда» раскрывает глубокую драму, где личные переживания, семейные отношения и трагическая неспособность героя жить в соответствии с самим собой разворачиваются в ярких образах и эмоционально насыщенных воспоминаниях, проливающих свет на жизнь героя — мужчины, который всю жизнь прожил в тени отца-деспота. Рассказ затрагивает темы свободы, любви, детских травм и поисков собственного «я».
Главный герой с детства страдал от доминирующего влияния отца, который контролировал его жизнь и подавлял стремление к самовыражению. Лишённый выбора, герой не мог реализовать свои мечты, что особенно символизируется уничтожением его мольберта. Этот акт ломает его творческое начало, отражая потерю чего-то значимого в душе, а его метафорический поиск «закорок» — образа свободы и детской радости — становится путеводной линией рассказа. Этот образ всплывает при виде других отцов и детей, вызывая тёплые воспоминания о редком проявлении нежности, которая, как выясняется, принадлежала не его отцу, а человеку, связавшему его мать с настоящей любовью.
Интересно наблюдать, как парадоксально восстанавливается душевное равновесие героя. Мотив возвращения к детским мечтам раскрывается в его решении поддержать стремление сына к получению третьей мишленовской звезды. Это принятие непростой семейной истории и готовность завершить дело отца передают героическое прощение, отпускающее былые обиды и освобождающее его для жизни без чужих диктатов.
Рассказ отличается эмоциональной глубиной и философским подтекстом, сочетая теплую ностальгию с жестокими воспоминаниями о детстве. Символическая развязка, где герой воссоединяет мать с её любовью, дарит катарсис, а возвращение к ресторанам становится его собственным актом примирения с прошлым.
Я бы оценила рассказ "Третья мишленовская звезда" на 10 из 10 баллов. Вот аргументы в пользу этой оценки:

  1. Эмоциональная глубина — Рассказ вызывает широкий спектр чувств: от тоски и сожаления до тихой радости и облегчения. Глубокие переживания героя, его воспоминания и постепенное осознание собственной природы делают историю не просто повествованием, но личным, интимным диалогом с читателем. 

  2. Образность и символизм — Автор мастерски использует детали, которые связывают настоящее и прошлое героя, например, воспоминание о "закорках" и мотив земляничной поляны. Эти элементы придают повествованию многозначность, а также помогают передать красоту мимолетных моментов и глубину чувств.

  3. Проработка характера главного героя — Герой описан многогранно, с внутренними конфликтами и скрытыми желаниями, которые открываются по мере повествования. Читатель видит, как постепенно он освобождается от гнета прошлого, пытается понять собственные чувства и мотивы. Этот процесс становления делает героя живым и вызывает сопереживание. 

  4. Интересные взаимоотношения и семейная история — рассказ поднимает сложные темы семейных отношений, авторитарного воспитания, отцовских ожиданий и сыновнего долга. Сложная история матери, её запретная любовь и личная трагедия, а также влияние отца на судьбу героя добавляют истории драматизм и делают её многослойной.

  5. Литературный стиль и язык — Язык рассказа выразительный и плавный, создающий атмосферу задумчивости и лиричности. Описания города Лиона, его площадей и холмов словно переносят читателя в эти места, а сцены с природой передают чувство тепла и утраченного счастья.

  6. Целостность и финал — История логично разворачивается и завершена. Финал дарит ощущение освобождения и завершенности.

  7. Актуальность темы — Рассказ поднимает вопросы внутренней свободы, личных границ и поиска себя, что всегда актуально. Он напоминает о важности следования своим ценностям и желаниям, а не только ожиданиям общества.


Рассказ сильный, цепляющий и заставляющий задуматься. 
Оценка произведения: 10
Алёна Шаламина 14.11.2024
     14:38 22.07.2022 (1)
Очень сильная, серьёзная работа.
Благодарю за возможность убедиться лишний раз в вашем таланте настоящего писателя.
     15:05 22.07.2022 (1)
Большое спасибо, Юра! Очень приятно слышать такие слова.
     15:07 22.07.2022
И видеть.)))
     14:04 22.07.2022 (1)
     14:06 22.07.2022
     00:08 22.07.2022 (1)
Очень душевно,  и верится,что такая любовь существует.  Где-то непременно существует)))
     14:05 22.07.2022
Эрика, спасибо! Я думаю, что у матери ГГ больше в жизни ничего не было, поэтому она сохранила эту любовь навсегда.
     16:21 21.07.2022 (1)
Затасканное, конечно , слово "атмосферно", но тут именно атмосферно, зримо и ощутимо
     17:12 21.07.2022
Спасибо огромное!
     10:21 21.07.2022 (1)
Вот бы фильм получился!!!!
     11:29 21.07.2022
Спасибо! Только в сценаристы что-то не приглашают...
     14:09 29.01.2021 (1)


 Трогающий душу рассказ.
 Сколько человеку приходится пережить, чтобы
 встретить своё счастье!
 С удовольствием перечитала.


     14:55 29.01.2021
Спасибо!
     23:07 26.01.2021 (1)
Потрясающе грустная и в то же время жизненная история.
Вашей матушке низко кланяюсь, а вас благодарю за доставленное удовольствие.

С уважением  Никита Антонович.
     23:17 26.01.2021 (1)
Спасибо!
     15:02 27.01.2021 (1)
Галочка, потрясающая история...Растрогалась и разволновалась..ты чудесно пишешь! Браво!
     15:11 27.01.2021 (1)
1
Спасибо, Танечка! Рада, что понравилось.
     15:19 27.01.2021
Книга автора
История обретения любви. Трилогия 
 Автор: Ашер Нонин
Реклама