Произведение «27.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.8-13.» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 269 +1
Дата:

27.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.8-13.


27.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.8-13.

8.Исполняй предписанные тебе обязанности. Несомненно, работать лучше, чем оставаться без работы. Без работы ты также не сможешь поддерживать свое собственное тело.

КОММЕНТАРИЙ.
Должно быть очень хорошо понятно любому, что строки этого стиха имеют отношение не только к Арджуне, но к каждому человеку. Каждый должен трудиться – таково Мнение Бога, и это свято. Это незыблемый закон материального бытия, как и закон любого бытия, на любом плане существования. Но из всех видов деятельности, которые ранее были перечислены и которые называют работой, «кармой», Бог выделяет предписанную деятельность, которую также для религиозных людей можно назвать религиозным долгом. Для Арджуны это долг кшатрия, который состоит в принятии участия в сражении. Относительно другого человека Бог этим стихом имеет ввиду ту деятельность, за которую человек получает вознаграждение, как плату за физические и умственные усилия и все, что с этим связано на уровне тела, за работу, которую человек выполняет систематически, профессионально, имеет соответствующую подготовку или образование, также  развиваясь в этом направлении, как и приобретая определенный опыт. Без выполнения такой работы в материальном мире невозможно поддержать свое тело и оказать поддержку тем, кто находится на иждивении и кому помогать обязан, а потому и относительно Арджуны, и относительно любого другого человека Бог настаивает на том, чтобы человек не уклонялся от работы, какая бы цель его ни привлекала, какими бы убедительными  ни были примеры других, как бы ни казался этот путь отречения  возможным и вполне реальным.



Но путь труда – лучший путь, как в материальном плане, так и в духовном. Так человек обязан себя настроить, таково должно быть его понимание Воли Бога на все времена, только в таком пути должен видеть для себя успех, развитие, достижение материальных и духовных благ, только в этом направлении его можно назвать сотрудничающим с Богом, не перечащим Богу, не идущим  на поводу греховного ума, но через труд принимающим  путь очищения своего существования. И даже если человек  исходит еще из чисто материальных побуждающих причин, то у Бога в этом пути гораздо больше для него найдется тех уроков, которые  поднимут на более высокую ступень материального развития, минуя многие материальные страдания.

Любой труд включает в себя для каждого тот или иной личный механизм развития, в котором для человека задействованы такие вещи, как преодоление, претерпевание, обучение, планирование, предвидение, творческий момент, сотрудничество, взаимопомощь,  ошибки, мнения, непредвиденности, контроль своих чувств, развитие речи и понимания, активность, уклонение, последствия, как благоприятные, так и неблагоприятные.

Наряду с основной работой, как уже было ранее сказано неоднократно, «карма» вбирает в себя и любую другую деятельность: и воспитание детей, и поддержание порядка в своем доме, и помощь близким, и отдых, и общение с другими, и процесс размышления, и сон, и поездки, и прием гостей, и все другое, на что человек направляет свои усилия или должен необходимо выполнять. Но следует знать, что оплачиваемая обществом трудовая деятельность является основой кармы. Именно на эту основу в данном стихе смотрит Бог и преимущественно к ней имеет отношение карма-йога. Бог не собирается  в этом стихе еще раз прославлять человеческий материальный труд, роль труда материального никогда не была сокрыта от человека. Человек достаточно разумен и понятлив в этом плане, ибо имеет достаточный опыт и знает роль труда в плане развития человека и человечества; а также в плане преумножения материальных благ роль труда ему известна не понаслышке.

Цель Бога, восхваляющего труд, здесь несколько иная. В следующем стихе Бог сделает существенное дополнение к этой теме, единственное дополнение, которое переведет любой труд человека, любую деятельность человека с материальных рельс на духовные, объяснив Сам Лично, как следует исполнять любую деятельность, как ее одухотворить, как сделать ее абсолютно духовной деятельностью, а потому очищающей существование человека, а потому уменьшающей последствия любой кармической деятельности, запутывающих в сетях материального мира, деятельностью, которая из всех считается Богом приемлемой и лучшей.

9. Выполняй работу только ради Ягйи, иначе, этот мир свяжет тебя узами работы. Выполняя работу (любую деятельность) ради Верховного Брахмана (Самой Верховной Божественной Личности), о, сын Кунти, свободный от связей (привязанности), ты будешь делать ее совершенно.

КОММЕНТАРИЙ.
Ягйа – одно из многочисленных имен Бога, как Того, Кому изначально принадлежат все жертвоприношения и Кто Управляет ими, как и самим процессом жертвоприношения. Ягйах на санскрите обозначает – жертвоприношение. Исполнять работу только ради Ягйи – это достаточно твердое наставление Арджуне. Оно обозначает: всегда, при любых условиях, какой бы ни была работа, в чем бы она ни заключалась, будь то предписанные обязанности или любое, даже самое незначительное деяние, или в совокупности, в  независимости от ее продолжительности и значимости в понимании человека, она должна выполняться, как жертвоприношение только Богу, имя которого Ягйа; она должна исполняться с определенным внутренним состоянием человека, задействующим мыслительный процесс под непременным контролем ума, разума, всех действующих чувств и желаний и включает в себя в таком понимании полное посвящение любой своей деятельности  Богу, Ягйе, с непременным желанием удовлетворить только чувства Бога при условии абсолютной непривязанности к плодам своей деятельности, к самому результату, также включает не использование в работе ненужных связей, видение только Бога Высшей Причиной своей деятельности, как и не видение себя создающим и имеющим право распоряжаться результатом, привязываться к нему, считать себя  причиной, как и не строить  в этом отношении личные планы.


Бог предостерегает от иного понимания в осуществлении трудовой деятельности, имеется ввиду материальное понимание работы, заинтересованность, привлечение плодами своего труда, понимание себя причиной, создающим, распоряжающимся по своему усмотрению. Именно к такой деятельности, без привязанностей, но не кармической, призывал Бог Арджуну во второй главе, но духовная  еще несосредоточенность, слабые совершенные духовные знания не позволили ему в сказанном Богом увидеть для себя новый путь, который теперь Бог Кришна объясняет достаточно строго, ориентируя на правильное понимание и выбор. Основой карма-йоги является  именно не привязанность к плодам своей деятельности. Только в этом случае человек может посвятить свою деятельность, как жертвоприношение, Богу.

Надо знать, что человек, незримо привязанный на уровне ума и деяний к благоприятным и неблагоприятным результатам своей деятельности, непременно в этой жизни или в последующей обязан пожинать последствия своей так называемой кармической деятельности, которые могут быть как положительными, так и отрицательными, и являются теми цепями, которые обуславливают новое рождение  человека в материальном мире, где он по Милости и Справедливости Бога обязан пожинать все плоды всей предыдущей своей деятельности, которые выстраиваются в неумолимую судьбу человека, диктуя ему, заставляя принимать и отдавать долги на каждом шагу, отдаляя его планы на следующие рождения, тем самым привязывая и к круговороту рождений и смертей.

Таким образом, не посвящая работу, как и любую свою деятельность, всецело Богу, претендуя во всем на все, человек оказывается связанным именно своей деятельностью или, как сказано в этом стихе, «локо йам карма бандханах» - этот мир связывает узами работы. Например, совершив добродетельный поступок и не посвятив его Богу, человек тем самым привязывается к  последствию, а это значит, что человек желает вознаграждение и по Божественной Справедливости обязан его получить, ибо методика Бога – удовлетворять желания человека, поскольку они имеют свойства переноситься из рождения в рождение, как положительные, так и отрицательные желания, и человек не может и сдвинуться с места в своем развитии, пока его желания даже прошлых воплощений, как и привязанности, как и ожидания не будут полностью удовлетворены, как и не будет удовлетворен Бог, если не воздаст ему его долги отрицательные. Таким образом, привязанность в деятельности  ведет к необходимости рождаться вновь и вновь, погрязая в долгах, новых привязанностях, в погонях за миражами, в сетях иллюзий и непрерывных страданий, коими изобилует материальный мир.

Должно быть также понятно каждому, что дурные поступки, греховные деяния нельзя предлагать Богу и считать Его причиной; поэтому, на этот путь, путь карма-йоги, становятся люди, которые по своим качествам уже готовы трудиться с большей отдачей, старательностью, энтузиазмом, ответственностью, аккуратностью, посвящая Богу лучшие плоды. Это – духовно развитые уже люди, разумные, идущие путем совершенных духовных знаний и практики йоги, решительные, желающие выйти за пределы рождений, знающие, как это надо делать, следующие, безусловно, Указаниям Бога в Святых Писаниях.

Бог в этом стихе Говорит: «Тад артхам карма…» - посвяти Верховному Богу, Истинному Владыке всю свою деятельность…  Тад – Обозначение Самого Бога теми,
кто, желая освобождения, не привязан к плодам любой деятельности, будь то  жертвоприношение, тапасья, благотворительная деятельность или работа. Об этом сказано в ст. 23-27 гл.17. Такой человек в этом стихе также называется «мукта-сангах», свободный от излишних связей, привязанности, общения. Такой человек все понимания относительно любой работы или вида деятельности черпает изнутри, где Бог подает ему Указания через мысли, Управляет им, исходя из его личных качеств, духовных и материальных знаний, опыта. Поэтому, такой человек, посвящая все Богу, сосредоточен, старателен, исполнителен, не отвлекается на излишнее общение, не опирается на связи, не претендует, не берет за основу неавторитетные и некомпетентные мнения, понятлив, трудолюбив, видит себя во всем только перед Лицом Бога.

Все эти качества и далее развивая в себе и проявляя их в любой свой деятельности, человек достигает ловкости, умелости, искусности, а потому делает все совершенным образом. Такая деятельность человека может рассматриваться, как связующий процесс с Богом через труд, разумный связующий процесс с Богом, называемый карма-йогой, или как буддхи-йога, что есть преданное служение. Но любая деятельность в преданном служении, в состоянии йоги есть искусство. Об этом Бог уже говорил в ст.50 гл.2. – «йогах кармасу каушалам».


Т.е. Бог неоднократно подчеркивает, что человек, исполняя любую деятельность в связующем процессе, полностью посвящая ее Богу, рассматривая этот процесс, как жертвоприношение через труд,  ни к чему не привязываясь,  непременно достигнет успех. И в материальном мире это также будет видно, как и будут удовлетворены духовные чувства самого человека. Но главное

Реклама
Реклама