12.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХИ.15-19.
15.Но те личности, о, Пурушаршабха, на которые материальные объекты не оказывают подавляющего влияния, неизменные в счастье и страдании, твердые разумом, для освобождения считаются подходящими.
КОММЕНТАРИЙ:
Этот стих является логическим продолжением предыдущего, в некотором роде завершением сказанного в предыдущем стихе. Есть такие личности, и Бог Указывает на это, которые обладают такими качествами, благодаря которым не попадают под подавляющее влияние внешних материальных объектов. На самом деле, в материальном мире нет ни одного, даже очень продвинутого в материальном и духовном плане человека, который бы не испытывал влияния от окружающих объектов, чьи органы чувств были бы ограждены от контактов с ними. Но речь идет о подавляющем влиянии внешних объектов чувств на человека. Человек, который достиг достаточно высокой ступени реализации, не подвластен такому влиянию извне поскольку, и это Бог здесь выделяет, такой человек развивает в себе, ведомый Богом, два основных качества: неизменность человека в счастье и страдании и твердость ума или непоколебимость. Но если эти два качества истинные, то они предполагают предшествующую долгую духовную практику, а также другие качества, из которых они изначально произрастают, как и качества, которые в свою очередь непременно произрастают из этих двух, как необходимое следствие и закономерность духовного развития. А также предполагается в основании всех развивающихся духовных качеств – совершенные духовные знания, которые также постоянно пополняются и утверждаются через практику гьяна-йоги, изучения Святых Писаний.
Таким образом, только два качества, указанные в этом стихе, не появляются сами по себе, ниоткуда, и не могут в чистом виде без сопровождающих качеств поднять человека на ступень, где он не подвластен ни счастью, ни страданию. О необходимых качествах и пути достижения их Бог Кришна неоднократно поведает далее наравне с другими сокровенными знаниями, что станет руководством к духовному развитию каждому, кто по Милости Бога станет изучать этот сокровенный разговор.
О людях, достигших такой ступени, Бог говорит как о тех, кто подходит в эту эпоху для освобождения. Арджуна еще, т.е. на момент диалога, не достиг ступени освобождения, но относится к тем, кому уже пора осознанно начать этот путь.
Называя Арджуну Пурушаршабха, лучшим из людей, Бог имеет ввиду разумность Арджуны, готовность идти лучшим путем, учитывая на данный момент качества Арджуны, позволяющие ему, как одному из многих, начать этот, воистину, непростой путь духовного развития. Но такое обращение опять же является Божественным авансом в смысле поддержки и одобрения. У Бога на самом деле нет ни лучших, ни худших. Есть путь каждому, и никто не станет на ступень выше, если не побывает на более низкой ступени, не пройдет этот опыт и не извлечет необходимое. И никого нельзя упрекнуть в его ступени, ибо она дается каждому Богом в свой час по мере продвижения, как и уровень ступени каждого доподлинно знает только Бог. Как человек не может упрекнуть своего ребенка за его возраст, так и Бог не поставит в вину человеку его ступень понимания. Но в материальном мире одобрения и неодобрения качеств человека служат лишь средствами направляющими и необходимыми. Арджуне уже пора от чувства интуитивной свободы и тяги к независимости от требований материального мира переходить к движению осознанному в четкой колее Божественных Указаний. Но есть те, кто уже этот путь прошли, как и те, кому предстоит, но не теперь. Конец этого пути в материальном мире называется освобождением, освобождением от пут условностей материального мира, от привязанностей, от зависимости от иллюзорных энергий Бога, от бренных качеств, от материальных чувств и желаний, от мнений людей, от своего материального беспокойного ума. Но всегда надо понимать, что никогда на самом деле живое существо не может быть освобождено от Бога, от религии, от пути совершенства, от служения Богу, от духовных качеств, как и от труда в этом направлении.
Говоря об освобождении, Бог не акцентирует пока на этом внимание Арджуны в полной мере, но указывает так дальнейшее направление и цель движения. И это не ново, ибо и в те времена такой уровень мышления имел место в обществе, но в своей ограниченной, доступной для понимания и уровня развития мере, было дано святыми, духовными учителями и наставниками, брахманами, священнослужителями. Но более полно, и прямо и косвенно, Бог поведает Арджуне о пути достижения освобождения на протяжении всей беседы, причем так, что эти знания войдут в сердце и разум Арджуны. Но необходимое Указание Арджуна получает уже теперь, как необходимое условие для освобождения, направляющее на умение управлять чувствами и желаниями, что даст неподвластность воздействию внешних материальных объектов, также неизменность в счастье и страдании, а также твердый ум, который проявляется в неизменности.
Указание Бога в этом стихе очень существенно, конкретно, настоятельно, носит ориентирующий характер, дает подготовку, дает уверенность и желание справиться со своими чувствами теперь, в данной обстановке, проясняет истинное положение живого существа, вечно в невежестве зависимого от объектов внешнего материального мира к коим причисляются и все участники сражения, как и сам факт предстоящего сражения, указывается на временность всего, на причину всего и итог всего. К вопросу об освобождении Бог и далее будет подводить Арджуну неуклонно, с разных сторон, через разные пути совершенных знаний, имея ввиду не только уровень и запросы Арджуны, но и всех других людей, которые уже готовы принять эти знания и наставления из Рук Бога Кришны лично и руководствоваться ими, тогда и теперь.
16.Никогда приходящее (материя) не может быть стойким (изменяется). Никогда изменяемое не может быть вечным (разрушается). Из этих двух утверждений, в действительности наблюдаемых теми, кто видит Истину, сделан вывод, что это действительно следует (имеет место, это действительно так).
КОММЕНТАРИЙ:
В ст. 11, 12, 13, 14, 15 гл.2 Бог Кришна как бы постепенно подводит Арджуну к знаниям непосредственно о душе, Указывая на неразумность скорби, продолжение жизни после смерти, указывает на процесс жизни на Земле, как непрекращающийся поток, имеющий отношение к каждому через воплощение в новом теле после смерти, сравнивает смену тел души с изменениями самого тела, в которое воплощена душа, в течение жизни, а также Указывает на то, что окружающий мир через материальные объекты и соприкосновение с ними приносит каждому и счастье, и страдание, но временное, и призывает проявить терпение. Также Бог указывает на те качества, которые позволяют преодолеть влияние материального мира, и называет достигших эти качества достойными освобождения. Но освобождение невозможно без совершенных духовных знаний, и в основу этих знаний кладет знания непосредственно о душе. Далее, в ряде последующих стихов будут даны те знания о душе, которые в дальнейшем очень многое объяснят человеку, позволят увидеть истинное свое положение, но в ст.16 этой главы Бог начинает подход к этой теме несколько с другой стороны, с важного и пока обобщающего момента, из которого последует и конкретное. Бог начинает с важной, изначальной, предельно понятной человеку причины, которую нельзя как-то умолчать или обойти, которая есть суть совершенных духовных знаний, которую необходимо усвоить и всегда мыслью обращаться именно к ней, отсюда и строя все объяснения всему происходящему, имеющему место в материальном мире. По сути, начинается сама Божественная Тема, сам серьезный разговор, требующий от внимающего сосредоточения и умения понимать, как есть, как объясняется, ничего более не привнося, впитывая в себя, ибо это знание будет далее развиваться, дополняться, углубляться и утверждаться в уме, как русло направления мышления, даст тот твердый ум, который и пожелал Бог Арджуне, чтобы его усилия в духовном плане стали необратимыми. В этом стихе Бог Кришна как бы Говорит: «А теперь обрати свое внимание сюда». И на уровне понимания Арджуны и ссылаясь на авторитеты среди людей, тех, кто это уже постиг, Указывает на две вещи, которые вмещаются в первую строчку стиха. Во-первых, все, что приходящее, т.е. любая форма материи, включая человеческое тело или тело другого живого существа, на самом деле имеет свойство изменяться. С этим первым утверждением первой строки невозможно не согласиться. Это наблюдаемо. Из этого следует и то, что все изменяемое в итоге подвержено в процессе изменений разрушению. Из этого промежуточного высказывания следует второе утверждение первой строчки этого стиха: все, что подвержено изменению, а значит разрушению, не может быть вечным. И с этим не трудно согласиться. Поэтому Бог и указывает, что просто наблюдательные люди, видящие истину, то есть вещи, как они есть, что доступно обозрению и опыту материального человека, согласны, что эти утверждения действительно имеют место или следуют из природы всего, что приходящее. Здесь можно было бы сказать и другим предложением: совокупная материя, вся неживая материальная природа не вечна во всех ее проявлениях, будь то камень, металл, жидкость, тела живых существ или материальные плоды труда человека, но подвержена изменению и впоследствии разрушению. Но приведенное выше объяснение указывает настойчиво на причину – изменяемость материи, как свойство, всегда сопровождающее все невечное, приходящее, разрушающееся. По сути, этот стих утверждает невечность материи в целом вследствие ее изменяемости, а потому разрушаемости и указывает на то, что это должно быть достаточно очевидно человеку мыслящему, наблюдательному, ищущему Истину. Несомненно, материя разрушается на первокирпичики, которые послужит Богу в новом творении, но это уже другая тема.
Этот стих не просто дан Богом, а для дальнейшего вхождения в знания о душе и напрямую связан со стихом 17. гл.2.
17. Но Непреходящий (Неразрушимый), знай, Тот, Кем все это (видимое и невидимое) пронизано. Разрушение Непреходящего (Самого Бога) никто не способен сделать.
КОММЕНТАРИЙ:
Если в предыдущем стихе говорится, что совокупная материя преходяща, изменяема, а потому разрушима, а потому невечная, то в этом стихе говорится в противовес о Неразрушимом, Непреходящем, Неизменном, Вечном, о Том, Кем все это, т.е. материальный мир, пронизан. Речь конечно же идет о Самом Боге, и в следующем стихе из этих двух ст. 16-17 гл.2 , неохватываемых разумом понятий будет сделан вывод, надлежащее следствие теперь уже относительно человека, состоящего из тела и души, где тело есть частица совокупной материи, обладающая свойством изменяться и разрушаться, и душа – неразрушимая, извечная и неизменная частица Бога. Такое понимание Арджуны относительно себя, развиваясь Богом далее, должно было помочь направить его мысль в правильное русло в вопросе принятия участия в сражении и помочь правильно усвоить эти азы совершенных знаний, дабы можно было принять и все совершенное учение Бога, которое Бог начинает теперь
| Помогли сайту Реклама Праздники |