Произведение «Одна знакомая богиня »
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Фантастика
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9.3
Оценка рецензентов: 9.5
Баллы: 82
Читатели: 980 +1
Дата:
Предисловие:
Фантастическая повесть о любви, в девяти частях...

Одна знакомая богиня

- Похоже, молодой человек, что наш аппарат дал сбой, - флегматично заметил профессор Ланской, глядя на компьютерный монитор и потягивая кофе.
- Да уж, аж на двадцать градусов ушел, - так же с ленцой отозвался дежурный инженер Стас Рогов. Он и сам заметил сбой в начале рабочего дня.
    Разговор происходил в аппаратном зале радиотелескопа, в горах среднего Урала. Профессор встал со своего вращающего кресла и, заложив руки за спину, прошелся взад и вперед по залу-лаборатории, по периметру, уставленному различной аппаратурой. Стас, развернувшись к нему, преданно ждал дальнейших указаний. Его немного забавляло, что профессор чем-то напоминал классического древнегреческого философа – с густой бородой, шевелюрой и залысиной. Сам Стас несколько невзрачно смотрелся на его фоне - худощавый, с длинными русыми лохмами и в очках с круглыми стелами – это являлось данью его кумиру Джону Леннону, но в отличие от него Стас был далек от лирики -  таких, как он в университетской среде называли «технарями».
- Да уж, на двадцать два градуса, - уточнил профессор, приверженный педантичной точности во всем, продолжая шагать по кабинету.
- Что ж…  камень в мой огород, - согласился инженер Стас, - попробую для начала посмотреть железо.
      За полгода совместной работы коллеги научились понимать друг друга с полуслова. В данном случае, все означало, что за ночь радиотелескоп отклонился на недопустимо огромную величину от заданной точки прослушивания неба.
      По внутренней лестнице из металлических прутьев Стас поднялся на небольшой балкончик. Там, за дверью открывался доступ к поворотному механизму огромной двадцати метровой параболической антенны. Все это инженер обычно называл «железом», и привыкший к тонкой электронике, он даже немного пасовал перед ним. Вместе с управляющим компьютером «тарелка» могла направляться на выбранный, очень узкий участок неба, а потом подобно подсолнуху, поворачиваться в двух плоскостях, с ювелирной точностью следя за выбранным кусочком небосвода. И естественно, при таком высокотехнологичном оборудовании подобный сбой выглядел очень странно, и Стас, обдуваемый свежим, утренним июльским ветром, стоял, слушая, как мерно работают электродвигатели. В уме он конечно перебирал возможные причины неисправности,  но к окончательному выводу так и не пришел.
      В задумчивости он вернулся на балкончик. Сверху он увидел, что профессор, голый по пояс, в одних шортах, сидит за компьютером и сосредоточено стучит по клавиатуре. Раскрытая дверь на улицу не спасала от жары, а разогретые аппаратные стойки тоже не прибавляли свежести. В который раз инженер Стас поругал себя за неисправный кондиционер: «Блин! Сапожник без сапог!». Сняв свой белый халат и футболку, он так же остался в одних шортах, уселся в кресло за своим компьютером и заявил:
- Думаю, это программный сбой.
      Профессор взглянул на него и молча пожал плечами.
      С улицы вошла знакомая черная кошка – этакая зеленоглазая пантера в миниатюре. Недели две назад она как-то приблудилась к лаборатории, разбавив собой мужской коллектив. Конечно, она стала общей любимицей. Каждое утро она заходила для инспекции своих мисок, которые всегда наполнялись разными кошачьими вкусностями. Недолго думая и не проявив особой фантазии, мужчины назвали ее Муркой, и заметно было, что она смирилась с таким банальным именем. Стас, присев на корточки, погладил кошку, а та в благодарность замурлыкав, потерлась о его ноги. 
- Что дальше-то будем думать? – задал вопрос профессор на засыпку.
- Понаблюдаем, - отозвался Стас, - если повторится, будем делать выводы… а пока выводы делать рано.
- А вот, смотри, - Ланской улыбнулся, глядя на монитор, - какой сигнал интересный записался из той точки, куда тарелка переехала.. это явно не природного происхождения…
    Стас подошел к его столу и взглянул на осциллограмму принятого сигнала. Собственно, их радиотелескоп участвовал в международной программе по поиску разумных сигналов иноземных цивилизаций. С десяток радиотелескопов в разных частях Земли вели непрерывное наблюдение,  обмениваясь информацией. Вычленить из естественного «шума» вселенной сколько-нибудь похожие на разумные сигналы помогала современная аппаратура, сканируя выбранные участки неба во всех диапазонах. 
- Похоже на амплитудную модуляцию, -  парень пожал плечами.
- Браво, коллега! – похвалил Ланской, - я тоже так подумал, и смотри, что получилось!
      Он кликнул «мышкой» и из динамиков раздалось: «Ррме ме ррмее-ме…». Стас усмехнулся:
- Похоже на что-то кошачье… - потом, взглянув на кошку, сидящую рядом на столе, обратился к ней, - Мурка, ты чего-нибудь понимаешь?
      Та в ответ только хитро прищурила глаза и принялась спокойно умываться лапой.
- В любом случае это искусственный сигнал! – заявил профессор, - надо попробовать другие алгоритмы дешифровки.
-Угу,- согласился Стас.
- Наверно надо поделиться с коллегами… хотя нет… зачем раньше времени делиться открытиями.

        За день расшифровка принятого сигнала дала множество вариантов, и каждый из них требовал длительного осмысления. Когда коллеги вышли на улицу, направляясь по домам, уже начинало темнеть. Они прошли мимо, стоящих в ряд, еще пяти таких же радиотелескопов, каждый из которых выполнял свои задачи – астрофизические, военно-космические… И естественно, обсерватория вместе с поселком ученых находилась под неусыпным, невидимым наблюдением различных датчиков, расположенных по периметру. В склоне горы притаилось охранное помещение, и там всегда наготове ждали джипы, готовые с охранниками выехать на задержание нарушителя периметра. Но обычно это были заблудившиеся грибники, туристы, или охотники.
      Коллегам предстояло пройти около километра по мощеной дорожке. Некоторые пользовались для этого велосипедами, но Стас с Ланским всегда любили прогуляться пешком до своего поселка. Выстроенные из дерева небольшие симпатичные коттеджи нисколько не нарушали гармонии с окружающим сосновым лесом, излучающим свой волшебный хвойный аромат.
      Кошка, традиционно, чинно шествовала впереди, иногда оглядываясь и хитро щурясь, провожая в холостяцкие квартиры профессора-вдовца, и парня, у которого так и не сложились отношения с подругой из университета.
      Дойдя до дома, Стас устало уселся на ступеньку крыльца. Мурка, гордо подняв хвост, несколько раз прошлась, потершись о его ноги, и уселась, преданно глядя ему в глаза. А над головой в фиолетовом небе уже зажглись звезды, и казалось, что они отражаются в глазах кошки. Парень улыбнулся:
- Ну что, Мурка, как твои кошачьи дела?.. А у меня не очень… видела, какая там фигня произошла? Ума просто не приложу, что это могло быть?
      Парень, тяжело вздохнув, замолчал, а кошка перевела взгляд на звездное небо. Взглянув в том же направлении, Стас согласно кивнул:
- Да, это Сириус… лет девять от него свет летит… правда, красивый?
- Р-р- ме… - согласилась Мурка.   
 
Послесловие:
Продолжение - остальные восемь частей на мой страничке...
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Когда за радиосигналом обнаруживается кошка, а за кошкой — богиня, становится ясно: перед нами не научная фантастика, а сказка для взрослых. Причём сказка о самом главном — о любви, одиночестве и смысле жизни в эпоху высоких технологий.

Жанр: романтическая фантастика с элементами сказки, сатиры, мистики и социальной лирики.
Тема: Любовь как единственный по-настоящему значимый контакт между мирами.
Стиль: гибрид Чехова, Гоголя и Лема с оттенком Михаила Веллера — весело, живо, с точным языком и философской глубиной.
Ключевые мотивы:
Столкновение сверхъестественного с бытовым.
Лёгкость, самоирония, но и щемящая душевная тоска.
Вера в то, что чудо возможно — даже для технаря.


Фантастика, превращённая в исповедь

Наука как сцена, любовь как пьеса

Герман Бор создаёт в повести «Одна знакомая богиня» эффектную иллюзию научной фантастики: радиотелескоп, сбой координат, сигналы с Сириуса, аппаратная расшифровка, международные проекты SETI, космос, астероиды… Всё как полагается. Но — только на первый взгляд. Повесть «Одна знакомая богиня» с самого начала ведёт двойную игру: серьезная наука в ней превращается в уютный, немного ленивый быт двух мужчин в лаборатории. Здесь профессора зовут Ланской, и он похож на философа, а инженер Стас слушает сигналы звёзд с тем же настроением, с каким гладит кошку. Так открывается ключ к всей повести: внимание к чуду — сквозь обыденность.
Когда на сцену выходит Бастет — обнажённая женщина с вертикальными зрачками, нежно управляющая телескопом и сердцем героя, — жанр незаметно смещается. Это больше не фантастика. Это притча. Или, если угодно, еретическое евангелие о любви к инопланетной женщине.


Контакт как метафора откровения

Бастет — не просто пришелица. Она воплощение недостижимой мечты: она знает всё о герое, способна исцелить одиночество, разбавить рутину юмором, флиртом, философией и колбасой. Удивительное равновесие между возвышенным и телесным делает повесть особенно живой: богиня может остановить астероид — и при этом хихикать, поедая бутерброд с икрой.
Автор не боится иронии, не пытается «окультурить» образ инопланетной гостьи — наоборот, он подчёркивает её животную, кошачью, игривую суть. И в этом есть важная правда: истинное волшебство не требует пафоса, оно живёт в телесной близости, в интонации, в тонких повседневных ритуалах — от «мур-р» до «карро мио».
Контакт с внеземной цивилизацией оказывается не результатом высоких технологий, а следствием душевной открытости. Не случайно тарелка отклоняется именно тогда, когда никто ничего не ждёт. Не случайно Стас — не учёный-романтик, а «технарь», который вдруг начинает писать стихи. Он не герой в голливудском смысле — он тот, кто способен удивиться и принять.


Героиня вне времени: между богиней, женщиной и кошкой

Одна из самых сильных сторон повести — образ Бастет. Она сразу многослойна: древнеегипетская богиня, инопланетянка, кошка, женщина, девочка, ведьма, коллега. Она — и эротический объект, и философ, и ребёнок, и сила, спасающая Землю. Это образ, сложившийся из разных мифологических архетипов:
Матерь-Земля, спасающая цивилизацию от астероида.
Магическая возлюбленная, приходящая по зову сердца.
Женщина-кошка, игривая, опасная и независимая.
И, наконец, Снегурочка, которая растаивает под жаром любви, исчезает, оставляя след.
Бастет смеётся над пафосом, но в ней есть и глубокая усталость. Её признание «устала, домой хочу» — один из самых человечных моментов повести. Она вечная, но хочет быть просто живой.
Контакт здесь — не научный, а душевный. И потому гораздо более важный.


Поэзия как доказательство любви

Эволюция Стаса — от инженера к поэту — ключевая внутренняя линия повести. Он не становится героем, он начинает чувствовать. После ночи с Бастет он пишет стихи, а значит, делает то, чего никогда не делал. Это — акт взросления, инициации, пробуждения души.
Бастет не меняет мир, она меняет одного человека. Но в этом — великая сила: всё, что делает нашу планету живой, начинается с личного, почти интимного преображения.


Финал как миф о возвращении

Последняя сцена — квинтэссенция всей повести. Космос, прозрачный корабль, исчезающая богиня, письмо с «ГЫ» и… котёнок по имени Принц, рожденный от «взятого незаметно» генетического материала. Это, безусловно, шутка, но не только. Это миф о продолжении. Мир продолжает существовать, потому что однажды кто-то полюбил.


Заключение: о чём на самом деле эта повесть

«Одна знакомая богиня» — это не про инопланетян. Это повесть о чуде, которое приходит, когда перестаёшь ждать. Это история о том, что любовь невозможна по графику, что смысл жизни не в науке и не в спасении планеты, а в одном ночном разговоре у озера, где звучит «мр-р-р» и «карро мио».
Это не история о героизме, а история об обыденной трансформации. Она построена на мягкой иронии, но заканчивается искренней поэзией.
А ещё — это современная сказка о том, что инопланетяне гораздо человечнее, чем политики, а кошки — мудрее, чем академики.

Это чудесная повесть — тёплая, остроумная, с прекрасным балансом научной фантастики, сказки и лирики.


Разбор каждой части

Часть 1. Завязка: сигнал и кошка

Основные элементы:
Радиотелескоп, Урал, жаркий июль.
Герои: профессор Ланской (старый мудрый ученый) и Стас Рогов (молодой инженер, «технарь» с лицом Леннона).
Возникает сбой: «тарелка» отклонилась на 22 градуса.
При этом ловится странный сигнал, похожий на речь.
В лаборатории живёт кошка по имени Мурка, явно не простая.

Подтекст и символика:
Сдвиг антенны как метафора смещения восприятия.
Кошка впервые связывается со странным сигналом — мост между научным и мистическим.
Герои — типичная пара ученик–наставник, но с дружеской химией.


Часть 2. Первое явление Бастет

Ключевые события:
Сбой повторяется, сигнал приходит снова.
Ночью Стас идёт в лабораторию и застает обнаженную девушку за его компьютером.
Она управляет оборудованием, у нее — вертикальные зрачки.
Зовёт себя Бастет, возмущается именем "Мурка", называет Стаса по имени, многое о нём знает.


Символика и жанровая игра:
Контакт с инопланетной цивилизацией переосмысляется через сказку: богиня-кошка.
Обыгрываются архетипы femme fatale, богини и ведьмы.
Диалог строится как театральная сцена — с игрой, флиртом и постепенным «снятием масок».


Часть 3. Бастет открывается

Новый поворот:
Бастет объясняет: она — представительница внеземной цивилизации с Сириуса.
Посвящённые могут жить тысячи лет, уходить в анабиоз.
У неё появляется тоска по дому, возникает щемящая близость.
Она снова исчезает, превратившись в кошку.


Мотивы:
Нежданная любовь — странная, но теплая.
Лирика сочетается с фантастикой без переходов: она действительно была, но всё выглядит почти как сон.
Стас — типичный молодой мужчина, ищущий смысла и любви, в отличие от профессора.


Часть 4. Первая прогулка и чудеса

Развитие чувств:
Стас и Бастет идут на свидание в лес.
Бастет показывает способности: ловит мышь, вызывает огненные шары-плазмоиды, приводит к Лешему.
Возникает волшебный, детский восторг, эротическая игра сочетается с природной магией.

Темы:
Природа как территория тайны и игры.
Близость в духе славянских мифов и шаманизма — очень земная и органичная, несмотря на космическое происхождение героини.


Часть 5. Любовная кульминация

Содержание:
Ночной романтический пикник у озера.
Разговоры о фараонах, Иисусе, цивилизациях.
Бастет и Стас занимаются любовью под луной.

Интонация:
Самая откровенная и чувственная сцена.
Слияние эротики, мифа, истории и чистой романтики.
При этом остаётся лёгкая ироничность, комизм в деталях (колбаса, цитаты из Матроскина).


Часть 6. Разлука и поэзия

Фабула:
Бастет уезжает в Америку, участвует в продвижении кандидата в президенты (!).
Стас скучает, пишет стихи, испытывает творческий подъём.
Возвращение Бастет, разговоры о влиянии, технологиях, защите Земли от астероидов.

Подтекст:
Переход от лирики к глобальным темам.
Богиня как «смотритель» Земли — не только женщина, но и сила.
А он — её спутник, любимый, но всё же человек.


Часть 7. Миссия в Глашкиной балке

Сюжет:
Бастет зовёт Стаса отремонтировать энергетическую установку в её тайной базе.
Они подключают пещеру к линии электропередач от лесопилки.
Инопланетная техника требует земной инженерии.

Темы и мотивы:
Комическое сливается с героическим.
Земная реальность (лесопилка, сторож, собака) накладывается на космическую.
Стас — герой, не через подвиги, а через заботу.


Часть 8. Спасение Земли

Кульминация:
Стас и Бастет уничтожают астероид.
Делают это не пафосно, а буднично — как запуск программы.
После — шутки, лайки, инстаграм, коммент: «я бы тебе вдул» — отсылка к земной пошлости.

Контраст:
Глубокое (спасение мира) и поверхностное (интернет-флирт).
Контакт цивилизаций превращается в интимный бытовой сюжет.


Часть 9. Прощание

Финал:
Бастет приглашает Стаса в космос — они «парят» в прозрачной тарелке.
Она сообщает, что её вызывают домой.
Он впервые называет её любимой богиней.
Прощальный поцелуй… и космос.

Эпилог:
Письмо от Бастет: котёнок Принц — от неё и от него.
Он сидит с котёнком, смотрит на Сириус, думает о ней — и больше не технарь, а поэт.


Оценка

Оригинальность замысла
Повесть удачно соединяет фантастику, любовную историю, юмор и философскую притчу. Автор берёт традиционный сюжет о «контакте с инопланетянами» и делает из него нечто глубоко личное: не про спасение человечества, а про внутреннее преображение одного человека.
Поворот с богиней-кошкой, ведущей себя как капризная и нежная женщина, добавляет сюжету неожиданную прелесть. Сам образ Бастет — свежий, запоминающийся и многослойный.

Язык и стиль
Язык живой, разговорный, лёгкий, что соответствует общей интонации повести. Местами наблюдаются шероховатости: некоторая повторяемость фраз, перебор с междометиями (например, «фигасе», «блин», «ну-у») и частая «перегрузка» диалогов бытовыми деталями, которые слегка размывают философскую или художественную плотность.
Однако всё это искупается обаянием: стиль повести честный, с лёгкой иронией, без позы. Он работает на атмосферу — и это важнее.

Диалоги и образы
Диалоги — сильная сторона текста. Они живые, с интонацией, с юмором, с характером.
Бастет особенно выразительна — и в своём «инопланетном» достоинстве, и в своей капризной, почти подростковой жажде колбасы, лайков и ласки. Образ получился яркий и цельный, а не ходульный. Стас — узнаваемый и симпатичный герой, через которого читатель легко проживает сюжет.

Глубина и подтекст
Повесть кажется лёгкой, но в ней заложено немало серьёзных тем:
– одиночество в мире технологий,
– тоска по настоящей близости,
– женская и мужская энергия,
– архетип матери/возлюбленной/учительницы,
– отношения человека с космосом, как с метафорой смысла.
Бастет — и богиня, и кошка, и первая любовь, и сказочная фея, и та, что исчезает. Через неё рассказана история взросления души, становления личности.

Композиция и развитие сюжета
Повесть немного разрастается к середине. Эпизоды с лесопилкой, подключением, плазмоидами — милые, но слегка замедляют основной нерв.
С другой стороны, это соответствует жанру — это не боевик и не триллер, а сказка и притча. Тем не менее, некоторая компактность пошла бы на пользу — сюжет стал бы плотнее, напряжённее.

Эмоциональное воздействие
Финальные сцены (полёт в космос, прощание, подарок-котёнок, письмо) вызывают трогательное, настоящее чувство.
Это не слёзная мелодрама, а мягкое чувство света, грусти и благодарности. Как будто о чём-то важном тебе рассказали — и не навязали, а поделились.

Общая литературная ценность
Это не «высокая» литература, но очень достойная, тёплая и умная проза, которая не претендует на гениальность — и этим подкупает.
Повесть может быть воспринята как юмористическая фантастика, как романтическая история, как философская аллегория — и в любом из этих прочтений она работает.

Сильная, обаятельная повесть, в которой удачно сочетаются:
– душевность и фантастика,
– философия и флирт,
– юмор и светлая грусть.

Это текст, который хочется советовать другим. Особенно тем, кто устал от тяжеловесной прозы и ищет человеческого тепла среди звёзд.

Оценка произведения: 10
Алёна Шаламина 05.04.2025
09:05 02.12.2024(1)
Виктор Зубарев
Хорошо написано. Начало обещает интересный сюжет. 👍
13:42 02.12.2024
Герман Бор
Да уж... любить инопланетянку...
11:44 26.04.2024(1)
Иду на Вашу страницу.
00:32 02.07.2024
Герман Бор
22:56 17.11.2023(1)
Марина Радуга
Очень интересно
00:09 18.11.2023
Герман Бор
Надеюсь, что и дальше интересно будет...)
мерси...
15:19 04.11.2023(1)
Татьяна Верясова
Круто
19:47 04.11.2023
1
Герман Бор
мерси...)
15:01 05.05.2021(1)
Надежда Жукова
Понравилось, очень! А я для себя Мурку почему-то назвала Моникой.. .интуитивно...посмотрим. может. она как-то дальше " оправдает" это имя?
17:10 05.05.2021(1)
Герман Бор
00:40 23.04.2022
Надежда Жукова
С уважением!
11:28 04.04.2022
Светлана Самарина
Пишу Рецензию.
Гость14:04 06.03.2022(1)
Комментарий удален
15:30 06.03.2022
Герман Бор
Дальше еще интереснее будет...)
спасибо, что читаете...
18:55 10.11.2021(1)
Петр Петрицкий (Иван Алехин)
Понемногу освоим...
14:15 05.03.2022
Герман Бор
Гость17:56 02.12.2020(1)
Комментарий удален
19:25 02.12.2020
Герман Бор
Дальше интереснее... наверно...)
мерси
23:31 06.10.2020(1)
ОлГус
Симпатичное начало!  Буду читать по главе в день, чтобы растянуть симпатичность.
23:39 06.10.2020
Герман Бор
Рахмет...)
Надеюсь, понравится повесть...) Однажды был в "самоизоляции" все лето, и как-то карандашом в тетрадке набросал... 
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама