112. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 6-10.
112. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА
18. ТЕКСТ 6-10.
ТЕКСТ 6
этанй апи ту кармани
сангам тйактва пхалани ча
картавйанити ме партха
нишчитам матам уттамам
этани - эти; апи - безусловно; ту - но; кармани - виды
деятельности; сангам - от общения; тйактва - отвергнув; пхалани - результаты; ча - также; картавйани - те,
которые следует выполнять из чувства долга; ити - так; ме - Мое; партха - о сын
Притхи; нишчитам - определенное; матам - мнение; уттамам - лучшее.
Все это нужно делать без ожидания плодов. Делать это следует из
чувства долга, о сын Притхи. Таково Мое окончательное суждение.
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «6.Но и во всей этой деятельности следует отказаться от
привязанностей и плодов, а также исполнять, как долг, о, Партха. Это Мое
непоколебимое лучшее Мнение.».
КОММЕНТAРИЙ: Хотя все жертвоприношения очищают, человек не
должен стремиться получить плоды жертвоприношений. Иными словами, от всех жертвоприношений,
предназначенных для достижения материального успеха, необходимо отказаться, но
от жертвоприношений, очищающих сознание и возвышающих духовно, отказываться
нельзя.
БОГ: Все зависит от того, на какой ступени материального и
духовного развития стоит человек. Если человек стоит на низких ступенях своего
развития, но религиозен, обращается через жертвоприношения к высшим силам за
помощью, то это допустимо. Ведь, жертвоприношения и были созданы для древних
людей, чтобы через них просить Бога, Высшие Силы, духов, полубогов помочь в тех
или иных вопросах материального существования. Для них жертвоприношение и
сотворил Бог Кришна, как тот инструмент Бога, который обеспечивал и помощь
человеку и поддерживал его религиозные чувства, держа человека через его
мыслительный процесс и чувства на потустороннем, работая с человеком через этот
мыслительный процесс, психическое и эмоциональное состояние, все направленное
на религию, на утверждение в вере. И здесь стимулирующим, побуждающим фактором
являлась сама просьба, которой невозможно было избежать; этот путь религии Бог
поддерживал в людях издревле, на этом держалась религия и религиозные устои, и
невозможно было этот путь древним запретить или понуждать их не обращать свой
взгляд к плодам жертвоприношения, ибо плоды и ожидались и получались, и
укрепляли веру и настрой человека на Бога, на Высшие Силы, на могущественных
полубогов и прочее. И в современном мире
есть те отсталые народы, чья вера также держится на ритуалах и надеждой на
плоды ритуала, ибо это есть для таких народов путь к выживанию, путь к
поддержанию тела, путь к религии и ее устоям. Поэтому, отменять
жертвоприношения в те времена было невозможно, как и невозможно отменить их у
современных отсталых племен и народов. Но в цивилизованном обществе люди не
направляются Богом на ритуалы строгих жертвоприношений, не поддерживается Богом
этот религиозный акт, люди просят у Бога помощи через молитву, через покаяние,
через пожертвование в храм, могут просить и богатства, и здоровье, и удачи в
работе, и семейное благополучие… Но и здесь невозможно потребовать от людей,
жертвующих, скажем, в храм, отказаться от плодов пожертвования, ибо люди это
преимущественно не готовы понять и принять, ибо у них есть конкретная просьба и
к кому пойти, если материальный мир нигде не открывает двери. Люди идут к Богу
и жертвуют, и просят. Эти две вещи в материальном мире неотделимы друг от
друга. Люди и не знают, как можно пожертвовать в храм и не попросить, ибо, даже
не озвучив просьбу к Богу, материальный человек надеется, ибо у каждого есть
тот вопрос, который не решается, или та болезнь, которая не излечивается, или
те долги, которые неисчерпаемы... Но есть такие вопросы, где человек может
пожертвовать и отпустить это благодеяние. Речь может идти о даянии, о пожертвовании
или помощи другим людям… Но о том, чтобы жертвовать и ни о чем не просить, это
вопрос только к преданным, которые знают Святые Писания, Слово Бога Кришны.
Только они из всех могут совершить жертвоприношение, тапасью, даяние, выполнить
работу и ничего не попросить у Бога взамен или не претендовать на плоды. Но,
опять же, не потому, что преданным ничего не нужно, а потому, что плоды этих
деяний посвящают Богу Кришне, а это означает, что плодами или результатами их
деяний будет распоряжаться Бог Кришна по Своему Божественному Плану. И все, что
Бог даст, будет принято преданным, как Воля Бога. А другие люди могут совершать
пожертвования, приемлемые для современного мира, и просить у Бога, т.е.
рассчитывать на конкретные плоды, на распоряжение ими. Ибо в этом изначальная
суть веры. Также, очищают не сами пожертвования, а то, что они есть религиозный
акт, есть направленный на Бога мыслительный процесс, есть в некотором роде и
религиозное потрясение, которое вводит человека в Бога, и этот путь к Богу
делает в своей мере необратимым. Но стих предназначен для преданных Бога
Кришны, для этой ступени материального и духовного развития, и он указывает на
то преимущественно в продолжение предыдущего стиха 5, что не только надо
работать или исполнять свою работу, но надо это делать правильно, чтобы
исполнение работы не повлекло за собой последствий греховной деятельности. А
это возможно, если человек не привязан к плодам своей работы. Т.е., по сути,
Бог отвечает на вопрос Арджуны касательно того, что такое отрешение тйага и
отрешение саннйаса. Одни говорят, что от работы и наслаждений надо отказаться
(саннйаса), а другие говорят, что от работы отказываться нельзя. И тем и другим
Бог Говорит, что работать надо в любом случае, но так, чтобы она не влекла за
собой последствие греховной деятельности, т.е. надо работать так, чтобы не
привязываться к плодам своей деятельности. В дальнейших стихах Бог Кришна
объяснит, какая взаимосвязь между этими двумя формами отрешения и причем здесь
гуны материальной природы, в которых рассматривается отрешение тйага.
Нужно делать все, что
помогает нам развить в себе сознание Кришны. В «Шримад-Бхагаватам» также
сказано, что любое действие приемлемо, если оно ведет к преданному служению
Господу. Таков высший критерий религии. Преданный должен заниматься любой
деятельностью, совершать жертвоприношения и делать пожертвования, если это
помогает ему служить Богу.
БОГ:
Если человек уже есть преданный Бога Кришны, то ему все надо делать только в
русле полного, старательного и продолжительного преданного служения. Это и есть
все, что он должен делать. Что касается любого действия, то так говорить
нельзя. Никакое любой действие не поможет. Ибо не воля человека, а Воля Бога и
План Бога решает вопрос касательно преданного служения для каждого и строго в
свое время. Поэтому, «любое действие» - не высший критерий религии, а
невежество. Только Бог Знает, через что вести человека в материальном мире,
чтобы развить в нем качества того высокого материального и духовного уровня,
которые и откроют ему двери к преданному служению. От человека просто требуется
старательность перед Богом и до и в период преданного служения. Но, по сути,
старательность будут проявлять сами качества человека, которые Бог Кришна в нем
разовьет в колесе сансары, и человек будет стараться как бы автоматически.
Таким образом. Этот
стих можно в совокупности с предыдущим
и нужно принять за лучшее Мнение Бога
при ответе на поставленный Арджуной вопрос. Эти два стиха требуют, чтобы
человек в материальном мире непременно исполнял любую деятельность, включая и
благотворительность, и жертвоприношение, и тапасью, любой труд. Но с великим и
важнейшим условием, в котором Бог непоколебим – выполнять, отказываясь от привязанностей и плодов. Это
значит не претендовать на результат, не
привязываться к нему, не распоряжаться мысленно
плодами, но предоставить все это Богу. Это процесс, прежде всего, мыслительный, процесс мысли религиозного
человека, который уже может предаться Богу хоть в этом плане, кто уже идет без
страха, независим от мнений людей, кто
готов довольствоваться и малым, ибо Бог, всем распоряжающийся, может дать за
работу и мизерную плату. Человек должен уметь при этом сносить в материальном
мире упреки, требования других от него
зависимых материально членов семьи, должен уметь проповедовать, разъяснять Волю
Бога, приучать и других не роптать, но обходиться тем, что дает Бог для
поддержания тела. Вот этот путь исполнения работы, но при условии
непривязанности к плодам и есть путь отречения, но путь не отказа от работы
фактически, есть путь не надеющийся на других, но все же на Милость Бога и свои
личные усилия, путь, где человек никак не связывает плоды своего труда с
другими людьми, не входит с ними в отношения, не
решает с ними те или иные вопросы более, чем позволяет Бог. Вот такое отречение,
изматывающее, требующее терпения, смирения, предания себя Богу и есть отречение
тйяга, по определению Бога. Мнение здесь Бога -
лучшее, но не единственное, ибо
Мир земной состоит из живых
существ разных ступеней, разного опыта, разного
пути, а потому возможны, не отвергаются и другие пути отрешения. Но лучшее – здесь
провозглашено, объявлено через Арджуну, есть руководство к действию и для
современника, готового трудиться, выполнять свой земной долг, но и претерпевать
в том, что не будет бороться за плоды труда, не будет выяснять отношения,
доверится решению Бога в каждом работодателе, но будет усерден, старателен, искусен, ибо,
когда труд одухотворен, а он считается в
таком случае одухотворенным, тогда он исполняется легко, профессионально, как искусство. Но, а
как Бог говорит о тех, кто во имя
Бога, исполняет, так сказать, «высокое»
отречение под эгидой, что не желает
на каждом шагу через деятельность сталкиваться и попадать через труд под
влияние и условности материального мира, кто предпочитает работать только на
себя, предпочитая путь отшельничества и
поборов, кто так видит свое жертвоприношение
Богу. Об этом – в следующем стихе.
ТЕКСТ 7
нийатасйа ту саннйасах
кармано нопападйате
мохат тасйа паритйагас
тамасах парикиртитах
нийатасйа - предписанного; ту - но; саннйасах - отвержение;
карманах - деяния; на - не; упападйате - является достойным; мохат - из-за
иллюзии; тасйа - того; паритйагах - отрешенность; тамасах - относящаяся к гуне
невежества; парикиртитах - провозглашаемое.
Человек никогда не должен отказываться от выполнения
предписанных обязанностей. Если, введенный в заблуждение, он перестает
выполнять их, то это называется отрешенностью в гуне невежества.
БОГ:
Неверный перевод. Правильный перевод: «7.Человек никогда не должен отказываться от предписанной
деятельности (от работы, ее исполнения, что принято в отрешении саннйаса). Его
«высокое» отречение, вызванное иллюзией, объявляется отречением тьага в гунне
невежества.». Вот ОН, ТОТ ОТВЕТ Арджуне, который поясняет всем, как и Арджуне,
как взаимосвязаны отрешение ТЙАГА и отрешение
|