65.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 10. ТЕКСТ 4-5.
65.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 10.
ТЕКСТ 4-5.
ТЕКСТЫ 4 - 5
буддхир джнанам асаммохах
кшама сатйам дамах шамах
сукхам духкхам бхаво 'бхаво
бхайам чабхайам эва ча
ахимса самата туштис
тапо данам йашо 'йашах
бхаванти бхава бхутанам
матта эва притхаг-видхах
буддхих - разум; джнанам - знание; асаммохах - свобода от
сомнений; кшама - снисходительность; сатйам - правдивость; дамах - владение
чувствами; шамах - способность обуздывать ум; сукхам - счастье; духкхам - горе;
бхавах - рождение; абхавах - смерть;
бхайам - страх; ча - также; абхайам - бесстрашие; эва - также; ча - и; ахимса - непричинение вреда;
самата - уравновешенность; туштих - удовлетворенность; тапах - аскетичность;
данам - щедрость; йашах - слава; айашах - бесславие; бхаванти - исходят; бхавах
- качества; бхутанам - живых существ; маттах - от Меня; эва - безусловно;
притхак-видхах - различные.
Разум, знание, свобода от сомнений и иллюзии, снисходительность,
правдивость, способность обуздывать чувства и ум, счастье, горе, рождение и
смерть, страх и бесстрашие, непричинение вреда, уравновешенность,
удовлетворенность, аскетичность, щедрость, слава и бесславие - все эти
разнообразные качества живых существ созданы Мной одним.
БОГ:
Правильный перевод. Более точный перевод: «4-5.Разум, знание, неподверженность иллюзии, всепрощение, правдивость, контроль
чувств, контроль ума, счастье, страдание, рождение и смерть, страх, а также
непременно бесстрашие, неприменение насилия, уравновешенность,
удовлетворенность, аскетизм, благотворительность, слава и бесславие – все эти
различные качества (состояния существования)
живых существ непременно исходят от
Меня.
КОММЕНТAРИЙ: Все многообразие качеств живых существ,
перечисленных здесь, хороших и плохих, создано Кришной.
БОГ: Так есть.
Разумом называют способность понимать истинную природу вещей,
БОГ: Разум есть то, что дано человеку, как материальному, так и
религиозному. Это работа, прежде всего, Бога в человеке, который через разум
помогает человеку оценить и проконтролировать то, что предлагает ум. Есть
ступени разума или уровни его развития. Но в любом случае разум есть
предупреждение человека, напоминание человеку прямо или косвенно Законов Бога,
т.е. направляет от греховной деятельности.
а знанием - понимание
того, что есть дух и что есть материя. Обычное знание, которое люди получают в
университетах, распространяется только на материальные вещи и потому не может
считаться истинным. Обладать знанием - значит понимать, чем дух отличается от
материи.
БОГ: Надо понимать, что знание есть также то, что дает человеку
Бог согласно его ступени материального и духовного развития. Никогда знания не
могут быть только религиозными или только материальными. Знания предусматривают
ступень материального и духовного развития человека, дают ему ориентацию в
материальном мире, дают ему необходимый мыслительный процесс, чтобы выполнять
ту или иную работу, помогают человеку входить в контакт с материальным миром,
решать текущие свои вопросы и непременно дают интерес к жизни, как и вовлекают
в развивающие игры и роли материального мира, которые в результате дают
человеку новое понимание, новые знания, новые качества и новые условия для
материального и духовного развития.
Современная система
образования не дает людям знания о духе, она просто учит их манипулировать
материальными элементами и удовлетворять свои физические потребности. Поэтому
академическое знание нельзя считать полным.
БОГ: Материальная система образования дана людям Богом, это
абсолютный труд Бога в материальном мире, направленный, прежде всего, на
развитие творения и полностью Управляется Богом.
Aсаммоха, свобода от сомнений и иллюзии, приходит к тому, кто
перестал колебаться и понял трансцендентную философию. Постепенно, шаг за
шагом, человек может избавиться от заблуждений и иллюзий. Ничего не следует
принимать слепо; все нужно тщательно взвешивать и обдумывать.
БОГ: В материальном мире нет полной свободы от иллюзорных
энергий Бога ни для кого, ни для материальных людей, ни для преданных Бога
Кришны. Иллюзорные энергии есть Сам Бог, направляющий и развивающий Свое
творение через эти энергии постоянно. Иллюзорная энергия дает понимание
человеку, что он человек, что он имеет семью, есть сам ребенок или родитель,
вводит человека в определенные отношения с другими людьми, обуславливает
внутреннее состояние человека, соответствующее тому или иному событию в его
жизни, дает понимание о нем, как о том, кто обладает теми или иными качествами
и в рамках этих качеств и удерживает необходимый период. Все, что чувствует
человек, что он представляет, что он решает и что намерен сделать и более того,
все это дает ему Бог через именно иллюзорные энергии, делая человека активным,
заинтересованным, принимающим себя за причину своих качеств, мысли, деяний,
чувств и таким образом человек может исполнять определенные игры и роли,
которые и поднимают его в итоге по ступеням материального и духовного развития.
Необходимо также
развивать в себе терпение и умение прощать (кшаму). Нужно научиться терпеть и
снисходительно относиться к незначительным оплошностям других.
БОГ: Терпение есть качество, которое дает в материальном мире
Бог Кришна всем, но каждому в своей мере и через именно это качество помогает
преодолевать те пути, которые могут потрясать человека или ввергать в отчаяние.
Терпение не есть то, что исходит от самого человека, не есть и то, что можно
как-то проигнорировать или от чего можно отказаться. Но, тем не менее, терпеть
люди в большинстве своем не очень любят и всегда пытаются ускорить результат
того или иного события, не понимая, что у Бога всему свое время, и если
пытаться как-то на этот процесс повлиять, то может произойти и непредвиденный
или не нужный для человека исход, который может потрясти в еще большей степени.
Но преданные Бога Кришны, идущие по пути аскетизма, знающий Волю Бога,
непременно понимают, что за любым событием стоит Сам Бог. Это помогает им быть
терпеливыми и уповать на Бога в любой ситуации, которая может произойти с
каждым в материальном мире. Что касается того, чтобы прощать других людей, то
надо понимать, что прощение другого человека для провинившегося особой роли не
играет в плане наказания, ибо только Бог измеряет вину каждого человека, и Бог
Знает, какие качества послужили этому причиной. А качества, если их не
искоренить, имеют свойство себя проявлять вновь и вновь, и никто не застрахован
от того, что эти качества вновь будут и проявлены и возможно усугублены
безнаказанностью. Поэтому, прощать или не прощать может только Бог. Человеку
это не дано, он не может понимать, какие еще качества порождает данное качество
человека и во что это может вылиться. Поэтому, человек просто должен сказать
другому, что Бог его простит или накажет. Но и не пытаться с провинившимся
разрывать или обострять отношения, ибо и не знает, кто и в какой мере виноват,
ибо и не знает точно, по какой причине человек так сказал или сделал, ибо и не
знает, что причиной может быть и кармический долг, и таким образом Бог через
другого человека возвратил такое к нему проявление, которое зеркально
соответствует качествам, проявленным самим человеком в прошлом или в этом его
рождении.
Сатйам, правдивость, - это способность говорить правду ради
блага других людей. Истину нельзя искажать. Расхожая мораль гласит, что правду
следует говорить лишь в том случае, если она приятна собеседнику. Но правдивый
человек так не поступает. Истину следует говорить прямо в глаза, чтобы люди
знали, каково действительное положение вещей. Тот, кто предупреждает других:
«Этот человек - вор», - говорит правду. Без сомнений и колебаний нужно говорить
людям даже неприятную правду. Обладать правдивостью - значит излагать факты как
они есть, ради блага других людей. Таково определение правдивости.
БОГ: Говорить правду человек в быту может только о себе, ибо все
другое есть личная жизнь другого, и он сам за себя решает. Бог не уполномочивает
человека открывать тайну других, предавать других, в какой бы ситуации они не
оказались. Но в вопросе правосудия человек не должен лжесвидетельствовать, но
строго отвечать на поставленные вопросы и не задевать темы, о которых его не
спросили, не выдавать все то, что он знает, ибо этот вопрос уже решает Сам Бог,
и Бог Знает, как проявить ложь или другое греховное качество или деяние любого
человека, но с позиции не греховного участия свидетельствующего человека, ибо
сомаличное обличение человека даже на суде с целью его наказать, есть грех.
Владение чувствами подразумевает, что мы не пользуемся ими без
нужды, ради собственного удовольствия. Никому не возбраняется удовлетворять
основные потребности своих чувств, но любые излишества и ненужные удовольствия препятствуют
духовному развитию человека. Поэтому чувствами не нужно пользоваться без
необходимости.
БОГ: Чувства есть то, через что человек воспринимает
материальный мир и реагирует на него. Также чувства помогают поддерживать тело
и охранять его. Телесное существование всегда предполагает работу чувств, и
невозможно человеку отказаться от их проявления ни на каком этапе материального
и духовного развития. Но в материальном мире достаточно много материальных
наслаждающих объектов, которые могут привлекать человека, поскольку
преимущественно помогают ему и удовлетворять свои потребности, и развиваться, и
наполняться смыслом жизни согласно ступени материального и духовного развития
человека. Все это для материального человека допустимо, и все это Бог дает каждому
в своей мере в соответствии с качествами человека, его кармой, его уровнем
ступени материального и духовного развития и в соответствии с планом и Волей
Бога на человека в вопросе его материального и духовного развития. Но когда
речь уже идет о том, что пора человеку готовиться на путь преданного служения,
выводящий за пределы материального мира, то непременно требуется помочь
человеку начать постепенный отказ от всего, что в этом мире материальном и
удерживает. В таком случае, еще до преданного служения Бог начинает вести
человека через путь многих ограничений или путь аскетизма, приучая его к
ограничениям при удовлетворении своих чувств, так постепенно приводя к простому
образу жизни, умеренному контролю своих желаний, давая человеку ограничения в материальных
благах и в основном направляя его средства на поддержание тела, на то, что есть
долг, на пожертвования. И только в преданном служении человек начинает
осознанно идти по пути аскетизма и добродетели, развивая терпение, смирение,
упование на Бога и не претендуя уже ни на какие излишества или материальные
награды, таким образом вступая на путь отрешения, что содействует его выходу на
духовный план в свое время.
Точно так же не нужно позволять уму думать
|