Blue Hope. Надежда тоже голубая
Рождение звезды
"Легенда всегда берет верх над историей"
(Сара Бернар)
26 марта 1923 года улицы Парижа окрасило торжественное шествие. Дорога была покрыта камелиями, а на тротуарах стояли тысячи людей.
Но в их глазах не было радости. В тот день хоронили обожаемую миллионами актрису Сару Бернар.
В её постели побывали около тысячи мужчин. Но, как оказалось, знаменитая актриса не познала настоящего женского счастья. (1)
Генриетт Розин, такое имя будущая звезда сцены получила при рождении, появилась на свет слабой. 23-летняя матушка, Юдифь Ван Хард (1821 - 1876) совсем не хотела ребенка, бросила на воспитание нянькам. Молоденькой женщине нужно было устраивать свою личную жизнь, а папу девочка не знала совсем.
За несколько лет до ее рождения Юдифь вместе с сестрой покинули дом родителей, зажиточных голландских евреев, и отправились путешествовать по Европе. Здесь Юдифь стала Джудит.
Перепробовала много профессий, пыталась учительствовать, недолгое время была белошвейкой и модисткой.
Осев в Париже, Джудит превратилась в куртизанку Жюли. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников.
Встречалась с офицером французского флота Полем Морелем, была на содержании у юриста Эдуарда Бернара. Его фамилию и дала дочери. Возможно, он и был отцом Розин-Сары. Хотя зарубежные источники утверждают, что это был даже не офицер, а другой молодой человек - сын богатого купца из Гавра.
Будущая звезда росла нервным, эмоциональным и неусидчивым ребёнком. Мамины приятели отзывались о девочке по-разному: одни называли ее "ангелом", а другие - "исчадием ада".
И не удивительно. С рождения с девочкой происходили самые невероятные происшествия. Ей не было и двух месяцев, когда она выпала из люльки прямо на угли горящего камина. Орущего младенца тут же окунули в ведро с парным молоком, а затем обернули специальным масляным компрессом. Эту процедуру повторяли несколько раз, и, к счастью, никаких следов на теле не осталось.
Здесь бы матери побеспокоиться за своего ребёнка и быть рядом с нею, но дочь мешала Джудит вести беззаботную жизнь, поэтому Сара была отправлена в Бретань, где жила с кормилицей до четырёх лет. Она могла оставаться там ещё, если бы не произошёл несчастный случай. Ещё один. Няня ушла на рынок, оставив девочку одну с мужем-инвалидом. Саре надоело сидеть в кресле-коляске. Её заинтересовало яркое пятно и подошла к нему близко. Она не знала, что это огонь в камине. Лёгкое платье загорелось.
Сара громко закричала от страха. Инвалид не мог подняться с кресла, тоже начал громко орать. На крик прибежали соседи и спасли девочку. Джудит в это время путешествовала по Европе с очередным покровителем. Её вызвали к дочери, и она забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула её. Девочка осталась жить в деревне неподалеку от Парижа на попечение новой няньки.
Но и тут Сару ожидала беда. Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, девочка замкнулась в себе. Случайная встреча с тётей Розиной, которая была такой же куртизанкой, как и её мать, вызвала у неё нервный припадок, она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает дочь. Несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.
"Достойна презрения женщина, которая, имея детей, способна испытывать скуку" (Жан Поль)
Джудит не прочь была сделать из дочки такую же содержанку, какой была она сама, но та воспротивилась.
Такой уж был характер. Не удивительно, предоставленная на попечение с раннего детства неумелым нянькам, девочка не слушала мать. Она не могла стать для будущей звезды авторитетом.
"Когда родители умны
И добродетельно-скромны,
То благонравны и сыны"
(Себастьян Брант)
Сара была очень худой, капризной, непредсказуемой и вспыльчивой. Часто у неё случались такие вспышки гнева, что успокаивать сбегался весь дом. После этого она теряла сознание или убегала рыдать, объясняя своё неистовство болезнью: Сара быстро переняла у матери умение картинно изображать свои чувства. Так что талант актрисы у неё проявился очень рано
Сара росла болезненной, постоянно кашляла, доставляя много хлопот своим нянькам. Доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулёза.
Девочка становится одержима темой смерти.
"Мамочка, - стала умолять она мать, - купи мне гроб! Я так боюсь, что меня похоронят в каком-нибудь некрасивом, страшном ящике".
Гроб купила ей мать после долгого упрашивания. Этот гроб впоследствии стал частью её экстравагантного образа, своеобразным талисманом. Его она повсюду будет возить, позируя фотографам для обложек журналов. Сара репетировала роли, полулежа в гробу, даже занималась в нём любовью со своими поклонниками, от чего те не были в большом восторге. (2)
Но всё это будет потом. Пока же мать пыталась пристроить болезненную и непредсказуемую крошку то к няням, то в учебные заведения. Так Сара оказалась в пансионе при монастыре Гран-Шан.
Эту страницу своей биографии актриса превратит в еще один свой миф, волнующий воображение публики. Надо отдать должное монашкам и настоятельнице монастыря: они искренне любили бледную девочку с горящими глазами, несмотря на все ее шалости. Однако после особенно вопиющих случаев вынуждены были отправить ее домой, чтобы не портила других воспитанниц.
Сара с малых лет не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Няни не занимались, да невозможно было приучить к занятиям непоседу. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Здесь Сара не только учится азам грамматики, но и впервые принимает участие в спектаклях.
Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит её мать, решившая навестить дочь. Что с ней произошло? Видимо материнские чувства взыграли.
Сара не ожидала увидеть мать, так разволновалась, что с ней случился нервный приступ. Она забывает весь текст. С тех пор "страх сцены" преследует её до самых последних дней, даже в период её мировой славы.
Когда на её спектакли приходили европейские монархи, а прославленные авторы писали специально для нее, Сара не избавилась от этого страха. Порой она теряла сознание, едва закрывались кулисы, порой с трудом заставляла выйти себя на сцену. Даже когда ей приходилось играть по два-три спектакля в день, путь под софиты становился для неё мучением.
Ещё в юности ей дали прозвище "Швабра". Видимо за то, что она иногда могла впасть в ступор ...
"Чтобы добиться успеха, актриса должна обладать фигурой Венеры, умом Минервы, грацией Терпсихоры и шкурой носорога"
(Этел Барримор)
Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Джудит, герцог Морни.
На одном из светских раутов, которые давала Джудит, пятнадцатилетняя Сара, ломая руки, бросилась ей в ноги, умоляя отпустить в монастырь.
"Я отдана Богу и моя участь - монашеские одежды". После чего картинно потеряла сознание.
При этой сцене присутствовал покровитель матери, герцог де Морни, сводный брат императора Наполеона III .
- Да этой девочке дорога не в монастырь, а прямиком на сцену! – воскликнул де Морни. - Какая она Генриетта! Ведёт себя как знатная особа, настоящая Сара! Только на сцене её эмоциональность придётся к месту".
Как говорят: regardé dans l'eau/ как в воду глядел. Так и произошло. А девушку стали звать Сарой.*
* Сара - библейское имя. В Ветхом Завете Сара - жена Авраама, первая из четырёх прародительниц еврейского народа. Имя Сара означает "знатная княгиня", "госпожа", "знатная женщина".
Так де Морни определил судьбу девочки, он решил отдать Сару в консерваторию. Так "Швабра" появилась на людях. В тот же вечер ни вместе с Александром Дюма-отцом отвели Сару в "Комеди Франсэз", где давали "Британника". Расин потряс её до слёз.
"Я стану актрисой!" - шептала Сара про себя.
"Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни", - напишет Сара Бернар позже в книге "Моя двойная жизнь".
И всё у нее получилось. Она не умерла от туберкулеза в детстве, она не стала куртизанкой, как мечтала её мать, - она вышла на сцену. И сценой этой стали подмостки престижнейшего парижского театра "Комеди Франсез".
" Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие - награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий"
(Л.Н.Толстой)
По совету де Морни Сара поступает в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства.
Несмотря на протекцию, ей предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Готовясь к нему, она занимается уроками дикции. Главным учителем будущей звезды становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов искренне восхищался голосом Сары Бернар:
"Этот голос можно сравнить с хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке".
Правда, оригинально? Так Дюма-отец учит Сару, как создавать характеры с помощью жестов и голоса.
На экзамене все очарованы голосом Сары Бернар, и она без проблем поступает в консерваторию. Учиться ей нравится, обучению девушка отдаёт все силы. Ведь это приближает ее к мечте стать знаменитой.
"Если вы будете продолжать мечтать, продолжайте верить - вы окажетесь на своем пути к чему-то удивительному"
(Джаред Лето)
На выпускном экзамене в 1862 году Сара завоёвывает второе место.
Ей сразу же поступает предложение от главного театра Франции - "Комеди Франсез".
Еще один шаг к мечте сделан!
"Я без конца ставлю перед собой разные цели, чтобы не дать себе сорваться с цепи"
(Сара Бернар)
(1) Сара Бернар, урождённая Генриетт Розин Бернар (22.10.1844 - 26.03. 1923) - французская актриса, которую в начале XX века называли "самой знаменитой актрисой за всю историю". Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище "Божественная Сара". В её честь назван кратер Бернар на Венере.
(2) Великолепная Сара: четыре главные роли в жизни блистательной актрисы
kulturologia.ru
РИА новости "Сара Бернар. Биография". 22.10.2014
Читайте: "Сара Бернар. Великий спектакль жизни" на www.wild-mistress.ru
Личность, о которой я сейчас пишу не только гениальная, но и мистическая!
Этой актрисе с одинаковым успехом удавались роли и мужчин, и женщин. А в 70-летнем возрасте, с одной ногой, она играла юную Джульетту!
Волшебство? Мистика? Чудо? Всё вместе! А как иначе объяснить, что вот уже больше месяца я не могу "сплести" воедино всю информацию о гениальной Саре Бернар?
Внешние факторы? Эмоциональное напряжение? Или всё-таки физическая и умственная усталость от написания романа? Но я не привыкла уступать и бросать дело, не закончив.
Хорошо сказала Сара Бернар:
"Все происходящее с нами противоречит логике и мудрому предвидению".
Пусть не семимильными шагами, а малюсенькими шажочками, я продвигаюсь дальше...
Мой читатель, следуй за мной и голубым бриллиантом!
А вот бриллиантов у Сары Бернар было немало. Она любила драгоценности и не расставалась с ними даже во время переездов и гастролей. А чтобы с камнями ничего не случилось, она брала с собой в дорогу пистолет.
"Человек - такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой", - объясняла Бернар свое пристрастие к огнестрельному оружию.