Это город. Ещё рано. Полусумрак, полусвет. А потом на крышах — солнце, а на стенах ещё нет. А потом в стене внезапно загорается окно. Возникает звук рояля. Начинается кино… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты от нехватки ярких красок, от невольной немоты. Ты кричишь ещё беззвучно. Ты берёшь меня сперва выразительностью жестов, заменяющих слова. И спешат твои актёры, всё бегут они, — бегут, по щекам их белым-белым слёзы чёрные текут. Я слезам их чёрным верю, пла́чу с ними заодно…
Время вспять откатило — назад,
пережитков взметнуло клубы́, –
Настоящее стали кусать,
перед Будущим встав на дыбы…
И во двор словно смерч ворвалось,
всё вокруг беспощадно круша…
Завизжал, как ошпаренный пёс,
испугав до кондрашки бомжа.
На дворе нашем копоть и дым!
Все коты по подвалам сидят, –
предъявив ноту "Фи!" молодым,
старики чинят "новый" уклад:
ходят строем, стучат в барабан,
залихватские песни поют…
И со скрипом скребёт шарабан,
их вознёй ошарашенный, люд.
Мизансцены удушливый смрад
не сменяется тысячи лет!
Те же тексты гундо́со бубнят,
забираясь, как жук-короед,
в молодой малоопытный мозг,
чтоб точить оболочки коры…
И течёт, как расплавленный воск,
мозжечок, облепляя вихры.
Старичьё не припомнит видать,
как вскипала в них юная кровь,
принуждают терпеть их диктат, –
для юнцов их экзамен суров!
Силу а́вели спрячут, стыдясь,
перед каинов древней клюкой, –
обессилен забойный хардбасс
перед гимнами заупокой.
Сдав маразму на о́ткуп весну,
загасив в юных чреслах огонь,
подтирают чумну́ю слюну,
чтоб не чуять мерзо́тную вонь…
Раньше пели, что ждут перемен, –
голос глухо, – но гордо звучал!
Рок-звезда нынче — Petit Julien
из металла, – но суть маргинал.
На дворе нашем сшибка за честь!
Люд растерянно тыковку трёт, –
чем закончится свара, — бог весть?
Ох, придёт ли расцвета черёд
в тесноту обветшалых квартир,
если старцев заботит интим…
Всё же строить достойнейший мир
лучше трезвым...
всегда — молодым.
Послесловие:
* хардбасс (от англ. hard bass) — производный жанр пампинг-хауса, направления современной танцевальной музыки, возникший в Санкт-Петербурге в 2000-е годы; под него танцевали даже те, кто не особо любил электронную музыку. ** Petit Julien (фр. "Пи́сающий мальчик" или нидерл. "Manneken Pis") — миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн, — одна из наиболее известных достопримечательностей Бельгии.
1917 год. Владимир Ульянов (Ленин) возвращается в Петроград из эмиграции. Прямо на вокзале он выступает перед собравшимися с броневика. Весной он декларирует свои «Апрельские тезисы»: план по трансформации «буржуазно-либеральной» революции в «социалистическую», в ходе которой власть должна перейти в руки пролетариата и беднейшего крестьянства. Размежевание в составе Госдумы "правых" и "левых", оформление двух источников власти и их конфликт в ходе октябрьского переворота завершается свержением Временного правительства и арестом его состава; берёт начало формирование нового мирового порядка, связанного с итогами Первой Мировой войны, а также Гражданской войны, которая привела к созданию нового государства — СССР, начались процессы коллективизации и индустриализации. По городам и весям звучит победным маршем гимн революции «Интернационал»: Весь мир насилья мы разрушим — до основанья! А затем Мы наш — мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем! Серьезные изменения происходят в живописи и архитектуре. Появляются следующие направления: конструктивизм, авангард, футуризм, абстракционизм… Советская наука становится непосредственным атрибутом молодого Советского государства в отношениях с мировым сообществом… В 1925-ом году Михаил Афанасьевич Булгаков пишет социально-философскую сатирическую повесть «Собачье сердце», произведение создаётся быстро – за три месяца, и расходится в самиздате, — на родине повесть будет опубликована только в 1986-ом году в период перестройки. Фантастическое содержание книги отражает вполне реальные исторические события; повесть представляет собой кольцевую композицию, основанием которой является образ главного героя: ...Россия, 20-е годы ХХ века, разруха. Профессор Преображенский осуществляет уникальную операцию по пересадке гипофиза человека обыкновенной беспризорной дворняжке... И, о чудо! — пёс начинает принимать облик человека! Но в конечном итоге почтенный профессор убеждается, что собаке лучше оставаться собакой...
кадры из полюбившейся всеми экранизации повести МихаилаАфанасьевича
… …
— Так растрогали, так растрогали... Спасибо вам, – говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость. В сущности, ведь я так одинок... "От севильи до гренады..." … … Если бы кто-нибудь, – сладострастно продолжал Филипп Филиппович, – разложил меня здесь и выпорол, – я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять! "От севильи до гренады..." … … Чёрт меня возьми... Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов... Вы знаете, какую я работу проделал — уму непостижимо. И вот теперь, спрашивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают. Можно привить гипофиз Спинозы или ещё какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высокостоящего. Но на какого дьявола? — спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать спиноз, когда любая баба может его родить, когда угодно… …
Борменталь вдруг засучил рукава и произнёс, кося глазами к носу:
— Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск накормлю его мышьяком. Чёрт с ним, что папа судебный следователь. Ведь в конце концов — это ваше собственное экспериментальное существо.
Филипп Филиппович потух, обмяк, завалился в кресло и сказал:
— Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик. Мне 60 лет, я вам могу давать советы. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
— Помилуйте, Филипп Филиппович, да ежели его ещё обработает этот Швондер, что ж из него получится?! Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова!
— Ага! Теперь поняли? А я понял через десять дней после операции. Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.
— Ещё бы! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем.
— О нет, нет, – протяжно ответил Филипп Филиппович, – вы, доктор, делаете крупнейшую ошибку, ради бога не клевещите на пса. Коты — это временно... Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас…
… … (Михаил Булгаков. Собачьесердце)