. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Зоркость этих времён — это зоркость к вещам тупика. Не по дре́ву умом растекаться приста́ло пока, но плевком по стене. И не князя будить — динозавра. Для последней строки – эх! – не вырвать у птицы пера, неповинной главе́ всех и дел-то — что ждать топора да зелёного лавра. (Иосиф Бродский. Конец прекрасной Эпохи)
немного о весне и не только
В глобальном мире всё бежит по кругу —
почувствуй в час весенний: ввысь, к теплу,
деревьев ветви — ластятся друг к другу, –
так, пробуждаясь с новой силой, по стволу,
стремятся к Солнцу, к ласковым лучам…
А стайки птиц поют восторженные гимны!
Хмельно́ и складно о любви нам щебеча́ —
неодолимой в трансформации глубинной.
Но в человеческой природе всё — не так,
когда основам стройной жизни угрожает
посредственный манипулятор и слабак,
своей субтильностью, как оспой, заражая.
Когда вокруг — меркантилизм и злость,
быть милосердным, искренним не модно, –
любовь и бескорыстность словно кость
в гортани алчущей охво́стий преисподней.
Творить добро — есть акт категоричный,
и, справедливость превращая в ширпотреб,
сползая то в аффект, то в истеричность, –
"всесильный" мнит себя вершителем суде́б.
Фили́стерам — тем «белокурым» Ницше! —
всмотритесь в джунгли смыслов Зарату́стры!
Хоро́ш клеймить убогих "кастой низших", –
вам беспредельничать Природа не попустит.
Пусть, прорываясь, по́росль, поупру́же,
сплошь покрывает вздыбленные взгорья, –
так согревайте ваши души — после стужи!
Пока тщеславие не выхлестнулось горем
в озоновых прожилках стратосферы —
бездушно ру́шимых, сжигаемых в жерле́…
Лишь в разум Божий можно ещё верить
на нашей бедной, изнахраченной Земле!
Послесловие:
Довлатов…Бродский…ТОСКА… (за кадром звучит композиция Zero People — Тоска иНежность)
Благоговение (Виктор Астафьев. Зате́си)
…Тихое-тихое благоговение царит над Божьим миром.
В такую пору мне казалось, что природа, матерь наша, изнахраченная человеком, проникает в него нездешним светом и прощает его за все тяжкие грехи и преступления, сотворенные против неё и жизни.
Ну в чём, в чём виноват он, этот угрюмо и свято умолкший дедушко Урал? В том, что со времен петровских, очаковских и азовской осады и до наших дней люди рыли, подкапывали его с обоих боков, добывая для военных и огненных дел руду, горюч-камень, золото и алмазы, чтоб всё это потратить на войну, на смертоубийство, сжечь себя и надсадить эту землю немыслимо тяжкой работой.
Отечественная война прошлась и по хребту Урала, грызя и прожигая его давно оголившийся хребет. В дыму, в копоти, в рёве машин и грохоте составов, по горлу са́мому перехваченный рельсами и проводами, он, этот дедушка с поредевшей бородой, помнящий о лучших временах, кряхтя от старости, уже истощивший ниши, с пустыми недрами, с израненным телом, еще бережёт собой какие-никакие леса, ещё выжимает ключи и резвые речушки из каменного нутра своего, ещё скатывает их с потных и пологих склонов. Слившись воедино, они ещё волнуют вёснами любимую и непокорную дочь его Чусовую, летом же она, многоводная когда-то, бойку́щая, зацветает и совсем пропадает в луже водохранилища, теряя не только себя, но и название своё.
Но ещё буйствует зеленью, вёснами, еще озаряется осенним пламенем дедушка-Урал, еще цветут местами на нём ржаные поля, и ещё не забывшие Бога и себя люди благоговейно замирают возле хлебных полей, и древнее пламя осеняет их, не давая совсем уж забыться и одичать.
* «белокурые» Ницше — отсылочка к «белокурой бестии» Фридриха Ницше, как прообразу фашистского молодчика, идущего вразрез с нормами общественного поведения. Ибо бытует немало умозаключений, обвиняющих немецкого философа в культивировании фашизма из-за его лозунга: «Живи опасно», – основой жизни по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению, и он, якобы, презрительно отзывается о простом человеке. Всё потому, что Ницше — сторонник сильных личностей, таких как герой его книги «Так говорил Заратустра», живущего высоко в горах, т. е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями — мудрой змеёй и гордым орлом. Действительно, многие афоризмы Ницше созданы для того, чтобы вывести человека из экзистенциального самодовольства. А ведь он, всего лишь, был противником жалкого существования по течению — как во сне… Чем дальше отдаляется человек от природы, тем больше затухает его импульс к жизни, а сам человек становится непосредственным проявлением болезни. Базируясь на откровениях древнего пророка, философ-волюнтарист создаёт свою гипотезу — необходимо воспитывать сильных личностей, способных вести за собой слабовольные массы людей.