«Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца»
[Сир. 40:1-2]
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»
[Пс.41:2]
Хочу прояснить одно опасное заблуждение в отношении так называемого бессмертия души. На этой идее основан восточный (преимущественно индийский, в след за ним и европейский) пантеизм, мистицизм и оккультизм. В Ведах душа или Атман представляется как частичка Брахмана. Брахман и Атман – одно и то же. Поэтому душа – бессмертна.
Согласно христианскому миропредставлению все обстоит совсем не так. Бессмертен тот, кто в самом себе имеет источник жизни. Таковым является только Бог. Человек создан как образ и подобие Божье. Поэтому Источник нашей жизни не в нас, а в Боге: "Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой" [Иер.17: 13]; «… кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (курсивы мои – Г.Х.) [Иоан.4:14].
Тело человека временное обиталище души. Жизнь тела и жизнь души – разнятся. Душа может жить и без тела, но вот тело без души не живет. Душа – бессмертна, но не сама по себе, а только если пребывает в Богообщении. Без Бога душа не живет. Поэтому, если разлучение души с телом означает смерть тела, то разлучение души с Богом есть смерть души [свт. Григорий Палома].
Богообщение необходимо для жизни души. Вот почему Вера предполагает абсолютную, то есть никем и ничем не ограниченную свободу быть с Богом. Быть с Богом, чтобы с нами не случилось. Аминь!
В заключение примите два моих стихотворения:
Я приготовлю себе Саван.
Запеленаю сам себя,
Чтобы страстей земных Отрава
Не пробудила ото Сна. [1]
Чтоб не влекла меня Возвратность
Сего земного бытия –
Прельщающая Многократность
Иного Воплощения. [2]
Чтоб не идти с голодной стаей
Бесплотных духов в смрад Болот… [3]
Пусть спит она, душа живая,
И в страхе с Верой уповает
На Твой, о Господи, приход.
(Феофил, 2016)
Какой нам смысл, какая цель
Наш день рождения?
Сансара [4] – «вечность» жизни сей,
И несть ея [5] Забвения [6].
Иду и вижу… Далеко…
Дороги нет конца…
Течет раздольно, широко
От Вечности река.
Узряши Храм в конце пути,
Возрадуюсь душой:
«Там воспоют псалмы Твои,
Там обрету Покой…»
«И будет вольно и легко
Тебе, душе моя.
И станет лучше смерти Час,
Чем День рождения» [7].
(Феофил, 2023)
Последняя редакция:
24.02.2023
14:00-14:10
---------------
[1] "… так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего" [Иов.14:12].
[2] Здесь имеется в виду буддизм и индуизм.
[3] Речь идет о так называемых "рефаимах", т.е. духов умерших. См. следующие фрагмента Священого Писания: "… и она считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; Аммонитяне же называют их Замзумимами" [Втор.2:20]; "Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них" [Иов.26:5]; "Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них" [Ис.26:14]. Здесь "рефаимы" – духи мертвых. "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел" [Лук.11:24].
[4] Восточные мистики проповедуют вечность жизни, потому что душа бессмертна. Жизнь – вечно вращающееся Колесо (Сансара).
[5] Здесь «несть ея» строслав. – нет её.
[6] «Забвение» с большой буквы понимаем, как символ утраты чего-либо, т.е. например, утраты жизни.
[7] День смерти лучше дня рождения [Еклл.7:1]. Ибо рождаясь здесь, душа наша разлучается с Богом, а когда мы умираем, душа возвращаемся к своему Творцу всех. |