Нависнет ли пламенный зной, иль, пенясь, расходятся волны, два паруса лодки одной, одним и дыханьем мы по́лны. Нам буря желанья слила, мы свиты безумными снами, но молча судьба между нами черту навсегда провела. И в но́чи беззвёздного юга, когда так привольно-темно, сгорая, коснуться друг друга одним парусам не дано…
(Анна Ахматова. Два паруса лодки одной)
ах, сердце!
А сердце горячее в клетке томилось, –
ему бы, как птице, порхать в небесах!
Но... горько сказать, —
обуя́ла унылость
его.
Вот досада!.. Ну, в общих чертах,
оно от томлений, с тоски, угасало,
как будто бы билось вполсилы —
едва.
И словно в капкане хандры небывалой
устало сражалось с огнём естества.
Трепещущей птахой
стучалось о рёбра,
считая минуты до встреч — тук...тик-так...
А в мыслях ваялся причудливый образ,
слегка колыхался внутри,
как сквозняк, —
картин мимолётных скупые мгновенья,
увы, ускользают…
лови, не лови, –
пленённым так хочется быть – несомненно! –
в незримых сетях запоздалой любви.
Ах, безрассудное,
рьяное сердце!
Зачем вызывало экспрессию чувств,
сносило упрямо терзанья владельца
в пылу ажитаций любовных безумств?!
Как будто не знаешь: блаженство конечно,
мучителен груз
недолюбленных дней,
а ночь,
как проклятие, — бесчеловечна!
Становится всё нестерпимей...длинней...
Свирепствует ревность,
а нежности мало
таится на дне истомлённой души, –
напрасно ты к милости высшей взывало,
когда, будто колокол, билось в тиши́!
Да-а-а.…
Сердце твори́т,
как могучий кудесник,
весь мир увлекая в сладчайший мираж,
сгорая в надежде,
что счастье воскреснет, –
покуда не схлынет нелепый кураж…
Послесловие:
Hauser & LoLa — Moonlight Sonata — Ludwig van Beethoven Соната №14 Cis-moll, Opus 27 №2 "Лунная" — одно из самых известных и любимых произведений в истории музыкальной культуры. Такое красивое и поэтичное название произведению дал музыкальный критик Людвиг Рельштаб уже после смерти великого композитора, а если быть точнее, то не всему произведению, а только его первой части. Людвиг ван Бетховен посвятил свою сонату Джульетте Гвиччарди. Маэстро был влюблен в неё и мечтал о женитьбе. Стоит отметить, что в этот период композитор стал всё чаще ощущать ухудшение слуха, но был не менее популярен в Вене и продолжал давать уроки в аристократических кругах. Впервые об этой девушке, своей ученице, «которая любит меня и любима мной» он написал в ноябре 1801 года Францу Вегелеру. Бетховен учил её музыкальному искусству, причём даже не брал денег за это. В благодарность 17-летняя графиня Джульетта Гвиччарди расшивала ему рубашки. Казалось, что счастье ждёт их, ведь чувства у них взаимны. Однако планам Бетховена не суждено было сбыться: юная графиня предпочла ему более знатного человека, композитора Венцеля Галленберга… Потеря любимой женщины, усиливающаяся глухота, рухнувшие творческие планы — всё это навалилось на несчастного Бетховена. И соната, которую композитор начинал писать в атмосфере окрыляющего счастья и трепетной надежды, завершилась нотами гнева и ярости…
Анна Ахматова. Посвящение Н.В.Н.
Есть в близости людей заветная черта,
её не перейти влюбленности и страсти, —
пусть в жуткой тишине сливаются уста,
и сердце рвётся от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
высокого и огненного счастья,
когда душа свободна и чужда
медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а её
достигшие — поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего моё
не бьётся сердце под твоей рукою.