Стихотворение «Как трудно жизнь прожить, не ошибившись...»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Философская лирика
Темы: О жизни
Автор:
Оценка: 4.7
Оценка рецензентов: 5
Баллы: 12
Читатели: 857 +1
Дата:

Как трудно жизнь прожить, не ошибившись...

Как трудно жизнь прожить, не ошибившись,  
А в прочем, невозможно так прожить.  
Ведь все мы знаем, что ошибки учат,  
Но старших мы не слушаем увы.  
Нам кажется, что знаем все на свете,  
И что теперь советы не нужны.  
Но повторяем все ошибки эти,  
Что были уж давно совершены.
Так долго и упорно выбираем  
Дорогу ту, что предстоит пройти,  
И часто мы совсем не понимаем,  
Что все ее уже давно прошли.  
Предательство и боль, надежда, дружба,  
Чрез все пройдем мы это на пути,  
Ведь все мы знаем, что ошибки учат,  
Вот только мы не учимся увы.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Ритм. Стихотворение выдержано в едином ритме, без  явных нарушений. Однако кое-где бросается в глаза то, что эта выдержанность ритма была достигнута ценой стилистических (или синтаксических) недостатков.
Например:
«Что были уж давно совершены» - слово «уж» использовать нежелательно, так как оно во-первых разговорное, а во-вторых,  не столько передаёт смысл, сколько выполняет функцию «затычки» для соблюдения нужного числа слогов.
«Чрез всё пройдём мы это на пути» - «чрез» также, как мне кажется, не вписывается в текст, написанный современным языком. «Пройдём мы через это на пути» - возможный вариант замены. Или: «Всё это повстречаем на пути».
«Не ошибившись» - менее существенное замечание, но тем не менее. Подобных причастий на «вши» тоже следует избегать. («Из стихотворений следует гнать ужей и вшей» - говорил кто-то из классиков :) )

Рифмы. На мой взгляд, если уж рифмуете, то рифмуйте всюду. А если начали писать без рифмы, то так и продолжайте. Иначе это выглядит как недоделанность текста. Во втором четверостишии рифмы наиболее удачные (свете – эти, нужны - совершены), в третьем «выбираем - понимаем» глагольная рифма, в остальных строках в лучшем случае отдалённые созвучия.

Орфография и пунктуация. Здесь лишь несколько мелких ошибок. «Впрочем» - слитно. Перед «увы» ставится запятая.
На случай, если в очередной раз возникнет этот вопрос, поясню, почему я придаю такое значение этим формальностям. Стихотворение (и художественный текст вообще) – это текст, в котором значимо _всё_. Расстановка запятых – это расстановка пауз, а значит – акцентов, движения интонации, существенно влияющих на смысл текста. Орфографические ошибки, особенно для тех, кто читает быстро, схватывая слово целиком – повод споткнуться, сбиться в чтении текста, то есть опять же искажение восприятия. Да, отсутствие пунктуации, искажённое написание слов и тому подобное могут быть художественным приёмом. Но чтобы нарушать правила, их нужно твёрдо знать.
(Алина, этот абзац был не столько в Ваш адрес и в адрес конкретного текста, сколько впрок и на всякий случай – у Вас всё более или менее нормально с этим аспектом)

Содержание.
Самый существенный для меня минус – использование общих, абстрактных слов. Стихотворение излагает в целом общеизвестные вещи (людям свойственно повторять чужие ошибки) общеизвестными же словами. На мой взгляд, любое стихотворение пишется, чтобы привнести что-то новое. Либо Вы высказываете своё личное переживание. Либо рассуждаете на общефилософскую тему, но делаете это лично Вы. Другими словами: где Ваша личность в этом тексте? Чем он отличается от других стихотворений на ту же тему? Что приносит нового в области формы? В области содержания? Понимаю, что это довольно сложные вопросы, они связаны с процессом поиска своего стиля, который может быть весьма длительным… но ими стоит задаваться каждый раз, когда Вы пишете.
На практике это может выражаться, например, в использовании более конкретных слов вместо терминов, создании ярких образов, которые что-то добавляют к этому изложению общих мест.
Ещё один критерий: стихотворение должно быть таким, чтобы его нельзя было без потерь пересказать прозой. В данном случае, как мне кажется, отличий от прозы в смысле содержания не так уж много, оно ближе к прозе, изложенной пятистопным ямбом, а не поэзии.
Добавлю еще, уже не столько по поводу стихотворения, сколько исходя из собственных представлений о творчестве. У меня сложилось впечатление, что Вы сначала как бы придумываете тему-идею стихотворения, а затем излагаете её в стихах. Нередко "следование за текстом", то есть поиск содержания в процессе написания, как бы нащупывание пути, оказывается весьма продуктивным.
Надеюсь, что мой разбор чем-то поможет в творческих поисках. :)
Оценка произведения: 5
Юкари 14.09.2011
Комментариев нет
Книга автора
Великий Аттрактор 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама