Стихотворение «ВЫСОЦКИЙ»
Тип: Стихотворение
Раздел: Лирика
Тематика: Гражданская лирика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 164 +2
Дата:
Предисловие:

Всё не так, - поётся в песне старой,
только струны все – одна к одной.
Вот шагает он – поэт с гитарой –
запрещённый и полублатной,
мимо скверов и трибун спортивных,
где его афишам места нет,
мимо зданий административных.
Время, где твой чёрный пистолет?

Улеглись молва и кривотолки:
хочешь – пей, а хочешь – песни пой.
Но опять из плена рвутся волки,
сыновья опять уходят в бой!
Пусто место не бывает свято.
И кричит он,  крик свой унося:
"Я вернусь! Мы встретимся, ребята!"
Место встречи изменить нельзя. 
(Андрей Земсков. Баллада о Владимире Высоцком)

ВЫСОЦКИЙ

Его СТИХИ — развёрнутое знамя,
кровавый стяг подстреленной судьбы, –
он слогом,  откровенным и упрямым,
придворным певчим не пытался быть.
Пусть по мерилу власти предержа́щих
он, как смутьян, — опасен! безрассуден!
Но только зря  когорта мельтешащих
тех штатных свойских и надутых судей
стремилась  запретить  любить его.
Рвала динамики  баллада про волков,
а он причислен был  к глаша́таям эпох,
сбивая в клинч упо́ротых… Врасплох

им всем по нервам, по казённым нервам,
хлестали струны под напористой рукой!
На их пиру́, на брудершафт с Минервой,
он взбудораживал хронический "застой":
Пел бард Высоцкий! Так не пел никто,
пространство сотрясая хриплым спазмом,
как на амво́не  —  в эпицентре "шапито"
среди фискального  циничного маразма!
Лояльность скалила подгнившие клыки,
впивалась в глотку пакостной цензурой, –
ввергая в раж  щетинящих  штыки,
он пел про то, что пуля всё же — дура.

О том, что и́ноходь — особенный удел,
всего лишь бремя,  хло́потная ноша, –
и коль в загоне для "породных" не у дел,
однако лучше, чем объезжен и стреножен.
По всем приметам слыл "не комильфо",
как изгалялись, –  вспомнит старожил,
но обнажаясь до предела  в микрофон,
тужил о правде — с честью ей служил.
На дне веков  пророчил  Зарату́стра —
предвидеть мог и наш "блатной" кумир, –
роль Гамлета исполнил так по-русски,
что поперхнулся  а́глицкий  Шекспир!

Мой дифирамб твоей крамо́льной жиле,
бесстрашный ВОИН, НЕ простой ПОЭТ,
под твой "аккорд" мы спорили  и жили, –
спасались рифмой — острой, как стилет.
Проник в геном утробный зычный голос,
он сердце рвёт,  как степь лихой скакун!
Полвека, брат... не поменялась волость, –
свободный дух под прессингом "коммун"…
Но, как тогда, — с надрывом, отовсюду,
под не стихающий в округе  вдовий вой,
врачуя голосом  искромсанные судьбы,
звучит твоё  "спасибо, что живой…"
Послесловие:
Сегодня День памяти легендарного ПОЭТА
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"Мой чёрный человек в костюме сером. Он был министром, домуправом, офицером.
Как злобный клоун, он менял личины и бил под дых внезапно, без причины.
И, улыбаясь, мне ломали крылья. Мой хрип порой похожим был на вой,
и я немел  от боли и бессилья,  и лишь шептал: спасибо, что живой…"
Владимир Высоцкий.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Нам дарован был действенный инструмент справедливой и бескровной борьбы — слово
В надежде, что мы когда-нибудь научимся достойно пользоваться им, научимся договариваться — не конфликтовать, 
отказавшись наконец от смертоносного железа. Во все времена чествуют героев, 
сражающихся на поле брани и проливающих кровь свою. 
И было бы справедливо присваивать звание Героев владеющим словом так же мастерски и мужественно, как и оружием. 
Для того, наверное, нам и посылаются с определённой периодичностью глашатаи-поводыри — 
"пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта" — для того чтобы прививать столь ценные для человечества навыки. "Не всё — суета", дорогой, любимый ПОЭТ… и "хлопоты" твои о нас не были напрасными.
Помним… Любим… Чтим

Мне судьба — до последней черты, до креста,
спорить до хрипоты  (а за ней — немота), –
убеждать и доказывать с пеной у рта,
что не то — это всё... и не тот... и не та!
Что лабазники врут про ошибки Христа, –
что, пока ещё в грунт не влежалась плита,
триста лет под татарами — жизнь ещё та́!
Маета  трехсотлетняя  и нищета...
Но под властью татар  жил Иван Калита́,
и уж был не один — кто один против ста?
Пот намерений добрых  и бу́нтов тщета,
пугачёвщина, кровь  и опять — нищета...
Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, –
повторю  даже в образе злого шута.
Но не сто́ит предмет... да и тема не та, –
суета всех сует — всё равно суета.
Только чашу испить — не успеть на бегу,
даже если разлить — всё равно не смогу;
или выплеснуть  в наглую рожу врагу, –
не ломаюсь,  не лгу — всё равно не могу;
на вертящемся гладком и скользком кругу
равновесье держу,  изгибаюсь в дугу!
Что же с чашею делать?! Разбить — не могу!
Потерплю — и достойного подстерегу:
передам — и не надо держаться в кругу.
И в кромешную тьму,  и в неясную згу, –
другу передоверивши чашу,  сбегу!
Смог ли он её выпить — узнать не смогу.
Я с сошедшими с круга  пасусь на лугу,
я о чаше невыпитой  здесь — ни гугу́, –
никому не скажу,  при себе сберегу.
А сказать — и затопчут меня на лугу́.
Я до рвоты,  ребята,  за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу...
Мне — за голый мой нерв, на котором кричу,
и весёлый манер,  на котором шучу...
Даже если сулят  золотую парчу,
или по́рчу грозят напустить — не хочу,
на ослабленном нерве  я  не  зазвучу, –
я уж свой подтяну,  подновлю,  подвинчу!
Лучше я загуляю,  запью,  заторчу́, –
всё, что за ночь кропаю — в чаду растопчу,
лучше голову песне своей  откручу, –
но не буду скользить  словно пыль по лучу!
...Если всё-таки чашу испить мне судьба,
если музыка с песней  не слишком груба,
если вдруг докажу, – даже с пеной у рта —
я уйду... и скажу, что не всё — суета!

(Владимир Высоцкий. 1977 год)  
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
* Минерва (мифол.) — богиня мудрости, мужества, покровительница наук, искусств и ремёсел в древнеримской мифологии
** Заратустра — жрец и пророк, основатель зороастризма (маздеизма – от перс. Ahura-Mazda, имени доброго начала) живший ориентировочно между VI и первой половиной V века до н.э. (в 628-551 годах до нашей эры)
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама