| Стихотворение «Ковчег божественных щедрот...» | «Аристократизм музыки» | |
Предисловие: Играет Святослав Рихтер. Ковчег божественных щедрот... Второй концерт Рахманинова, в своем величии стихии чувств, звучанием несёт земное предзнаменованье силы духа.
Отдавшись музыке, сдаешься в плен непостижимых буйств страстей земли, едва ли уловимых её благословенным даром слуха.
Сознание уносится в сиянии лазури утренней с закатом пламенеющих небес. Его гармонии переплелись степенно, и благородства жизни строгий смысл воскрес.
Безудержное вдохновение уносится воображеньем ввысь, все дальше ...в незамедлительное погружение туда, где быть не может даже мига зла и фальши. Туда, где воскрешается земля, напившись родниковой музыки природой всей, все глубже в недра нервов пробираясь, пронизывает неизбежностью сильней...
Абстрактные, неуправляемые мысли, безмолвных клеток, как немые слуги: их крылья постиженья проросли, воздушные движения упруги. Обрушивается ошеломительный каскад созвучий гармонических вовнутрь тебя, и ты им поддаешься изумлённо. С напором огненным, пластичной мощностью аккордов, за собой ведя.
Самоконтроль и творческое самовыражение, как трепетное пламя, несет тебя на крыльях ощущения, и сокрушает чувственной волной цунами. Бушующая силища уносит за собой весь смысл существования, умиротворяющий его покой… И отдых сердцу благодатный призывает, умыв его счастливой, освежающей слезой.
В концерте номер два царит достойный дух величия ума, от внутренних разрух несущее спасенье. Свобода внутреннего аристократизма, дыханью дарит отрешением уверенность, покой, избавив от тревог. От напряженного уныния освободив свободой, в себя вобравшей силу духа Русского народа, с Монгольскими чертами их скрестив.
Велик концерт всепоглощающей неодолимой властью над сознаньем, вручающей умам рецепт насыщенного пониманья внутреннего счастья. В нем все вобралось: и фатализм, и рока – неизбежность, и чувственность, и, как торнадо-страсть. Ковчег божественных щедрот, России не позволивший пред трудностями пасть: в звучании - его предназначенье.
|
Послесловие: Эссе от автора:
Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме;
Не случайно возникла такая форма, как проза в стихах. Сложно, почти невозможно
в небольшом объеме выразить нахлынувшие чувства от восприятия того или иного момента.
Ключевым понятием тут являются чувства: эмоциональные, субъективного впечатления.
Здесь нет ритма, метра, рифмы. Здесь распорядителем является промежуточная связь между поэзией и прозой:
ритмическая проза и свободный стих. Формулировку подарил нам Бодлер в «Цветах зла».
Первой же книгой стихов в прозе. Является "Гаспар из тьмы" Бертрана,
в русской литературе нас познакомил с этой формой И.С. Тургенев.
Стихотворения в прозе, это лиро-эпический жанр.
Он предполагает не механическое сочетание стихотворения и прозы,
как это следует из определения А. Квятковского, по которому стихотворение в прозе -
"произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме".
Исследуя множество других источников работы, я пришла к выводу, что больше оснований
согласиться с тем, что стихотворение в прозе является совершенно особым жанром,
в котором характерные черты прозы и поэзии сочетаются гораздо более органично и сложно.
Стихотворения в прозе наиболее традиционной прозы, тяготеют к поэтическим метафорам, аллегориям, символам.
В них вполне могут уживаться анафоры, кольцевые композиции, синтаксические повторы,
параллелизмы, образующие в некоторых случаях рефрены.
И что самое главное, так это мелодичность, которая достигается не рифмами,
но звуковой организацией (аллитерациями и прочими созвучиями).
Важнейшим свойством жанра является миниатюрность формы, краткость текста...
Тщательнейший выбор наиболее выразительных, чувственных сравнений,
и ощутимая самостоятельность, замкнутость в себе. Что позволяет автору
наиболее открыто высказаться относительно своего сиюминутного ощущения момента.
Стихотворение в прозе, невзирая на некоторые признаки родства между ним и свободным стихом –
невозможно отождествлять с верлибром, еще и потому, что он предполагает деление на стиховые строки,
а стихотворение в прозе на абзацы, и это прозаическое деление придает ему свое звучание, свой характер.
Следуя за исследователями, под стихотворением в прозе мы понимаем, самодостаточный литературный жанр,
позволяющий выражать поэтический замысел.
Стихотворению в прозе, без использования формальных признаков поэзии, связанных с рифмой и ритмом,
тем не менее, присущ сугубо поэтический взгляд на мир.
Изображение происходящего здесь носит абстрагированный характер, имеет обобщенные,
акварельно - размытые контуры, позволяющие читателю легко внедряться в состояние лирического героя.
В этой форме, как нигде отражается внутренний субъективный опыт автора
и его возвышенно - эмоциональное отношение к миру, мыслеформа вдохновения.
«Полнота и цельность впечатления, образность, концентрация и игра смыслов,
особая роль означающего; краткость и завершенность формы, бессюжетность,
своеобразие тематического развертывания, приемы экспрессивного синтаксиса;
структурная и ритмическая упорядоченность за счет использования параллелизмов
и повторов на разных языковых уровнях, специфика отражения времени».
Источник - Ж. Зельдхейи-Деак "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.
К проблеме жанра"//Русская литература. - 1990. - №2. - с.188-194.
Источник - Пушина Л.А."Лингвостилистический анализ жанра стихотворения
в прозе в сборнике Шарля Бодлера "Парижский сплин" (Автореф.... канд. наук, 2004. - с.6).
Источник - Литературный энциклопедический словарь
под ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева. - М.: 1987. - с.425.
|
| |