Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль: основоположники утилитаризма
Джереми Бентам (1748–1832) – основатель утилитаризма
Бентам сформулировал утилитаризм как этическую теорию, согласно которой правильность поступков определяется их способностью приносить «наибольшее счастье наибольшему числу людей».
Основные положения:
Принцип полезности: добро – это то, что увеличивает счастье, а зло – то, что его уменьшает.
Гедонистический калькулятор: Бентам предлагал оценивать действия по количеству удовольствия и страдания, которые они вызывают. Он даже пытался «измерять» их по таким параметрам, как интенсивность, длительность, вероятность повторения и т. д.
Равенство интересов: счастье каждого человека имеет одинаковую ценность, независимо от его статуса.
Пример:
Представьте, что врач может спасти пять пациентов, пересадив им органы одного здорового человека. Если ориентироваться только на гедонистический калькулятор Бентама, убийство одного ради пяти может выглядеть оправданным – общее количество счастья увеличится.
Джон Стюарт Милль (1806–1873) – реформатор утилитаризма
Милль вырос под влиянием идей Бентама, но увидел их ограничения и попытался сделать утилитаризм более «гуманным».
Главные отличия от Бентама:
Качественное различие удовольствий: Милль утверждал, что не все удовольствия равны. Например, интеллектуальные радости («высшие удовольствия», такие как чтение, искусство, наука) ценнее простых физических наслаждений («низших удовольствий», как еда или отдых).
Свобода и индивидуальность: Милль считал, что общество должно защищать права личности, даже если это не приносит максимального счастья большинству. Это особенно важно в защите от «тирании большинства».
Принцип вреда: он предложил ограничение власти государства – люди могут делать всё, что угодно, если их действия не причиняют вреда другим.
Пример:
Если большинство жителей города решат запретить определённую религию, это могло бы принести «больше счастья» в понимании Бентама, но Милль бы возразил: подавление свободы мысли и самовыражения вредит обществу в долгосрочной перспективе.
Критика утилитаризма
Как измерить счастье? Даже если мы принимаем, что мораль основывается на счастье, сложно объективно измерить удовольствие и страдание.
Оправдания жестокости: теория может оправдывать жертвы меньшинства ради большего счастья большинства.
Недостаточное внимание к индивидуальным правам: Милль пытался это исправить, но многие считают, что утилитаризм не защищает личность достаточно эффективно.
Бентам дал утилитаризму жёсткий и математизированный характер, а Милль смягчил его, добавив понятие качественных различий удовольствий и защиту личной свободы. Эти идеи до сих пор влияют на философию, политику и экономику, но остаются предметом споров.
| Помогли сайту Реклама Праздники |