Заметка «Утилитаризм: основные положения и основоположники»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 77 +4
Дата:

Утилитаризм: основные положения и основоположники

Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль: основоположники утилитаризма

Джереми Бентам (1748–1832) – основатель утилитаризма

Бентам сформулировал утилитаризм как этическую теорию, согласно которой правильность поступков определяется их способностью приносить «наибольшее счастье наибольшему числу людей».

Основные положения:
Принцип полезности: добро – это то, что увеличивает счастье, а зло – то, что его уменьшает.
Гедонистический калькулятор: Бентам предлагал оценивать действия по количеству удовольствия и страдания, которые они вызывают. Он даже пытался «измерять» их по таким параметрам, как интенсивность, длительность, вероятность повторения и т. д.
Равенство интересов: счастье каждого человека имеет одинаковую ценность, независимо от его статуса.

Пример:
Представьте, что врач может спасти пять пациентов, пересадив им органы одного здорового человека. Если ориентироваться только на гедонистический калькулятор Бентама, убийство одного ради пяти может выглядеть оправданным – общее количество счастья увеличится.


Джон Стюарт Милль (1806–1873) – реформатор утилитаризма

Милль вырос под влиянием идей Бентама, но увидел их ограничения и попытался сделать утилитаризм более «гуманным».

Главные отличия от Бентама:
Качественное различие удовольствий: Милль утверждал, что не все удовольствия равны. Например, интеллектуальные радости («высшие удовольствия», такие как чтение, искусство, наука) ценнее простых физических наслаждений («низших удовольствий», как еда или отдых).
Свобода и индивидуальность: Милль считал, что общество должно защищать права личности, даже если это не приносит максимального счастья большинству. Это особенно важно в защите от «тирании большинства».
Принцип вреда: он предложил ограничение власти государства – люди могут делать всё, что угодно, если их действия не причиняют вреда другим.

Пример:
Если большинство жителей города решат запретить определённую религию, это могло бы принести «больше счастья» в понимании Бентама, но Милль бы возразил: подавление свободы мысли и самовыражения вредит обществу в долгосрочной перспективе.


Критика утилитаризма

Как измерить счастье? Даже если мы принимаем, что мораль основывается на счастье, сложно объективно измерить удовольствие и страдание.

Оправдания жестокости: теория может оправдывать жертвы меньшинства ради большего счастья большинства.

Недостаточное внимание к индивидуальным правам: Милль пытался это исправить, но многие считают, что утилитаризм не защищает личность достаточно эффективно.


Бентам дал утилитаризму жёсткий и математизированный характер, а Милль смягчил его, добавив понятие качественных различий удовольствий и защиту личной свободы. Эти идеи до сих пор влияют на философию, политику и экономику, но остаются предметом споров.

Реклама
Обсуждение
23:12 06.03.2025(2)
1
Моряна (Галина Димитрова)
Интересно познакомиться с данным течением, Алёна.
23:47 06.03.2025
Алёна Шаламина
Заметка "Кант против утилитаризма" заканчивается фразой:
Политические решения (войны, экономика) – чаще утилитаризм.
23:36 06.03.2025
Алёна Шаламина
Опубликовала сейчас заметку Кант против утилитаризма https://fabulae.ru/note.php?id=76941
15:39 05.03.2025(1)
1
  Мне кажется, Вам не следует  вникать в философские вопросы. Вы их понимаете на уровне ... как бы не обидеть...
 Ваш пример с убийством одного, чтобы вылечить пятерых - дикий, даже если не Вы его выдумали. 
 Если пример - не Ваш, то Вы  не на тех сайтах гуляете.

 Попробуйте писать о литературе.
 Может здесь будете успешней и не принесете  вреда тем наивным, кто Вас воспринимает, как источник знаний. 
20:05 05.03.2025(1)
Алёна Шаламина
Галина, спасибо за Ваше мнение. Пример с убийством одного ради пятерых – не мой, это классический мысленный эксперимент «Проблема вагонетки», который используют в этике (особенно в утилитаристской традиции) для иллюстрации принципа наибольшего блага. Его обсуждают в ведущих философских изданиях и университетах, а не на «не тех сайтах».
Что касается моего интереса к философии – разве не естественно пытаться разбираться в важных вопросах? Литературу я тоже люблю, но разве она не переплетена с философией? Например, Достоевский в своих романах поднимал множество философских тем, и это делает его только глубже.
Я уважаю Вашу точку зрения, но думаю, что стремление к пониманию не должно ограничиваться только теми сферами, где кто-то считает нас «успешными».
Гость06:04 06.03.2025
1
Спасибо, Алёна! Не обращайте внимания.
20:48 05.03.2025
Анатолий Комогоров
В случае с тем, что, пересадив органы здорового человека пятерым больным, счастье увеличится не в пять раз, а гораздо больше, потому что все работники клиники по пересадке органов получат деньги за участие в операциях.
Интересная теория, я прежде о ней не слышал. Юдокоммунизм явно из неё взял своë начало — что счастье работников фабрики увеличится, когда они поделят между собой имущество владельца фабрики, или когда крестьяне поделят имущество помещика...
Только поделить не получилось.
19:33 05.03.2025(1)
1
АБСОЛЮТ
ОТЛИЧНО
20:07 05.03.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Андрей!
Реклама