Заметка «Пьер Безухов и Платон Каратаев: достижение внутреннего покоя»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Три источника и три составные части харизмы
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 18
Читатели: 110 +1
Дата:

Пьер Безухов и Платон Каратаев: достижение внутреннего покоя

Вспомнила сейчас Платона Каратаева из "Войны и мира", мужика, который был в плену вместе с Пьером Безуховым и который повторял "Перемелется - мука будет". Задумалась, не было ли это тоже чем-то навроде передачи ответственности?

Платон Каратаев во многом символизирует спокойное принятие жизни такой, какая она есть. Фраза «Перемелется — мука будет» отражает его философию: что бы ни происходило, всё образуется, всё пройдёт, и в конечном итоге всё будет так, как должно быть.

Почему это похоже на передачу ответственности

Он не зацикливается на страданиях и не бунтует против судьбы.
Он не впадает в отчаяние из-за плена, не терзается мыслями о будущем. Вместо этого он остаётся спокойным, трудится, рассказывает сказки, поддерживает Пьера. Это похоже на метод Кабейн: он не сопротивляется тому, что вне его власти, но продолжает делать то, что может.

Он доверяет жизни и миру.
Каратаев – человек простой, но в его словах много глубокой народной мудрости. Он как будто «передаёт ответственность» самой жизни, судьбе, мирозданию. Он не пытается просчитать все возможные исходы или контролировать ситуацию – он просто живёт.

Его спокойствие передаётся другим.
Именно благодаря Каратаеву Пьер Безухов перестаёт мучиться бессмысленными вопросами о судьбе и впервые за долгое время ощущает внутренний покой. Это похоже на эффект передачи ответственности: когда человек перестаёт тревожиться о том, что не в его власти, он становится увереннее, добрее и даже харизматичнее.


Разница между передачей ответственности и бездействием

Каратаев, конечно, не борется за свободу – он принимает плен. Но при этом он не теряет себя, остаётся добрым, деятельным, живым. Он не бежит от реальности, не прячется в страхе – он просто принимает её.

Получается, передача ответственности – это не отказ от действий, а способ не терять душевное равновесие в любых обстоятельствах.


Жизнь в гармонии с тем, что есть

В образе Платона Каратаева есть какая-то глубокая, почти интуитивная житейская мудрость, которая не требует сложных философских размышлений. Он не рассуждает о смысле жизни, как Пьер, не ищет объяснений, как князь Андрей, а просто живет в гармонии с тем, что есть.

Его подход напоминает стоицизм, буддизм и даже современные техники осознанности:

Принимать неизбежное без лишних страданий.

Делать то, что можешь, и не мучиться тем, что не в твоей власти.

Не цепляться за прошлое, не бояться будущего, а жить здесь и сейчас.

При этом он не просто смиряется, а находит радость в мелочах: в работе, в песнях, в истории, которую может рассказать. Может быть, в этом и есть секрет его душевного равновесия.
Реклама
Обсуждение
00:37 23.02.2025(1)
1
ОлГус
Интересная версия...
05:47 23.02.2025(1)
Алёна Шаламина
 
21:50 23.02.2025
ОлГус
Ох, и мудр Никита...  Иезустически.
12:49 23.02.2025(2)
1
Чего только в книгах не напишут теоретики, но на практике может быть иначе.
Поэтому, хочу спросить: что думаете вы, как можно переключать голову - в сторону душевного равновесия?
13:20 23.02.2025
Алёна Шаламина
Если бы знала, то не искала бы ответов в книгах. 
13:19 23.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Если бы я знала... 
13:37 23.02.2025
1
А все таки, если глубже копнуть? В книгах ответа не найдете - уведут в сторону, или обманут. 
Вы же не просто разместили материал? Значит, призываете подумать.
Ваши размышления и должны быть первыми.
21:13 22.02.2025(1)
1
И нашего...
21:59 22.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Но я ещё не научилась ни смиряться, ни находить радость в мелочах (((
22:25 22.02.2025
1
Может быть, придёт со временем...
10:52 22.02.2025(3)
1
То, что Каратаев помог Пьеру выжить , что повлиял на его мировоззрение, - не поверхности. Но о "передаче ответственности" здесь никогда не думала, да и не знала об этом приёме раньше... Спасибо, Алёна! Предлагаешь посмотреть на многие привычные вещи с другой точки зрения!
13:13 22.02.2025
Алёна Шаламина
Тося, я сама поразмышляла над своим вопросом о том, насколько похожим на Платона Каратаева стал Пьер. 
Он не принимает жизнь так, как Каратаев. Каратаев живёт в абсолютном согласии с судьбой, у него нет сомнений и мучений. Пьер же проходит через это состояние как через этап – но позже он возвращается к жизни, к активным действиям.
Пьер – не человек простых истин. Каратаев живёт мудростью народа, поговорками, сказками – он не рефлексирует, не анализирует. Пьер же никогда не перестаёт думать, он переживает интеллектуальные и духовные прозрения.
Каратаев растворяется в мире, а Пьер находит себя. Каратаев не видит себя отдельным от судьбы и окружающего мира. Пьер, напротив, обретает свою личную силу и возвращается к жизни, уже зная, кем он хочет быть.
11:23 22.02.2025(1)
Алёна Шаламина
Тося, а как тебе кажется, можно ли назвать Пьера Безухова в какой-то момент похожим на Каратаева? 
14:50 22.02.2025(1)
1
Думаю, что похожим - нет. Мне кажется, Каратаев со своим смирением  был для Пьера лишь эпизодом. Пьер по-прежнему думает, старается разобраться в происходящем. Не зря же в конце Пьер близок к декабристам - он не смирился. Каратаев для Пьера - один из жизненных уроков.
14:58 22.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Тося!
11:12 22.02.2025
Алёна Шаламина
Спасибо, Тося!
12:57 22.02.2025(2)
1
Анатолий Комогоров
Он становится увереннее, добрее и даже харизматичнее.

Не понимаю, какой смысл вы вкладываете в данном случае в слово «харизматичнее».
Но в условиях плена человеку надо быть максимально непременным. Стараться не обращать на себя внимание, потому что любое внимание со стороны стражников может только ухудшить положение пленника.
13:08 22.02.2025(1)
1
Валерий Свидерский
Принятие собственной беды означает (облегчает) принятие субъектом бед окружащих людей. чем делает его для них и притягательнее и следовательно харизматичнее. Ибо харизма предполагает притяжение людских симпатий.Так я понимаю.Сострадание и участие - непременные качества  истинной харизмы.
13:49 22.02.2025
Анатолий Комогоров
Вы неправильно понимаете слово «харизма».
Харизматичный человек — это прирождённый лидер. Он даже сам не знает, почему поступает так или иначе.
Он всегда выступает в роли командира. У нас был во дворе мальчик, который был невероятно харизматичным:
у него всегда были какие-то планы;
любые, даже самые дурацкие его планы «принимались на ура».
Однажды был сильный дождь. Мы стояли в подъезде, и этот мальчик говорит: «А давайте без трусов вокруг дома бегать!»
И все бегали.
13:07 22.02.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Я имела в виду харизму не как заметность или яркость, а как внутреннюю силу, спокойствие, уверенность, которые начинают притягивать людей. У Пьера в плену не было цели привлекать внимание, но его новое состояние – избавление от мучительных вопросов, ощущение покоя – меняло его восприятие жизни. Можно сказать, что он стал внутренне более цельным, и это тоже один из аспектов харизмы. Ведь даже в плену, когда внешняя активность неуместна, спокойствие и уверенность могут влиять на окружающих.
13:47 22.02.2025
1
Анатолий Комогоров
Харизматичность — происходят от слова χάρις (ха́рис), означающего благодать и очарование... И если прочитать, что о харизматичности написано до конца, то получается, что харазматичность — это свойство психики, то есть человек либо харизматичный, либо нехаризматичный.
И поэтому становиться харазматичнее не получится, как увереннее и добрее.
11:03 22.02.2025(1)
2
Валерий Свидерский
Отношения Безухова и Каратаева-сильнейший эпизод романа Толстого, но разборами особо не осмечен.Между тем, в процессе их движения  и мучения в плену у французов Платон Каратаев начинает умирать.А ПЬер Безухов дичает и  нравственно тупеет настолько, что начинает сторониться Платона,опасаясь смерти в его лице.И это дичание,обесчеловечивание,дегуманизация главного героя.который преподноситтся, как едва ли не самый нравственый персонаж романа-самый страшный и убедительный упрек Толстого войне и той нравсттвенной пустыне которая она с собой несет.
Конечно же Платон принимает неизбежное - правильно  и точно Вами дана оценка и другим его качествам.Но есть ли это хорошо? Ответ здесь же: так повел себя и Пьер-сторониттся умирающего Платона,  чтобы ему не помочь (хотя бы близостью с умирающим) .Снял с себя ответственность за его судьбу.И такая степень ответственности, а точнее безответственности,- чужда русскому характеру. Сам погибай-товарища выручай-вот его любимая пословица. Смирение с неизбежным  ограничено судьбой ближних,иначе оно переходит в безучастность. Дальше этого смиряться для русского человека уже неприлично. Потому что нет выше доблести, аще кто погибнет за други своя.имхо 
11:20 22.02.2025
1
Алёна Шаламина
Валерий, спасибо за такой глубокий комментарий! Да, точно. Смирение Каратаева и его принятие судьбы – это одно, а поведение Пьера в этот момент – совсем другое. Пьер как будто убегает от ответственности перед ближним, и здесь Толстой показывает другую сторону войны – её способность обесчеловечивать даже таких людей, как Безухов.
Хотя может быть, что Пьер не столько снимает с себя ответственность за Каратаева, сколько сам переживает состояние крайнего душевного истощения. Он уже дошёл до той грани, где человек не может помочь другому, потому что сам опустошён. Это не оправдание, конечно, но, возможно, Толстой хотел показать не безразличие, а именно то, как война разрушает способность человека к сочувствию?
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама