Заметка «Присутствие (здесь и сейчас)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Три источника и три составные части харизмы
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 44 +13
Дата:

Присутствие (здесь и сейчас)

Книга Эми Кадди «Присутствие» (Presence: Bringing Your Boldest Self to Your Biggest Challenges) посвящена тому, как развить уверенность в себе и обрести психологическое состояние, позволяющее действовать максимально эффективно в стрессовых и важных ситуациях.

Кадди определяет присутствие как состояние гармонии между нашими мыслями, чувствами и поведением. Это способность быть в моменте и проявлять себя аутентично, не подавляя свою личность страхами и сомнениями. Когда мы присутствуем, наш язык тела, речь и внутренние ощущения находятся в согласии, что делает нас более убедительными, уверенными и естественными.
Присутствие, как я определяю его на этих страницах, – состояние, в котором мы настроены на свои истинные мысли, чувства, ценности и способности и можем их свободно выражать.


Основные идеи книги

Влияние тела на разум
Кадди популяризировала концепцию power poses — поз уверенности, которые помогают изменить наше психологическое состояние. Она утверждает, что определённые позы (например, «поза супергероя» — руки на бёдрах, расправленные плечи) могут увеличить уровень тестостерона (гормона уверенности) и снизить уровень кортизола (гормона стресса).
Как раз эти исследования "поз уверенности" подверглись критике в научном сообществе (из-за проблем с воспроизводимостью результатов).

Аутентичность как основа уверенности
Настоящая уверенность не в том, чтобы подстраиваться под ожидания окружающих, а в том, чтобы осознавать свою ценность и действовать, исходя из своих убеждений.

Маленькие изменения — большие результаты
Кадди предлагает ряд небольших практик, которые могут помочь человеку чувствовать себя более уверенно:
Открытая осанка и уверенные жесты.
Глубокое дыхание для расслабления.
Использование позитивного внутреннего диалога.
Осознание своих сильных сторон.

Страх и неуверенность можно преодолеть
Даже если человек чувствует себя скованно и тревожно перед важной ситуацией (выступление, собеседование, переговоры), он может сознательно подготовить себя к успеху, используя техники осознанного контроля тела и разума.

Как «показать» присутствие

(конспектирую книгу Эми Кадди «Присутствие»)

Вы наверняка слышали такой совет: «Просто будь самим собой». Мы все интуитивно понимаем, что это имеет смысл: действуя естественно, мы показываем себя с лучшей стороны, и другие люди откликаются с большей готовностью.
Но ключевое слово здесь – «показывать»: ведь если рядом кто-то есть, то быть собой означает демонстрировать окружающим определенное поведение. Слово «показывать» обычно ассоциируется с видимостью, с чем-то искусственным, а это на первый взгляд кажется несовместимо с присутствием.
И все же никто не будет отрицать, что великие артисты во время представления присутствуют в высшей степени – от них словно исходит заряд, электризующий зрителей. Чему можно научиться от великих артистов в плане присутствия?

Приятель-музыкант однажды сказал мне, что хорошее выступление – не то, которое кажется фильмом, что можно крутить снова и снова. Нет, хорошее выступление – это что-то такое, что разворачивается перед тобой словно впервые.
«Ничего страшного, если выступающий слегка волнуется, – сказал он. – Мне приятно знать, что я вижу нечто настоящее, творимое человеком, который любит свое дело. Это убеждает меня в подлинности того, что я вижу и слышу. Тогда я верю музыканту».

То же мы видим и в танцевальных выступлениях. Микко Ниссинен – художественный руководитель Бостонского балета. Я сама когда-то занималась балетом, и потому мне особенно не терпелось узнать мнение Микко по поводу присутствия.
«Любой новый опыт будит у человека вопросы, сомнения, и это отвлекает от зоны максимальной сосредоточенности. Когда находишь точку истинного присутствия, пребывание в ней дает силу. Пребывание в ней в состоянии равновесия, потому что не пытаешься себя защитить. Просто пребываешь. Так что это в каком-то смысле истинное состояние человека».
В качестве примера он рассказал про выступление Михаила Барышникова. Микко видел Барышникова в этой роли годом раньше, когда он только начал ее танцевать. Технически его исполнение было совершенно. Но во второй раз оно стало чем-то значительно большим: «Я должен сказать, это было почти… преображением. Он танцевал хорошо, как и год назад, но на этот раз… благодаря его присутствию, благодаря энергии, которая циркулировала между… – Тут Микко застыл с открытым ртом, подыскивая нужные слова. Между Барышниковым и залом? Между Барышниковым и музыкой? – Он как будто соединял нас со… со всем сразу! Он строил мост на небеса! Это было невероятно. Боже мой, просто совершенное мастерство присутствия в настоящем моменте

Недавно я беседовала с актрисой Джулианной Мур, и меня поразило, что она интуитивно постигла понятие присутствия. Мне казалось, что передо мной сидит живое воплощение всех моих исследований. Ее лицо, проницательное и теплое, словно озарялось светом во время нашей беседы. Она подавалась в мою сторону, участливо смотрела на меня, глаза в глаза, кивала и улыбалась, разделяя мое воодушевление. Мы с ней одинаково понимали присутствие, но она постигла его суть так, как я постичь не могла.
Я спросила:
– Как вы думаете, что мешает человеку полностью присутствовать в жизни, в общении с другими?
– Люди не ощущают своего присутствия, когда чувствуют себя невидимыми, – ответила она. – Невозможно присутствовать, если тебя никто не видит. Причем это заколдованный круг: чем упорней люди не признают твоего существования, тем сильнее ты чувствуешь, что не существуешь. Для тебя нет места… И наоборот, сильнее всего присутствуешь, когда к тебе приковано наибольшее внимание… в этом случае оно подкрепляет твое ощущение себя.

Девочкой Джулианна не любила быть в центре внимания, но, как и все мы, мечтала, чтобы ее заметили и поняли. Семья часто переезжала, и на каждом новом месте Джулианна неизбежно чувствовала себя невидимой – ее не замечали ни соученики, ни педагоги. По ее словам, каждый раз на новом месте она признавалась себе: «Я не знаю, кто я в этой ситуации. Нужно это понять».
После каждого переезда Джулианне приходилось утверждать себя заново. И каждый раз она искала, находила и утверждала свое подлинное лучшее «я». Пока она этого не делала, ее никто не видел.

Я спросила:
– Кроме того, что актер находится в центре внимания, – что означает для него присутствие? Как актеры учатся присутствовать?
– Ключ к присутствию – и об этом актеру говорят его преподаватели – расслабленность. Но когда тебе восемнадцать лет, ты только начала учиться в школе актерского мастерства и тебе говорят, что надо расслабиться, не напрягаться, – ты кричишь: «Но ведь все мои чувства рождаются от напряжения, от беспокойства! Приступы гнева и горя, слезы…» А много лет спустя понимаешь то, чего не понимала в восемнадцать: ключ к передаче эмоций, чувств, нюансов, присутствия… быть расслабленной, не напрягаться.

Еще я спросила Джулианну, как она готовится к созданию образа.
– Я готовлюсь так, чтобы, отпустив себя на волю, пережить нужные чувства перед кинокамерой, – ответила она. – Если я не подготовилась, я слишком нервничаю и не могу присутствовать.

Впрочем, Джулианна понимает, что подготовка – это еще не все. Она впервые раскрывает 95 % своей роли на съемочной площадке. «Я стараюсь получить представление о характере своего персонажа, а потом встаю перед кинокамерой и уже позволяю персонажу вести меня…».

Кстати, сейчас – удачный момент, чтобы поговорить о подготовке в более широком плане. Иногда люди ошибочно считают, что я предлагаю вообще не готовиться к выступлениям и встречам и полностью положиться на импровизацию. Это не так. Если человек не обдумал заранее, что именно хочет сказать, то будет чувствовать себя неуверенно и не сможет присутствовать.
Подготовка бесспорно важна, но в определенный момент нужно прекратить подготовку содержания и заняться подготовкой настроя. Переключиться с того, что вы собираетесь говорить, на то, как вы собираетесь это говорить.

Даже служа вместилищем для персонажа, Джулианна может делать свою работу только в том случае, если ощущает подлинность и честность результата.

– В Америке есть любимая поговорка: «Делай так хорошо, как можешь». Когда человеку говорят такое, у него могут опуститься руки, потому что – что это вообще значит? Может, это значит «Делай лучше всех»? А если ты не знаешь, что должен делать, то как можно это делать лучше всех? В сущности, я думаю, это о том, что нужно быть собой, присутствовать по максимуму. Заполнить собой пространство. Вложить себя всего.

– Но что случается, если человек вложил себя всего и не добился успеха? – спросила я.
– Никаких сожалений, никакого бесконечного пережевывания. Ни стыда за прошлое, ни страха, что следующая роль не удастся.

– Но если человек чувствует себя беспомощным и загнанным, он будет слишком бояться и не сможет присутствовать. И еще он выстроит слишком сильную защиту. Когда защищаешься от тех, кто хочет причинить тебе вред или унизить тебя, – не можешь присутствовать, потому что защита непроницаема.

– А что вы делаете, если присутствуете и открыты к взаимодействию с другим человеком, а ваш партнер в этой сцене – нет? – спросила я.

– Иногда актеры заранее решают, что будут делать, и не собираются реагировать на тебя, поэтому они просто отбарабанивают свое… и никак не выходит установить с ними связь, поймать взгляд, подключиться к ним физически. А ведь актерская игра – это в большой степени именно взаимодействие. И самое захватывающее происходит там, где не знаешь, что должно случиться, там, где два человека присутствуют, подключаются друг к другу и творят что-то вместе, и это похоже на… Именно эти моменты трансцендентны.

По мнению Джулианны, даже если второй актер не вовлечен в происходящее, сила присутствия может иногда преодолеть и это препятствие.
– Когда ты присутствуешь и открыта людям, они готовы предъявить тебе свое подлинное «я». Достаточно попросить. Никто не сможет ничего от тебя утаить. Абсолютно никто. Поначалу они, может быть, не захотят рассказывать, но в конце концов выложат историю всей своей жизни. И все потому, что люди хотят, чтобы их увидели.
Я ответила:
– Похоже, что когда присутствуешь, то тем самым позволяешь присутствовать и другим. Присутствие не делает человека доминантой, альфой: на самом деле оно позволяет выслушать других людей. Чтобы они почувствовали, что их слышат. И тогда они тоже начинают присутствовать. Так можно прибавить людям силы, даже если не можешь наделить их формальной властью.
Она умолкла, и лицо ее просияло.
– Да! И когда это случается – когда своим присутствием помогаешь присутствовать другим, – все поднимается на новую высоту.
Реклама
Обсуждение
02:30
Герман Бор
А там Чехов, Бунин, Тургенев курят в сторонке...
21:29 21.02.2025(1)
1
Irina Krupenina
Спасибо, Алёна. Очень интересно.
21:39 21.02.2025
Алёна Шаламина
Я же занималась на театральных курсах. И там иногда можно услышать, что кто-то на сцене "присутствует" - präsent sein. Или присутствие - Präsenz. Но никто не объясняет, что это такое. Просто как похвальное качество, которое или есть, или нет его. 
19:19 21.02.2025(1)
1
Прочитала с интересом...
19:21 21.02.2025
Алёна Шаламина
Тося, меня радует, что это не мне одной интересно! Спасибо! 
17:19 21.02.2025(1)
1
Вера Киреева
 Интересно, Алёна ! 

18:09 21.02.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Вера! 
Книга автора
МОЙ ВЗГЛЯД 
 Автор: Виктор Новосельцев
Реклама