Заметка «СТРАСТЬ И МУЗА. Полный текст с дополнениями.» (страница 1 из 5)
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Читатели: 28 +6
Дата:
Предисловие:
Данная статья включает: Страсть и муза.Альма, Страсть и муза.Элла, Страсть и муза.Нора. Текст дополнен некоторыми замечаниями. 
Графический материал можно посмотреть в Телеграм: t.me/wlugovsky в указанных выше статьях.

СТРАСТЬ И МУЗА. Полный текст с дополнениями.

СТРАСТЬ И МУЗА.
 
© В.В.Луговский
 
Женщина хотя и не поэт сама, но Муза.
Иван Ефремов
 
Фото и графики в Telegram: t.me/wlugovsky
 
 
     Муза в древнегреческой мифологии – одна из девяти богинь, покровительниц наук и искусств. Благосклонная муза помогает людям творить шедевры. В Новое время музами называют женщин – подруг писателей и художников, которые вдохновляют их на творчество своими личными качествами: красотой, харизмой, эротичностью. Следует, пожалуй, уточнить, что творческое состояние создаётся самим художником в себе, как канал в иное измерение, но необходим катализатор, которым и является женщина. Поэтому муза – это порождение творческого человека, а возникает она часто вопреки личности женщины, которая не вполне понимает или даже не любит творца, заставляет его страдать, переживать и ненавидеть, в то  время как  душа мужчины не перестаёт любить и верить… в созданную им музу. В итоге этих страстных отношений рождаются шедевры в живописи и литературе. Часто женщина становится для гения женой-помощницей (см. «Дао биоритмов»), но не всегда остаётся музой в лучшем смысле, впрочем, заставляя художника в творчестве искать выход к счастью. Известный пример – Софья Андреевна Толстая. Счастливый человек романов не пишет (А.Фефелов).
     Страсть возникает при полярной несовместимости по эмоциональным биоритмам (притяжение-разрядка-отталкивание), а понимание стиля  возможно при творческой совместимости. И то и другое способствует творчеству, так как представляют в известной степени крайности в поведении (чтобы писать, надо страдать, или стать Мастером хотя бы для одной женщины). Полярность и/или полная творческая совместимость  влияют на долговременность пребывания конкретной музы на небосклоне художника. Признанию его  гениальности способствует высшая интеллектуальная совместимость с музой, причём понимание творчества с её стороны не является строго обязательным. Так что в отношениях художника с музой может быть много оттенков – то ли ненависть, то ли любовь, то ли страсть. Однако есть один нюанс…. Мужчина любит глазами, а женщина ушами. Это значит, что красивая и эротичная женщина может быть для художника музой, в то время как сама женщина считает себя музой, если мужчина талантлив, гениален. При этом его творчество признаётся и высоко оценивается  самой женщиной, если  мужчина в её восприятии  – Мастер (совместимость по творческому каналу). В этом смысл и оправдание жизни женщины-музы. Вспомним, например, Елену Булгакову или Веру Набокову.
     Итак: Альма Малер, Габриэла Мюнтер, Нора Барнакл.
    Альма Мария Шиндлер родилась 31 августа 1879 года в Вене в семье известного художника. Альма хорошо разбиралась в музыке и сама была склонна к музыкальному творчеству. Она сочинила десятки песен для голоса и фортепиано и другие произведения. С юности её притягивал творческий талант мужчины, а совсем не внешность, не деньги и власть, как принято в обществе. Альме был нужен гений, чтобы стать для него единственной музой, вдохновляющей творца на выдающиеся произведения. Уже в 17 лет на  неё обратил внимание художник Густав Климт и получил поцелуй, а в 20 лет она влюбилась в композитора Александра Цемлинского, у которого брала уроки музыки. В дальнейшем родные запретили Альме продолжать встречи с Александром. Мужчина принадлежал к более низкому социальному кругу и имел заурядную внешность. Зато имел высокую творческую совместимость с ученицей (также физическую и физиологическую) – возникли эротические отношения:"Я жажду прикосновения его рук, его поцелуя, меня влечёт его высокий дух - милый Алекс!"  Александр признал, что у Альмы есть талант, что, безусловно, её пленило.
     В 1901 году  Альма (22 года), находясь ещё в отношениях с Цемлинским, знакомится с  Густавом Малером (41 год),  композитором и прославленным дирижером Венской оперы. Альма не любила (и не полюбила никогда) его музыку, но считала Малера гениальным дирижёром.Строки из дневника Альмы на начальном этапе знакомства с Малером (Алекс-Цемлинский)….  «Я стою перед ужасной дилеммой. Повторяю слова: ‘мой любимый‘, а затем следует ‘Алекс‘. В состоянии ли я любить Малера как он того заслуживает и способна ли? Пойму ли я его искусство, а он – мое? С Алексом понимание взаимно. Он любит каждую мою ноту» (творческая совместимость-В.Л.). Несмотря на нелюбовь к симфониям композитора женщина быстро выходит за него замуж. Почему?  Из картины совместимости (рис.1) мы видим их интеллектуальную и сердечную совместимость, что является достаточным условием для создания успешной семьи (см. «Формула любви»), чего, кстати, не наблюдалось в паре с Цемлинским. Имеется также высокая совместимость по высшему интеллектуальному биоритму – общность идеалов(4). Однако миной замедленного действия в этом конкретном браке оказалась творческая несовместимость(3). «Его искусство меня не трогает, абсолютно не трогает. Попросту говоря, я не верю в него как композитора. И я собираюсь связать свою жизнь с этим человеком. Я чувствую себя ближе к нему на расстоянии (признак сердечной совместимости  - В.Л.), чем рядом». Удивительно, что в день 27 ноября 1901 г., когда Малер принял решение жениться, творческие биоритмы этой пары пересекались. 9 марта 1902 года в день венчания пересекались высшие эмоциональные биоритмы, что ясно доказывает – гениев ведёт судьба. Пересечение несовместимых биоритмов часто встречается, когда судьба сводит партнёров – подобные случаи описаны в моей книге.
     Затем рождаются две девочки. Отношение мужа к музыкальному творчеству Альмы было весьма снисходительным, как и к её литературным предпочтениям. Малер потребовал, чтобы жена бросила сочинять  музыку и занялась детьми и домом. В то же время Густав Малер высоко ценил жену за красоту и молодость (он был старше на 20 лет). В 1907 г. умирает их дочь от дифтерии, а у самого композитора диагностируют порок сердца. Из-за  газетной критики он оставляет должность директора, и семья уезжает из Вены в Америку. В последующие годы наступает кризис отношений супругов.  Потеря ребёнка для женщины – это удар по её биологическому инстинкту выживания потомства, подсознательно виноват мужчина, который должен обеспечить выживание. Тем более, Малер летом 1904 года, безоблачным и счастливым, добавил к шестой симфонии ещё две «Песни об умёрших детях», которые  вызвала слёзы у обоих. Их дети тогда были веселы и здоровы.
     Композитор тратит энергию не на любовь, а на творчество – и то и другое питаются из одного источника. Маляр чувствует себя триумфатором после успешных концертов, отдавшись своему творческому эгоизму выдающегося композитора и дирижера. Вероятно, он догадывался, что жена остро нуждается в его любви и внимании, но полностью погрузился в работу над финалом «Песни о земле» и Девятой симфонией. Малер  был озабочен ходом сочинения, а не душевным состоянием жены. Альме не хватало интимности в отношениях с мужем.  Для женщины, как Альма,  любовь более определяется творческой совместимостью, чем сердечной. За годы совместной жизни выросла  эмоциональная неудовлетворённость   подавлением со стороны мужа её творческих способностей. Поскольку у супругов отсутствовала творческая совместимость (рис.1)*, Альма не смогла разделить творческий интерес Густава, не смогла соединить внутри себя музу и жену-помощницу, отказаться добровольно от своих творческих амбиций, не смогла пожертвовать ради Мастера, сознавая своё предназначения в этом. Вот как говорил жене Малер: «Как ты себе это представляешь, два композитора в доме! Смотри на мою музыку как на свою... У тебя отныне должно быть только одно призвание – делать меня счастливым!». Да, уж если не творить самой, тогда чувствовать, понимать, помогать, любить творчество Мастера.  Не сочинять свою музыку, а быть секретарем, служанкой, счетоводом  мужа-композитора. Но симфонии Маляра ей не нравились, она начала их ненавидеть…. Учитывая, что по эмоциональному биоритму имелся резонансный сдвиг, эмоциональные бури случались, что, конечно, напрягало Маляра. Каждый мужчина, кто сталкивался с эмоциональным резонансом, знает про вредоносность женских эмоциональных ударов.
 

Рис.1. Совместимость Альмы и Густава Малер. 1-интелектуальный,2-сердечный,  3-творческий, 4-высший интеллектуальный.
 
      Любовь – лекарство от всех болезней…. Альма находит для себя выход в новом мужчине и заводит бурный, страстный  роман с архитектором Вальтером Гропиусом, с которым познакомилась в 1910 году на курорте в Австрии. И попадается на полярность по эмоциональному и творческому биоритмам (вернее, это Гропиус попадается).  Маляр узнаёт о неверности жены…. Он просит жену не покидать его, меняет к ней отношение, консультируется у Фрейда. Сердечная и высшая интеллектуальная совместимости срабатывают - Альма остаётся с Густавом….   Она становится, наконец, хозяйкой семьи и королевой у своего мужа. Однако композитор тяжело заболел и скончался. На полях последней партитуры он написал:«Жить и умереть для тебя, моя Альма!». Пока Маляр угасал, Альма, в экстазе упивается  молодым Вальтером Гропиусом и думает, что соединится с ним после смерти мужа...
     Безусловно, Альма была музой для композитора Малера, а сердечная и высшая интеллектуальная совместимость укрепляла их союз, держала вместе. Такой совместимости у женщины не было с любовником Гропиусом, кроме того, между ними была полярная несовместимость по эмоциональному и творческому каналам. Это вызвало страсть и бурный роман, но и быстрое расставание, что характерно для полярности. После смерти Маляра любовники отдаляются. Но не забудем о коварности полярных связей: притяжение-страсть-расставание-притяжение. И всё же в итоге окончательный разрыв. Но это случиться  позже…
     После смерти мужа Альма переживает короткий роман с учёным Паулем Каммерером, затем возникают страстные отношения, самые дикие и сумасшедшие, с художником–экспрессионистом Оскаром Кокошкой. Эти отношения были похожи на бурю, выматывающую и беспощадную. Альма вспоминала: «Мы постоянно занимались любовью. Когда случались перерывы, Оскар рисовал меня». Заметная творческая совместимость способствовала совместному

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама