Заметка «Ответ на заметку Валерия Свидерского « Внутреннее устройство литературы в России» »
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 120 +4
Дата:
Предисловие:
Ответ на заметку Валерия Свидерского  « Внутреннее устройство литературы в России» ( https://fabulae.ru/note.php?id=75175  )

Ответ на заметку Валерия Свидерского « Внутреннее устройство литературы в России»

  Современная русская литература, безусловно, переживает кризис. Но талантливые писатели  есть. Нет талантливых издателей  и литературных критиков. Ежедневно «вбрасывается»  в продажу пять-семь  книг-новинок. Новинки стоят на полках максимум неделю, затем их переставляют в третий, четвёртый ряд, потом и вовсе о них забывают. Ничего личного — закон продаж. Бездумно наращивая количество новых наименований, издатель, как непрофильный инвестор, выжег книжный рынок дотла. Нельзя  не учитывать то, что за последнее десятилетие сменилась аудитория читателя: с « думающего» на «отдыхающего». Поэтому сегодняшний издатель ориентирован  не на поиск талантливых авторов, а на «раскрутку» тех, кто  гарантирует  читательский интерес и высокий уровень продаж. Соответственно, в литературе увеличилось количество откровенных дилетантов и графоманов, которых сложно назвать писателями. Бестселлеры же выходят не в том количестве, чтобы сильно влиять на общую ситуацию. В регионы новинки вообще не успевают приехать – львиную долю тиража распродают в Москве, в Санкт-Петербурге. Таким образом, нет  литературы — нет и читателей.

 Во-вторых, отсутствие писательской мотивации. Сегодня поиск смысла или борьба с пороками  не стоят ничего: кризис культуры. Ситуация изменится, когда в обществе изменится установка на посредственность и упрощение. Литературе нужны новые герой, а их нет. Живых героев, имена которых становились бы нарицательными, нет в самой нашей жизни. Изменится жизнь — появится и литература.


Реклама
Обсуждение
18:41 15.12.2024(2)
Комментарий удален автором комментария
14:31 16.12.2024(1)
2
Только дилетанты могут путать литературу с блогами.
20:00 16.12.2024(1)
2
А ещё дилетанты путают литературу и художественную литературу. 
13:29 17.12.2024
Правильно!
11:57 16.12.2024(2)
2
Кризис в литературе проявляется таким образом:

1.Проблема номер один — отсутствие тренда чтения в России. Мы читаем очень мало: в среднем, около трех с половиной книг в год. Мы больше не самая читающая страна в мире, а  молодежь читает сейчас по-другому: классику в сокращенном варианте или  не законченные литературные произведения, несущие какой-то определенный смысл. Век упрощения — три строчки, одна картинка — именно так мозг начинает воспринимать информацию. Клиповое сознание сформировалось, и маркетологи  подстраиваются под такой способ потребления информации.
2. Вторая проблема: книгу очень трудно донести до читателя. Так как книжный бизнес низкомаржинальный, большинство издательств не могут  позволить себе рекламные кампании федерального масштаба и телевизионную рекламу, которая бы эффективно двигала продукт. Поэтому многие очень хорошие качественные тексты остаются на уровне только Москвы и Петербурга. Мы все знаем Захара Прилепина, который, как абсолютная звезда, зажегся не так давно. Есть Сергей Шаргунов, Мая Кучерская, но их мена все равно не звучат, как звучат имена кино-звезд, например. Современный национальный автор сейчас имеет не очень большую аудиторию: Москва, Санкт-Петербург и все.
3.Третья проблема — пиратство. Авторы и издатели нигде так не пострадали от перехода к электронному формату книги, как в России. Цепочка проста: люди скачивают бесплатные версии, издатель не получает деньги и, соответственно, не платит автору, автор не может писать дальше: ему приходится выбирать между литературой и другой деятельностью, которая сможет его просто прокормить или давать достойный заработок. Таким образом, мы ставим под угрозу всю национальную литературу.
4. У нас в общероссийском классификаторе нет такой профессии «писатель». Литературная деятельность сведена на уровень хобби. Соответственно, ни трудового стажа, ни пенсий для писателей не предусмотрено.
5.  За последние десять  лет изменилось качество присылаемых молодыми авторами текстов. И не важно, какой это ресурс: электронный  или  печатный. Много графоманов. В общем объёме найти талант среди «мусора» становится все сложнее.
12:45 16.12.2024(1)
Комментарий удален автором комментария
12:51 16.12.2024(1)
Комментарий удален автором комментария
13:15 16.12.2024(1)
Комментарий удален автором комментария
13:34 16.12.2024(1)
Комментарий удален автором комментария
13:48 16.12.2024(1)
Комментарий удален автором комментария
14:21 16.12.2024(1)
Писатель и блогер - разные вещи.
14:57 16.12.2024(1)
Комментарий удален автором комментария
15:14 16.12.2024(1)
Нет, Саша, до писателя я тоже не дотягиваю. Главная книга ещё не написана. А блогерам всем платят - хоть о кошечках, хоть за рассказы.
15:28 16.12.2024(1)
Комментарий удален автором комментария
15:31 16.12.2024(1)
Кто тебе сказал такое, Саша? У моей знакомой внучка постит кошечек, так знакомая даже с работы ушла - внучка ей материально помогает. А знакомая только удивляется, что учитель меньше получает, чем кошечки.
15:34 16.12.2024(2)
Комментарий удален автором комментария
Гость16:21 16.12.2024(2)
1
Сказать о себе "я - писатель"?.. 
Александр, у Вас завышенные самооценка и самомнение.  
Ваши тексты слабы, их нельзя назвать литературными даже с натяжкой.
Но для Дзена они годятся. И только для Дзена. Даже на Фабуле их не поставят на Главную, даже на Фабуле. Не смешите фабулян, называя себя громко писателем. Вам об этом уже неоднократно говорили. И я напоминаю.  
18:56 17.12.2024
Не лишайте человека иллюзии, ему с ней уютно жить. )
20:42 16.12.2024(1)
Литература - это совокупность письменных и печатных произведений.
20:56 16.12.2024(1)

Сборник инструкций по ТБ является письменным произведением?..
23:26 16.12.2024(2)
Вы полагаете, что инструкцию любой человек может написать? Наверняка её писали специалисты имеющие высшее образование и владеющие специальными  знаниями охраны труда и производства.
Конечно это письменное произведение.
Гость00:18 17.12.2024
Комментарий удален модератором
23:28 16.12.2024(1)
Хм...
Тогда какого рода эта литература?..
Детектив?
Или нон-фикшн?
00:11 17.12.2024(1)
Слово литература появилось за долго до того как появились понятия: детектив; нон-фикшн и прочие. Первая литература - это записи товаров на складе.
Есть литература техническая, юридическая, медицинская...
19:45 17.12.2024(1)

Есть.
Но в данном - расширительном - значении слово "литература" используют как синоним слова "текст" (применительно к его (текста) содержанию).
20:14 17.12.2024(1)
Текст и литература — это синонимы, которые в русском языке приобрели разное значение.
Текст — это сочетание предложений, объединённых общей темой и связанных между собой с помощью грамматических средств.
Определение литературы дал выше, из чего следует, что литература — это всё тексты, собранные в одном месте.
20:18 17.12.2024(1)

Замечательно.
Раз Вы так полагаете, то и ладно.
22:45 17.12.2024
Я ничего такого не полагаю. Это из определения этих слов следует.
15:37 16.12.2024(1)
1
Я у тебя помощи просила разве? Меня мои работы устраивают, а в блогеры не хочу. Просто не надо ровнять блогерство с литературой.
15:40 16.12.2024
Комментарий удален автором комментария
12:21 16.12.2024(1)
1. Миф какой-то про читающих. Это ума не прибавляет , что видно по сетям и литсайтам-одинаковые мнения по любому вопросу, взятые с инета и ящика .
2.Некто из недавней истории печатал тексты на плохой бумаге, сделав их доступными для жаждущих . Книги дороги, приятны на ощупь,но недоступны. Цифра-это не то, крайний вариант, если текст уникальный и нет бумажного. 
3. Из пункта 2. 
Остальное-от бедности и печатания низкопробных текстов-сами издатели виноваты. Где цензура? И кто приходит в отрасль, ели продвигается макулатура? 
Я бы читала рекомендации и рецензии на фабуле, кбы был такой раздел, а не вот это , что имеется в рецензиях. Когда кукушка ..
Молодой автор пишет о поэте, не имея никакого личного соприкосновения ,кроме прочтения нескольких стишат..Эта строчка-моя рецензия на ***, поэтому фабула-это просто сеть с уклоном или чем там ещё с головой. Малина.
13:50 16.12.2024(1)
1
Это не миф!
Хорошая,серьезная книга заставляет размышлять о человеческих взаимоотношених.  Чтение художественной литературы способствует развитию замечать и понимать эмоции других людей. Этот навык является чрезвычайно важным для управления сложными человеческими отношениями. Чтение художественной литературы развивает мышление,интеллект,творческое воображение,повышает уровень грамотности письменной и устной речи,учит логически мыслить. 
 А по тому, как говорят окружающие ,как высказывают свои мысли в социальных сетях, я вижу, что читают мало или читают развлекательную литературу.   
Гость16:20 16.12.2024(1)
Я когда-то давно понял, что чтение - это тоже общение. Читаешь книгу - общаешься с её автором. Проблема только в том, что задать вопрос ему не можешь. И мало людей с которыми можно было бы обсудить прочитанное. 
Мне и кажется литературные сайты и появились именно с этой целью. 
Прочитал публикацию и тут же с автором её обсудил. 
Проблема, что не все авторы готовы к диалогу. 
Прочитал у одного автора: если надо объяснять, то объяснять не надо... 
Но ведь объяснять - это значит поболтать... 
19:59 16.12.2024
"Я когда-то давно понял, что чтение - это тоже общение. Читаешь книгу - общаешься с её автором".
Хорошо написали,гость!
15:21 16.12.2024(1)

Не о чем писать, всё уже написано, но не прочитано.

Я согласен с вами, что читают мало. А система изучения литературы в СССР больше отбивала желание читать.
У меня был список книг, которые я намеревался прочитать, они были в хронологической последовательности, пришел в библиотеку за очередной книгой, а мне говорят: «Мы не можем дать вам эту книгу, она очень хорошая, вы её можете украсть. Почитайте пока что-то похуже, когда мы убедимся, что вы честный человек, дадим вам и эту книгу».
19:57 16.12.2024(1)
Ужас какой!Не повезло Вам с библиотекой.
20:45 16.12.2024
00:20 16.12.2024(1)
Нет живых героев? Неужели? Кроме того, есть герои, уже ушедшие от нас. Без "связи с ними" ничего не будет. Ни литературы, ни культуры в целом.
12:27 16.12.2024(1)
1
Это герои наших лучших писателей.Вы восприняли слово " живой" в прямом значении. Я же имела в виду героя,как литературный образ.  Важным аспектом работы писателя является умение создавать правдоподобные и интересные образы героев, которые были бы осязаемыми и призванными вызывать эмоции у читателя.
14:50 16.12.2024
"Вы восприняли слово " живой" в прямом значении. Я же имела ввиду героя,как литературный образ".

Минуточку...О том, что вы имели в виду (пишется раздельно) А вот это было не ваше предложение? "Живых героев, имена которых становились бы нарицательными, нет в самой нашей жизни. Изменится жизнь — появится и литература"??
19:10 15.12.2024(1)
А о каких бестселлерах вы речь ведёте, которые в Москве и Санкт-Петербурге продаются?
Если в литературе одни откровенные дилетанты и графоманы.
12:37 16.12.2024(1)
Бестселлеры: "Мастер и Маргарита","Атлант расправил плечи", "Охота на овец"," 1984"," Парфюмер","Мартин Иден"," Гарри Поттер","Волхв","Маятник Фуко","Мальчик в полосатой пижаме","Обитель","Бойцовский клуб" и т.д. Весь список нет времени перечислять.
13:47 16.12.2024(1)
Я думал, появилось что-то новое...
Спасибо.
14:05 16.12.2024(1)
Анатолий,добрый день)
Главный помощник в выборе книг – Лайвлиб.  Там есть буквально всё: списки бестселлеров, тематические подборки, рецензии на отдельные книги, цитаты из произведений, биографические справки об авторах.
Отдельным пунктом стоит 
отметить анонс новинок. Страничка "скоро в продаже" обновляется регулярно. 
14:36 16.12.2024
Спасибо, теперь я вооружён! Быть в курсе происходящего - высшее благо.
13:00 16.12.2024(1)
И книги есть, и читатели есть. Маловато, конечно, читателей, но есть. С критикой хуже. А стандарт писателя скоро примут. Культуре чтения в школах не учат.
Наше поколение читало много. А чем ещё было занять своё время? Но серьёзная литература и раньше мало была востребована, а книги о коммунистическом строительстве вообще не читались. Особый всплеск чтения был, когда стали печатать Булгакова, Аксёнова, Войновича, Дудинцева, Рыбакова... Сейчас тоже часто спрашивают тех авторов, которые повторяют судьбу своих предшественников, которых теперь нет в открытом доступе.
И бумажная книга живёт пока. Во всяком случае, большая часть пишущих желает иметь именно печатную книгу.
13:14 16.12.2024(1)
1
Добрый день,Моряна. Вы знаете,многое мои друзья и знакомые покупают книги именно в печатном варианте.И я предпочитаю держать книгу в руках. Коммунистические романы, по-моему, никто тогда не читал).У нас на курсе ни один человек не прочёл програмное произведение Луи Арагона " Коммунисты").
 
14:29 16.12.2024
Да, у нас в программе тоже был Арагон, и все боялись, что он достанется в билетах. Потому что на экзамене требовалось знание текстов, чтобы отвечать на дополнительные вопросы.
Я сейчас работаю с каталогами библиотеки - видно, сколько мусора раньше комплектовали по обязательному экземпляру. Списываем потихонечку. А молодёжь каждый день приносит книги родительские, хорошо хоть не на помойку.
Я в электронном виде серьёзные большие вещи читать не могу - только книга.
02:35 16.12.2024(1)
Странный второй весь абзац. Звучит красиво, но не понятно.
Зачем вообще нужны литературные герои? Чтобы завести куда? И почему раньше были все думающими, а сейчас-на отдыхе?
Думающие-это какие такие по-вашему? Интересно, раскроете всю цепочку?
12:19 16.12.2024
1
 1.Литературные герои, имена которых стали нарицательными; :Обломов, Золушка, Плюшкин. Остап Бендер, Дон Кихот, Гамлет , Дон Жуан,Отелло и т.д. 

2. Зачем нужен литературный герой? Литературный герой нужен для развития сюжета. Без участия героя основные сюжетные события не могут состояться.  Герой представляет собой художественно выраженный образ, включающий в себя характеристики, черты личности, мировоззрение, эмоциональный отклик на события. художественный образ человека, который является одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

3."Думающий" и "отдыхающий" читатель. 

"Отдыхающий" читатель ориентируется на литературу развлекательного характера: прочитал и забыл. Конечно же, потребности у человека в разных жизненных ситуациях разные: иногда хочется отдохнуть и почитать что-нибудь интересное, посмеяться. 
"Думающий " читатель   занимается интеллектуальным чтением, требующим времени и особой внутренней работы мысли.
09:17 16.12.2024
Согласен. Нет самого предмета литературы. Каков он, герой нашего времени, когда тон задают временщики, посленасхотьпотопцы и клюющие с руки интерпретаторы, с лицензией на право говорить то, что от них ожидают услышать? Полярность поменяли даже такие вечные моральные категории, как зло и добро. И ведь, слишком многие приняли правила игры. И хотя, я не имею отношения к литературе, как сам её понимаю, но, не пишу уже скоро год. Почему? А для кого писать? 
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама