Заметка «Природа поэзии»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 33 +2
Дата:

Природа поэзии

­­У многих на слуху пушкинские строки:

Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать…

Вообще-то, это реплика Книгопродавца из стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Торговец на протяжении всего стиха вымогает у поэта его новое произведение, тогда как поэт сомневается – он творит не для воздаяния, а получив некий опыт, теперь уже и не надеется на понимание читателя, так зачем же ему издаваться? На что торговец замечает, что так рассуждали и Байрон, и Жуковский, тем не менее их произведения неплохо продаются. Поэт мечтает о свободе, но в нынешний. «железный» век «без денег и свободы нет». На этот аргумент у поэта не находится возражений, и рукопись идёт в печать.

Между тем, быть профессиональным поэтом – то есть обеспечивать средства для жизни своим творчеством, крайне сложно. Сам Пушкин получал деньги не только с книг, ему шло жалование как камергеру-юнкеру, а также были какие-то доходы с поместий. При этом денег поэту хронически не хватало, он постоянно должал.

Пожалуй, поэтическое творчество могло хоть как-то финансово обеспечивать автора только в СССР. И то, малоизвестным (и малотиражным) поэтам приходилось перебиваться литературной подёнщиной (всякие тексты для нужд радио, телевидения, малой сцены) и, в первую очередь, переводами. Но всё-таки можно было ощущать себя профессиональным поэтом. Поэтому, наверное, только в СССР могла получиться интерпретация поэзии как ремесла, что мы видим у Давида Самойлова:

Слова


Ремесло предполагает мастеровитый подход к делу. Умение достигать некоего продуктивного результата.

Далеко в прошлом – у древних греков – существовало понятие τέχνη («техне» – отсюда «техника»), объединяющее ремесло и искусство. Художник был просто одним из ремесленников. Однако сегодня мы противопоставляем ремесленничество и искусство. Первое нацелено на создание прагматической, а второе – художественной ценности, как правило, не имеющей прагматической составляющей.

Поэтому, если мы отказываем поэзии быть ремеслом, она, видимо, должна считаться искусством. Гимн искусству можно найти в стихотворении швейцарского франкоязычного автора Анри-Фредерика Амьеля:


Упорен будь, коль знаешь, что силен.
Трудись! Искусства нет без огорченья.
Напрасны могут быть твои мученья.
Талант не только в силе заключен.
Гни лук, но не ломай! И мощь не впрок,
Когда выходит из границ рассудка.
Запомни: как бы ни старалась дудка,
Стократ мощнее благородный рог!

Искусство велико, искусство ждет.
Ему потребен жрец неутомимый.
В нем сильный обретает храм незримый,
Но слабый лишь могилу обретет.
К тому, кто лжет, вопрос искусства строг:
«Чего ты хочешь? Нет! Что можешь? Ну-тка!»
Когда тебе по силам только дудка,
Оставь в покое благородный рог!

(публикация 1854, перевод Владимира Швыряева)

Амьель дает нам два плана искусства. Для высокого искусства выбран образ рога; антиподом рогу выступает дудка. При этом Амьель использует диалектное словечко turlututu («турлутуту»), являющееся не более чем звукоподражанием. Проще уже некуда.

Хотя и рог, и дудка – музыкальные инструменты, поэт, используя общее слово «искусство», ведёт речь, всё-таки, скорее о поэзии, а не о музыке. Не случайно стих имеет посвящение Теофилю Готье – тоже знаменитому поэту.

Какими бы интонациями ни была насыщена поэзия – простонародными («дудочными») или благородными – она, по силам каждого из ее адептов, являет собой продукт таланта и выражается в том, чему мы можем дать имя произведения искусства. Территория искусства охватывает все ее проявления: «дуб и незабудка» прекрасны по-своему (в оригинале на месте незабудки – соломинка, и даже её поэзия способна сделать возвышенной).

Итак, поэзия – искусство?

Но может быть и ещё одна точка зрения. Будь то ремесло или искусство, мы имеем дело с субъектом (мастером или художником), который работает с материалом, создавая некую ценность. Но всегда ли поэт управляет поэзией? Или в некоторых случаях поэзия управляет им? И тогда он – только канал, через который реализуется стихия. Вот как это чувствует Николай Заболоцкий:



(1957)

Какова природа поэзии – ремесло, искусство или стихия – каждый поэт решает сам, независимо от других.

Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ
Реклама
Обсуждение
11:53 17.12.2024(1)
Любое занятие может быть искусством, коли сделано талантливо, мастерски, красиво и со смыслом, даже труд дворника.   
21:28 17.12.2024(1)
Такое легко сказать, но на самом деле на свете куча всякого труда, который не может быть искусством. Можно себя утешать, что, мол, я отношусь ответственно, с душой, и поднимаю свое дело на уровень искусства, но в действительности часто человек просто расстрачивает сволю душу, вкладывая ее в то, во что вкладывать не нужно. Если уж по жизни приходится заниматься таким делом, то душу лучше поберечь и вкладывать в другое. 
22:03 17.12.2024
Может и так! Я своё мнение высказал. 
00:48 17.12.2024(1)
Интересно, содержательно. Отличная работа!
21:24 17.12.2024
Спасибо!
23:28 16.12.2024
По моему скромному мнению, это скорее навык,близкий к искусству. Язык, на котором принято было беседовать с богами,стишами написаны известные книги для наилучшей сонастройки.
Всё, что не для прославления, од и подобного-это бытовые упражнения с невысокой целью, но тоже для сонастройки: любовня лирика, про погоду и ,что я в состоянии прочесть-патриотической направленности полотна. "За далью-даль", например. Это уже сложно, не лишено смысла и не вызывает откровенного недоумения,т.е. предлагается публично-полезному  прочтению без стыда за автора .
Корявые рифмы,где слова воткнуты за недостатком словарного запаса, чтобы заполнить дыры в счёте..Давайте найдет  (к примеру) на фабуле, чтобы таких мест не было? Кому не лениво?
23:08 16.12.2024
Николай Рубцов "О поэзии"

.....
Прославит нас или унизит,
Но всё равно возьмёт своё.
И не она от нас зависит,
А мы зависим от неё.

Дилемма.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама